В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Канцеляризм и модернизация российской экономики в государственной закупочной деятельности в условиях общенациональных потребностей в антикризисном государственном регулировании Назад
Канцеляризм и модернизация российской экономики в государственной закупочной деятельности в условиях общенациональных потребностей в антикризисном государственном регулировании
В 2010 г. Д.А.Медведевым было замечено, что "объем воровства" при госзакупках можно снизить на триллион рублей". По его словам, "уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками и недобросовестными коммерсантами", "10 млн. контрактов заключается, и значительная часть из них содержит откаты, спиливаются деньги" . По документам это все еще легко отследить - один подрядчик (даже для соблюдения формализма никого уже не привлекают эти злостные нарушители законов), цены - многократно завышены; может осуществляться покупка того, что не нужно для обеспечения эффективности деятельности (например, для перепродажи третьим сторонам за наличный расчет) или вообще поставки не производятся (кто проверяет исполнение всех контрактов?).

Как было публично оценено Президентом России В.В.Путиным (правда, за 2012 г.), в ходе проверок всего 0,3% государственных закупок (более 10 тысяч) было выявлено, что более 60% государственных и муниципальных заказов в 2012 году были проведены с нарушениями . То есть, если распространить эти данные по нарушениям на 3,4 миллиона государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 триллионов рублей, то получается 2,04 млн. контрактов на сумму 4,6 трлн. руб. были заключены с нарушениями. По данным "Всемирного обзора экономических преступлений", подготовленного компанией "PricewaterhouseCoopers" на основе опроса 100 крупных компаний из разных отраслей российской экономики: промышленности, розничной торговли и сектора финансовых услуг, из которых 54% опрошенных компаний являются полностью частными, а 2% принадлежат государству), уровень мошенничества в сфере государственных закупок в 2013 г. в России составил 52%, что также существенно превышает аналогичный показатель по всему миру (29%) . Т.е. масштаб нарушений подтверждается разными источниками - и государственными проверками, и массовыми опросами представителей предприятий. При этом, по данным Forbes, более половины прямых государственных заказов и закупок за 2007-2011 гг. (2,7 трлн. руб. из выделенных бюджетных средств более чем 5 трлн. руб. в 700 контрактах) пришлось всего на 10 подрядчиков так называемых "открытых" торгов, где главная проблема - это предопределенность победителя (это стало выражаться в последние годы в том, что в торгах принимает участие ТОЛЬКО один конкурсант и соответственно - является победителем, а также - в завышении цен в лотах при одном конкурсанте в условиях отсутствия нормирования и проверок на обоснованность не столько цен, сколько вообще ПОТРЕБНОСТЕЙ в той или иной закупке) .
На сайте государственных закупок в 2013 г. было опубликовано извещений на сумму 6 463 375 млн.руб., а заключено контрактов в объеме 5 845 116,7 млн. руб. Средний размер извещения составил чуть более 26 тыс.руб., заключенного контракта - чуть менее 16 тыс.руб. То есть в процессе торгов в 2013 г. происходила существенная корректировка контрактов в сторону снижения их средней стоимости с 26 до 16 тыс.руб. на фоне увеличения количества контрактов (с 2 480 978 опубликованных извещений за год до 3 704 241 заключенных контрактов). Количество зарегистрированных организаций составило 239 081, в т.ч.:
бюджетные учреждения - 55,26% от общего количества зарегистрированных организаций (132 119);
казенные учреждения - 20,53% (49 080);
органы государственной власти и местного самоуправления - 19,93% (47 648);
унитарные предприятия - 1,20% (2 860);
организации, имеющие долю государственного участия - 1,01% (2 408);
органы управления государственным внебюджетным фондом: 0,91% (2 181);
автономные учреждения - 0,87% (2 091);
субъекты естественных монополий: 0,18% (425);
иные организации - 0,06% (133);
хозяйственные общества с долей государственного участия в уставном капитале - 0,03% (83);
дочерние хозяйственные общества - 0,01% (25);
организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности - 0,01% (15);
государственные корпорации, государственные компании (в том числе Государственная корпорация "Росатом") - ... (10);
банки - ...(3) .
