В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Румянцева: Коррупция: как обуздать неуемные аппетиты чиновников? Назад
Елена Румянцева: Коррупция: как обуздать неуемные аппетиты чиновников?
Доклад на Конференции N 9 "Коррупция: как обуздать неуемные аппетиты чиновников?" 27 марта 2014 г. Ломоносовский корпус МГУ им. М.В.Ломоносова

Румянцева Елена Евгеньевна
доктор экономических наук, профессор

О целесообразности смещения акцентов
антикоррупционной пропаганды в стране

Хорошо, что на этой конференции выступают и представители разных партий с во многом схожими выступлениями об исключительной важности именно их деятельности в противодействии и искоренении коррупции как зла, а не каких-то других сторон, включая и правоохранительные органы, и представителей зрелого научного сообщества.
Владимир Вольфович Жириновский, хоть и посетовал, что журналисты его не любят, вышел тем не менее на первое место в 2013 г. по количеству цитирований в СМИ (Источник: Нешевец М. Кого в Думе больше любят СМИ. // "Metro". - N 74. - 13.12.2013. - С. 5). Следовательно, именно его позиция - та, которая по количеству цитирований оказывает, на мой взгляд, серьезное влияние на конкретную деятельность в России по борьбе с коррупцией. Владимир Вольфович предложил рассматривать коррупцию не как всеобщее зло, а именно как "инструмент управления". Он подверг критике продажность, которая сегодня, по его мнению, обозначает коррупцию на бытовом уровне. Но привел в пример, к сожалению, отнюдь не коррупционные сферы, а сферы обслуживания - въезд на парковку за дополнительное вознаграждение, VIP встречу на конференции и т.п. индивидуальное обслуживание с повышенным к нему вниманием за деньги. И далее он как бы подшучивает, утверждая, что коррупция в России не искоренима никогда, как и преступность, поскольку "зафиксировать дачу взятки очень тяжело". И второй его значимый для понимания тщательно создаваемой им же политико-конструктивной идеологии вывод по развитию масштабной коррупции в России - несамостоятельность действия каждого коррупционера, у которого есть власть. Мотивы его поведения определяются, по мнению В.В.Жириновского, его семьей - жены и исключительно дочерей, а не сыновей, если, добавим от себя, у коррупционера есть семья, есть дочь, и он при этом ее любит.

Просто напомню, что Карл Маркс писал свой "капитал" на протяжении 40 лет, а то, что он хотел сказать, написано и изучают в экономических ВУзах разных стран мира не один век.

