В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Крымский прецедент в системе международных отношений Назад
Вячеслав Лапидус: Крымский прецедент в системе международных отношений
На состоявшемся 16 марта 2014 г. референдуме в Крыму по официальным данным 96,77% участников проголосовало за присоединение территории полуострова к России. Необходимо подчеркнуть, что правовой основой текущего референдума стало постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым (АРК) от 6 марта 2014 г. "О проведении общекрымского референдума". В документе формулируется намерение Крыма войти в состав России в качестве субъекта РФ, данный вопрос выносится на референдум, определяются технические детали проведения вышеуказанного референдума.
17 марта 2014 г. на внеочередном пленарном заседании Парламента АРК принимается постановление "О независимости Крыма", в котором провозглашается возникновение "независимого суверенного государства - Республики Крым", определяется особый статус Севастополя, прекращается деятельность законодательства и государственных органов Украины на территории полуострова, происходит национализация Крымом украинских предприятий и имущества. В вышеуказанном документе содержится обращение Парламента Крыма к России с предложением "о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики". Парламентом Крыма также принимается целый ряд правовых актов с целью гармонизации крымского и российского законодательств. Речь идет о переименовании органов государственной власти, переходе республики на московское время, определении основных принципов функционирования бюджетно-финансовой системы полуострова, вступлении Крыма в рублевую зону. Независимость Крыма признается Россией, в подписанном 17 марта 2014 г. Указе Президента РФ "О признании Республики Крым".
Ключевым аспектом провозглашения крымской государственности является тот факт, что независимость Крыма рассматривается как технический этап на пути к инкорпорации республики в состав России. Таким образом, крымская государственность изначально имеет переходной характер и будет существовать до завершения юридического оформления вхождения Крыма в состав РФ, которое, по мнению различных специалистов, может составить от нескольких недель до полугода. Это принципиально отличает "крымский прецедент" от т.н. категории "непризнанных государств" на постсоветском пространстве: Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха.
Уникальность крымской ситуации состоит в том, что данный случай стал первым в постсоветский период примером возврата Россией, исторически принадлежавших территорий. Подобное обстоятельство возникло вследствие сочетания целого комплекса объективных и субъективных факторов, носящих гуманитарный, геополитический, военный, ситуационный, внутри и внешнеполитический характер.
С формально-правовой точки зрения, крымская государственность, базирующаяся на итогах всенародного референдума, имеет значительно более высокую легитимность, чем парламентский акт Косова 2008 г., провозгласивший независимость данной территории от Сербии, которая была признана подавляющим большинством западных стран. Можно вновь констатировать использование западным сообществом практики двойных стандартов, когда отсутствуют четкие, единые критерии легитимации итогов волеизъявления граждан, а результаты референдума в силу геополитических причин объявляются "законными" или "незаконными".
Присоединение Крыма к России будет иметь огромное позитивное значение, позволит укрепить экономическое, демографическое, энергетическое, военное могущество Российского государства. Вместе с тем, российской правящей элите на этапе присоединения полуострова к РФ важно не впадать в эйфорию и нейтрализовать потенциальные угрозы, которые могут привести к серьезной дестабилизации региона. Речь идет о разработке системы мер по снижению межэтнической конфликтогенности на крымском полуострове, сохранении там религиозной толерантности и стабильности, имплементации российских правовых норм и гармонизации с ними крымского законодательства, предотвращении возможной экономической и энергетической блокады территории полуострова со стороны Украины, интеграции Крыма в российскую народно-хозяйственную систему, недопущении активизации экстремистских и террористических элементов на территории республики.

Док. 670373
Опублик.: 18.03.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``