Таким образом, более половины участников открытых торгов по государственным закупкам - бюджетные учреждения.
Из 1710 заявок, связанных с закупкой КАНЦЕЛЯРСКИХ товаров, самый дорогостоящий лот на их поставку N 31400873676 - для нужд ООО "Газпромкомплектация" - в объеме 182 650 039,57 руб., самый минимальный - на закупку офисной бумаги и канцелярских товаров для нужд Администрации Вареновского сельского поселения - на сумму всего лишь 200 руб. 80 коп. (лот N 0158300005613000005). Разница между самым дорогим и самым экономным лотами - более 900 тысяч (!) раз, а процедура торгов проводится и в том, и в другом случае. Очевидно, что стоимость проведения торгов - существенная составляющая этого вида трансакционных издержек, которые требуют расчета и дополнительных обоснований их соотносимости с ценой контрактов. Правда, следующими ДВУМЯ лотами по возрастанию являются два идентичных по названию заказа ЗАО "Рублево-Архангельское" "Закупка канцелярских и хозяйственных товаров", не объединенных почему-то в один стоимостью 1 428,51 руб. (лот N 31300727680) и 1 591,96 руб. (лот N 31300685307) с ЗАКУПКОЙ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА. Если сама стоимость организации закупок высока, то для заказчика с дешевыми лотами фактическая стоимость его заказа будет существенно завышена и с учетом стоимости организации закупки пачка бумаги будет стоить не 150 руб., а 300-350-1000 руб... Применяемый канцеляризм, к сожалению, не был своевременно выявлен и тем более - упрежден. Хотя его нецелесообразность очевидна, как и многочисленные жалобы российских налогоплательщиков на их преследования в случае недоимок в размере 1 рубля или злонамеренных начислений пени в период уплаты штрафа, а также многомесячных судебных разбирательств с назначением выплат в пользу потерпевшей от нарушения законных прав стороны в размере .... до 50 руб. (судебная практика с решением о выплатах в размере 3-5 руб. в пользу потерпевшей стороны достаточно представлена).
В 2007 г. Генеральный прокурор России Ю.Я.Чайка подчеркнул для ученых, для сотрудников правоохранительных органов, для населения, что "организованная преступность самым серьезным образом нацелена на сферу экономики, она перестает быть откровенно бандитской, а становится "беловоротничковой", но от того не менее опасной" . Иными словами, организованные преступные сообщества уже много лет не разбойничают на улицах, а сидят в кабинетах и занимаются бизнесом. Каким? Преступным, нацеленным на получение сиюминутной выгоды и подчинившим себе во многом бюрократию - чем сложнее бюрократическое устройство, тем важнее кадры, которые связаны именно с обслуживанием механизмов получения финансирования на ЛЮБЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, включая воспроизводство постоянно расширяемого бюрократического аппарата, вместо его сужения в условиях РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ как общения и обмена идеями. Организованные преступные группировки, создавая сегодня барьеры некоррумпированным особам для вхождения в крупный бизнес, в элиту российского бизнес-сообщества ЗАОДНО применяют этот глубинный и многослойный бюрократический механизм для разборок за 1 руб. И мы сразу узнаем у кого какая сегодня социальная (или асоциальная) позиция в этих механизмах. Против коррупции такие разборки - "за 1 руб." - НЕВОЗМОЖНЫ.