Поскольку сегодня заработная плата депутатов Государственной Думы России примерно в 10-15 раз выше, чем у большинства населения, то, наверно, и то, что нам передают в качестве информации, тем более из первых уст, по идее, во столько же раз больше должно обладать ценностью здравомыслия, научностью и конструктивным характером подходов. Ведь речь (а затем и деятельность) любого депутата - это и есть народовластие, выражение интересов людей делать жизнь лучшей в данной стране.
Наша позиция, которую, вероятно, из-за недостатка административных и масштабных финансовых ресурсов для распространения в платных СМИ почти не слышат, что совсем не означает, что не услышат, отличная по идеям, системам представления фактов и взаимосвязей, нацеленности на результат и связана с обобщением тех результатов исследований, которые проводились нами, начиная с первых лекций по антикоррупционной деятельности для Счетной палаты России и системы Росфиннадзора в 2008 г.
По нашему мнению, в стране идет целенаправленное и очень недоброе размывание темы коррупции, политизированное смещение вины с преступных сообществ на их жертв - потребителей государственных и общественных услуг, спад трудовой активности нации, огромный ущерб, который наносится позитивному общественному развитию коррупционными связями и связанными с ними негодяйскими моральными устоями, но который пока считается по узколокальным данным и проявляется в виде скандалов, а не действенных и систематизированных, нацеленных на перспективу мер пресечения деятельности преступных группировок, - эти и другие вопросы следует, на наш взгляд, сегодня поднимать и хотя бы обсуждать компетентными сторонами.
В современной российской коррупционной системе своевластия постоянно как "идеология здравого смысла", как данность всем нам приводится имя Адама Смита, которого предлагается понимать как родоначальника и системного идеолога концепции "lasses-faire" - отказа государства от вмешательства в экономику (Комментарий по данному разночтению приведен в книге: Румянцева Е.Е. Экономические дискуссии XXI века: М.Е. Портер, А. Смит, К. Маркс, Дж. С. Милль, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, А.А. Богданов (конспекты и краткие рецензии трудов). - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 156), что на протяжении последних лет сопровождается как безальтернативным ростом численности государственного аппарата, так и расходов, по сути, налогоплательщиков на его содержание.
Поэтому уместно привести и другие интересные высказывания этого несомненно выдающегося английского ученого 18 века: 1. "Один вид труда увеличивает стоимость предмета, к которому он прилагается, другой вид труда не производит такого действия. Первый, поскольку он производит некоторую стоимость, может быть назван производительным трудом, второй - непроизводительным" (Источник: Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Издательство социально-экономической литературы. М., 1962 - С. 244). 2. "Великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти...>>. Многочисленный и блестящий двор, обширная церковная организация, большие флоты и армии, - развивает свою концепцию эффективного государственного управления А.Смит, - поскольку они сами ничего не производят, содержатся за счет продукта труда других людей. "И когда поэтому число их увеличивается сверх необходимого, они могут потребить за год столь значительную часть этого продукта, что не останется достаточно для содержания производительных работников... Вся бережливость и все благоразумие отдельных частных "лиц могут оказаться не в силах уравновесить расточение продуктов и понижение производства, вызванные таким непомерным и вынужденным расхищением" (Источник: Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Издательство социально-экономической литературы. М., 1962 - С. 252).
Недостаточная защищенность населения России от коррупции, случаи которой периодически обсуждаются, и долговременная уже систематизировано-воспроизводимая из года в год утечка за рубеж нелегального теневого капитала огромного масштаба, непосредственно связана с более точной постановкой проблем существующего государственного регулирования, создающего барьеры роста бизнесу России, замещения засиживающихся на своих местах коррупционеров некоррупционной элитой, с конкретным выявлением барьеров на пути к эффективности хозяйствования, конкурентоспособности России. Поэтому сама постановка проблемы коррупции не исчерпывается современной российской правоприменительной практикой, взяточничеством и присвоением средств госбюджета в разных формах, но также СЕРЬЗНЫМ ОБРАЗОМ связана и с курированием профессиональных площадок с интеллектуальным и физическим неидеологизированным производительным трудом силовыми группами-рейдерами с последующим захватом ими доходных мест, а также их последующей ориентацией уже не на спецов, а на на неполноценных слабохарактерных подчиненных, на привлечение национальных меньшинств из числа иногородних граждан и эмигрантов, которыми легче управлять, - ориентацией, в конечном счете, на местничество, круговую поруку, несоблюдение норм права, которое в результате масштабной многопоправочной деятельности депутатского корпуса из системы с множеством противоречий и недостатков контроля исполнения незаметно развернулось в сторону защиты прав крупных собственников и усугубления неравенства граждан перед законом.