ОАО "Сбербанк России", имеющий 18 212 подразделений во всех 83 субъектах Российской Федерации, единовременно размещает множество, в том числе миллиардных лотов на поставку бумаги и других канцелярских товаров для своих нужд (без информации о нормативах потребления такого количества канцелярских принадлежностей и конкурентных, ниже розничных при таких огромных поставках цен на них), включая:
лот N 31300336555 ОАО "Сбербанк России" - 41 891 179,80 руб.;
лот N 31300457373 для нужд Волго-Вятского банка ОАО "Сбербанк России" - 40 085 926,00 руб.;
лот N 31300228716 для нужд Уральского банка ОАО "Сбербанк России" - 33 555 920,00 руб.;
лот N 31400824847 для нужд Северо-Кавказского банка ОАО "Сбербанк России" - 27 000 000,00 руб.;
лот N 31300637099 для нужд отделений ОАО "Сбербанк" в Челябинской области - 22 340 610,40 руб.;
лот N 31300657524 для нужд Курганского ОСБ N8599 Уральского банка ОАО "Сбербанк России" - 14 187 995,00 руб.;
лот N 31300693536 для нужд Свердловского отделения N7003 Уральского банка ОАО "Сбербанк России" - 2 435 845,00 руб.;
для нужд Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России" лот N 31300302470 - 8 651 777,00 руб. и лот N 31200075029 4 988 248,00 руб.;
лот N 31300432620 в Мурманское отделение N 8627 для нужд Северо-Западного ОАО "Сбербанк России" - 2 275 018,00 руб.;
лот N 31300330057 для ОАО "Сбербанк" - 6 500 000,00 руб.;
лот N 31300706832 для Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанка России" - 5 286 181,04 руб.;
лот N 31300756976 для нужд ЦА ОАО "Сбербанк России" - 4 997 411,00 руб.;
лот N 31300657421 для нужд Западно-Уральского банка ОАО "Сбербанк России" - 4 867 220,13 руб. и лот N 31300405786 только в Калининградское отделение N 8626 для нужд Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России" - 2 442 722,00 руб.;
лот N 31300655442 для нужд Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России" (Хабаровский край и ЕАО) - 4 686 180,95 руб.;
лот N 31300104208 для Липецкого отделения N 8593 ОАО "Сбербанк России" - 2 800 000,00 руб. и др.
Итого только по представленной нами выборке на ЗАКАЗ БУМАГИ И ДРУГИХ КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ потребности ОАО "Сбербанк" определяются НА СУММУ более 200 млн.руб., что больше заявленной одним лотом потребности ООО "Газпромкомплектация".
Аналогичные заказы размещены от двух других российских банков, потребности которых, судя по размещенным заказам, в бумаге и других канцелярских принадлежностях заметно меньше, чем у ОАО "Сбербанк". УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ (на одно потребителя банковских услуг или на одно рабочее место) НЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ, сравнение с другими банками (по технологии бенчмаркинга) по потреблению канцтоваров не проведено, обоснование потребности именно в канцелярских принадлежностях в условиях существования уже длительное время электронной формы платежей и документооборота не раскрыто.
Значительное место в затратах на канцелярскую продукцию в рейтинге самых ДОРОГОСТОЯЩИХ заказчиков занимает также и ОАО "Российские железные дороги" -
лот N 31300785493 на поставку канцелярских товаров для нужд Центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД" и её структурных подразделений в 2014-2016 годах - 46 808 594,64 руб.;
лот N 31400852191 на право заключения договора поставки канцелярских товаров для нужд Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" в 2014 году - 14 000 000,00 руб.;
лот N 31300556568 на поставку информационных стендов и канцелярских принадлежностей для нужд ОАО "РЖД" в январе-декабре 2014 год - 6 154 134,46 руб.;
лот N 31400903043 на поставку канцелярских товаров для нужд Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" в 2014-2015 годах - 6 041 600,00 руб.;
лот N 31400901705 поставки папок, коробов и портфелей для ОАО "РЖД" в 2013-2014 годах - 4 054 642,84 руб. и др.
Итого - по данной выборке - около 80 млн.руб. на канцелярские принадлежности организации, специализирующейся на оказании транспортных услуг. Для сопоставления с тем, что делается в секторе реальных инвестиций, приведем затраты на такой инвестиционный проект: в 2012-2013 гг. Центральная пригородная пассажирская компания предполагала направить инвестиции в размере 1,516 млрд. рублей на переоборудование 34 электропоездов 7000-й нумерации , или 45 млн.руб. на переоборудование одного поезда. Очевидно, что крупномасштабные затраты на канцелярские принадлежности целесообразно было бы сравнивать с модернизацией подвижного состава и расширением, реконструкцией сети российских железных дорог, отстающих по своим параметрам прогрессивного развития от всех развитых стран мира, включая нещадящий режим цен для потребителей в условия отсутствия необходимого комфорта (систем кондиционирования, соблюдения точности графика движения, чистоты и пр.).
Поэтому использование нормативов потребления канцтоваров в России с учетом специализации того или иного государственного заказчика, а также анализ государственных заказов на предмет соответствия интересам национальной экономики - поддержки ОТРАСЛЕЙ отечественного производства, а не единичных хозяйствующих субъектов, укреплении рубля, конкурентоспособности России, нам представляется существенным.
Что касается анализа структур потребностей государственных заказчиков те или иные жизненно важные проекты (закупки), то, как известно, благодаря отказу госкорпораций от новогодних корпоративов за счет средств государственного бюджета (налогоплательщиков) было сэкономлено более 277 млн. руб. , хотя данная графа - "развлечение сотрудников" - нарушает нормы российского и действующего в России международного трудового права и увеличивает без того громадную разницу в условиях и оплатах труда, когда многим категориям работников, по сути, недоплачивают (или отрасли без необходимой государственной финансовой поддержки не развиваются или топятся рейдерами), а некоторым категориям работников - давно уже необоснованно переплачивают.
В условиях кризисного состояния экономики, индикатором которого выступает обесценение национальной валюты, ЭКОНОМИЯ на переориентировании общенациональной системы государственных закупок на нужды страны, обеспечение с ее помощью общественно значимых народнохозяйственных эффектов представляется нам существенным элементом противодействия кризису наряду с явно бесперспективной системой широкомасштабного и дорогостоящего для текущей ситуации государственного премирования большого контингента управленцев без... увязки их деятельности с народнохозяйственной эффективностью и значимостью, особенно в условиях формирования и воспроизводства коррупционных связей исключительно в сферах крупных заработков (от 100 тыс.руб. нелегального дохода и выше) и связанной с ними, на наш взгляд, постоянно усложняемой бюрократии трудовых и производственных отношений, как уже подчеркивалось ранее. В условиях актуальности работы по противодействию коррупции и связанных именно с ней социально-экономических кризисов на первое место выдвигается все-таки задача не поощрения одних и тех же кадров, занимающих десятилетиями одни и те же посты или посты одного уровня доходности (в случаях, если система управления от их деятельности страдает, а вопрос эффективности остается много лет открытым и как бы безысходным), а продвижения концепции значимости каждой должности общегосударственного значения через определение эффективности и успешности находящегося под ее управлением (и контролем) объекта управления . Система оторванных от уровня стран с развитой рыночной экономикой и явно завышенных окладов формирует статьи затрат для России, которые становятся непосильным бременем в условиях наступления кризиса и в целом вне связи со спецификой науки бюджетирования, ориентированного все-таки на народно-хозяйственный результат (научный - для науки, производственный - для производства, сверхбюрократический с повышенными УДЕЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ на одну операцию и рабочее место высокопоставленного контингента системы государственного управления среди стран мирового сообщества вне связи с интересами страны в целом и эффективностью народнохозяйственной деятельности - как лженаучный).
А в условиях недостаточной проработанности вопросов, связанных с привлечением колоссальных государственных ресурсов, считаем очевидным необходимость поощрения интеллигенции, персонально выступающей с публикациями в открытой печати в защиту общегосударственных национальных интересов Российской Федерации, включая существенную экономию ресурсов государственного бюджета.

Док. 670153
Опублик.: 06.03.14
Число обращений: 0

  • Румянцева Елена Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``