Про коррупцию надо мало говорить, но емко, чтобы не спутать системные вопросы с незначительными эпизодами, особенно, когда именно на них и заморачивают общественное мнение. Этим и другими приемами тема действенности противодействия коррупции очень логично и искусно размыливается, а коррупционные преступления, что естественно для коррупционных верхушек, выводятся из-под уголовной ответственности. Поэтому я закончу свое выступление наиболее важными, на мой взгляд, цифрами и выводами.
Первое. Отчеты Всемирного экономического форума "О глобальной конкурентоспособности" за 3 последних года - из 16 факторов, наиболее существенным образом мешающих развитию деловой и гражданской активности, на 1-м месте по данным опросов российских бизнесменов ВСЕ ТРИ ГОДА стоит именно коррупция. Еще в 26 странах мира - Албании, Бангладеш, Бенине, Камбодже, Эквадоре, Кении и др. из обследованных 148 стран, коррупция, как и в России, названа самым тяжелым тормозом развития бизнеса. Но есть страны, где коррупция вообще не развита КАК ТОРМОЗ для бизнес-деятельности, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАЧИМЫМ НЕГАТИВНЫМ ФАКТОРОМ - в Дании, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапуре, Финляндии и некоторых других странах (Источник: The Global Competitiveness Report 2011-2012. - Geneva: World Economic Forum, 2011. - 529 с.; The Global Competitiveness Report 2012-2013. - Geneva: World Economic Forum, 2012. - 529 с.; The Global Competitiveness Report 2013-2014. - Geneva: World Economic Forum, 2013. - 553 с.). Поэтому новейшая прокоррупционная теория, что без коррупции Российская Федерации, якобы, и не сможет существовать, а также навязываемые нам всем утверждения, что коррупция непобедима, не подтверждается данными проводимых международных сравнений, которые Россия официально не оспорила.
Второе. В 2007 г. Генеральный прокурор России Ю.Я.Чайка подчеркнул для ученых, для сотрудников правоохранительных органов, для населения, что "организованная преступность самым серьезным образом нацелена на сферу экономики, она перестает быть откровенно бандитской, а становится "беловоротничковой", но от того не менее опасной" (Источник: Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Чайки Ю.Я. на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О состоянии законности и правопорядка в 2006 году и о проделанной работе по их укреплению" 13.04.2007 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-475/). Иными словами, организованные преступные сообщества уже много лет не разбойничают на улицах, а сидят в кабинетах и занимаются бизнесом. То есть фактически действующие в подходы к захвату доходных площадок, описанные выше, с национальной бедой масштабного рейдерства, очевидно, взаимосвязаны. Но опять же таки в отрыве от своевременного пресечения, возмещения ущерба, где положено - наказания и, в конечном счете, - для безопасности развития общества вне коррупции - предупреждения.
Третье. Цены в России по ряду товаров в разы завышенные, по сравнению с США, Японией, европейскими странами, качество товаров и ассортимент - хуже, а вот парадокс (от моего имени - Румянцевой) - зарплата населения ниже, хотя должна была бы быть выше из-за завышенных цен - она же сидит в структуре себестоимости продукции. Создается парадокс давления, насилия коррупции в массовом потреблении. Иными словами, коррупционная составляющая присутствует не только в вымогательствах взяток с граждан за рассмотрение их обращений и жалоб по существу, не говоря уже об оказании своевременной материальной помощи нуждающимся категориям, но и в обложении населения "данью" коррупционной составляющей через завышение цен на товары и услуги ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ при нередко занижаемом в коррупционном бизнес-секторе качестве, сопряженном с мошенничеством в связи с ослабленным контролем за захваченные коррупционерами доходные площадки деятельности уже в рыночной среде (через коррупцию в госзакупках, вытеснение эффективных производителей рейдерами и пр.), что незримо обуславливает ослабление конкурентоспособности России и давление неправовой, бандитско-беловоротничковой жизни по понятиям, а не на успех каждого, отторгает все накопленные ранее навыки и системы ценностно ориентированного, гуманистического и высокоэффективного, научно-правового, легального управления.
Четвертое. С этим связывается и другая важная черта современной коррупции - оценок действенности ее преодоления, а с перспективным подходом - и предупреждения. По приведенным НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации данным, большинство россиян (более 60%) считают, что борьба с коррупцией в России носит имитационный характер и не является низкорезультативной (Источник: Электронный ресурс: http://www.fsvts.gov.ru/materials/DCDCFDE3B71FAAF944257B1000206C0E.html). Изменений тяжести раздувания этой серьезной темы до ее абсурдизации не происходит.
Пятое. В 2010 г. Д.А.Медведевым было замечено, что "объем воровства" при госзакупках можно снизить на триллион рублей". По его словам, "уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками и недобросовестными коммерсантами", "10 млн. контрактов заключается, и значительная часть из них содержит откаты, спиливаются деньги" (Источник: Медведев: Воровство при госзакупках можно снизить на 1 трлн. // 31.10.2010 г. http://newsland.com/news/detail/id/579675/). Как было публично оценено Президентом России В.В.Путиным (правда, за 2012 г.), в ходе проверок всего 0,3%государственных закупок (более 10 тысяч) было выявлено, что более 60% государственных и муниципальных заказов в 2012 году были проведены с нарушениями (Источник: Путин: 60% госзакупок в 2012 году прошли с нарушениями. 04.10.2013. http://www.gazeta.ru/business/news/2013/10/04/n_3230565.shtml). То есть, если распространить эти данные по нарушениям на 3,4 миллиона государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 триллионов рублей, то получается 2,04 млн. контрактов на сумму 4,6 трлн. руб. были заключены с нарушениями. На наш взгляд, раз замечены нарушения с 2010 г., значит, надо было наладить контроль за каждой госзакупкой. Мы знаем только о том, что пострадало выделение финансирования под празднование Нового 2014 г. года за бюджетные средства в российских госкомпаниях в размере 277 млн.руб. (Источник: Отказ госкорпораций от корпоративов сэкономил более 277 млн руб. //Новость от 27.12.2013 г. http://top.rbc.ru/economics/27/12/2013/897388.shtml), а четыре праздника за чужие деньги - это уже миллиард.
И, в завершение, шестое. На конференции в апреле 2013 г. заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец выступила со следующим докладом: "Наш рынок труда сегодня фактически нелегитимизирован. Очень небольшая часть рынка труда работает по прозрачным правилам. Из 86 млн. человек 48 млн. человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем. Когда у нас такой большой "серый" сектор, у нас происходит недофинансирование всех социальных расходов". А как еще будет противостоять некоррупционный сектор нарушениям трудового права и вообще прав личности на рабочих местах в России в воспроизводстве коррупционных схем управленческой деятельности?
Дополнительно к вышеназванным рекомендациям предлагается также учесть, что:
1. Определение коррупции в действующем российском законодательстве с учетом сложившейся практики пресечения только определенных видов преступлений все еще НЕДОСТАТОЧНО конкретизировано и развернуто, а именно:
размыта суть совершения коррупционных преступлений, в которых понятие "вымогательство" взятки освобождает от ответственности за подкуп должностных лиц, которые не оказывают или оказывают ненадлежащим образом государственную или муниципальную услугу;
не закреплены виды коррупции: бытовая, коррупция на предприятиях и коррупция на разных уровнях полномочий в государственных и муниципальных органах власти;
не представлено в определении и не предусмотрен механизм наступления ответственности за уклонение или недобросовестное выполнение должностной инструкции;
нет взаимосвязи отсутствия за коррупционные преступления с ущербом, который этими действиями нанесен, хотя это - один из самых главных критериев (возможно, пересмотр принципов наказания в увязке нанесенным материальным ущербом привел бы к замене наказания отбыванием срока в колонии по преступлениям, связанных с мелкими кражами из-за отсутствия денег на питание у людей, на компенсации нанесенного кражами ущерба и штрафы).
2. Антикоррупционный контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти в виде подачи деклараций о доходах и имуществе фактически сведен к контролю за процедурой и малоэффективен без анализа соответствия полученных доходов (и их легитимности) и расходов. Данный анализ представляется необходимым и значимым.
3. Работа по обращениям граждан, являясь индикатором коррупционной, добросовестной или недобросовестной профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, как и государственная закупочная деятельность (через торги и минуя торги) должны подвергаться более действенному контролю, а данные проверок реагирований на обращения граждан по существу, а не только формальным образом, систематически учитываться и публиковаться.

Док. 670678
Перв. публик.: 31.03.14
Последн. ред.: 07.04.14
Число обращений: 0

  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``