В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Никитчук: Баланс углеводородов - важный элемент контроля Назад
Иван Никитчук: Баланс углеводородов - важный элемент контроля
(Выступление на парламентских слушаниях в Государственной Думе
5 марта 2014 года)

И.Никитчук, первый заместитель Председателя Комитета ГД ФС РФ
по природным ресурсам, природопользованию и экологии,
д.т.н.

Уважаемые коллеги!
Наши слушания посвящены весьма актуальному вопросу: Законодательное обеспечение организации системы баланса извлечения и потребления углеводородного сырья на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе.


Думаю, нет необходимости в этой аудитории доказывать, что в течение ближайших полутора-двух десятилетий социально-экономическое развитие страны, ее экспортный потенциал во многом будут определяться состоянием дел в нефтегазовом комплексе.
В настоящее время эта отрасль является основным источником формирования доходной части федерального бюджета. В 2014 году объем нефтегазовых доходов федерального бюджета составит 6,5 трлн. рублей (или 48,1 % от общих доходов федерального бюджета). Доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 65%.
В ТЭК непосредственно занято 14% трудоспособного населения. Это 10 млн. налогоплательщиков. Каждый новый проект в ТЭК автоматически влечет за собой организацию новых рабочих мест не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в смежных областях - в машиностроение, в производстве труб, металла, различного оборудования, программного обеспечения и т.д. Идет как бы цепная реакция наращивания экономического потенциала страны.

Большие перспективы развития ТЭК в ближайшие годы связаны с освоением континентального шельфа Российской Федерации. На шельфе огромные запасы углеводородов. Согласно аналитическим прогнозам к 2030-му году около 30 процентов нефти, добываемой на территории страны, будет добываться на шельфе Российской Федерации.
    Прогнозы свидетельствуют, что мировое потребление энергоресурсов будет расти. За последние 20 лет оно выросло на 45%, за следующие 20 лет оно может вырасти еще примерно на 40%.
Баланс между видами источников энергии будет меняться относительно медленно. Наиболее быстрый рост будет отмечаться у возобновляемых источников энергии, которые, как ожидается, будут расти темпами около 8% в год до 2030 годы.
    ТЭК - это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению. Проблемы ТЭК затрагивают всю национальную экономику. И этих проблем достаточно много. Думаю, что в ходе дискуссии участники слушаний остановятся на них более подробно.
Тем не менее, нельзя не отметить, что за последнее время Правительством Российской Федерации принят ряд стратегических программ, направленных на развитие нефтегазовой отрасли. В их числе:
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года;
- Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";
- Государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики";
- Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации до 2020 года;
- Генеральная схема развития газовой отрасли Российской Федерации до 2020 года.
И все же этого не достаточно.
     Остается не оптимизированным топливно-энергетический баланс ТЭК - одна из наиболее важных его проблем.
Надо сказать, что в Российской Федерации имеется определенный опыт работы с балансами. Еще в СССР разрабатывался Единый баланс топливно-энергетических ресурсов, что позволяло планировать удовлетворение потребностей населения и экономики в энергоресурсах, решать вопросы загрузки производственных мощностей ТЭК, формировать экспортные поставки, оптимизировать перевозки внутри страны. С упразднением централизованной системы распределения ресурсов и переходом к рыночным отношениям роль баланса как системного документа свелась к минимуму.
Практика же требует, чтобы государство имело возможность проследить всю цепочку от запасов углеводородного сырья через добычу, переработку - до потребления, чтобы на всех этапах пути исключить хищения сырья и неуплату налогов, повысить прозрачность и упорядочение рынка нефтересурсов.
    Анализ существующих документов по учёту нефти крупнейших нефтяных компаний показывает, что требования данных документов содержат в себе риск занижения НДПИ на величину потерь нефти после завершения полного цикла подготовки нефти.
По оценкам Минпромторга России, не учтённые запасы нефтяных компаний могут составлять до 10-15% от общей их добычи, что в стоимостном выражении составляет сотни миллиардов рублей в годовом исчислении. Таким образом, требования о ДОСТОВЕРНОСТИ учёта ресурсов не выполняются.
Государственный учет нефти обеспечивается лишь на коммерческих узлах учета товарной продукции, отнесенных от скважин на десятки километров. Качественный учет извлекаемого попутного нефтяного газа отсутствует во многих добывающих компаниях.
Анализ фактической отчетности показывает, что существенно различаются уровни технологических потерь в зависимости от принадлежности нефтепроводов. Так, в 1 полугодии 2013 года технологические потери в системе ОАО "АК "Транснефть" превысили 0,3%, при этом потери при транспортировке нефти по подводящим нефтепроводам ряда добывающих компаний составили 0,185%. Учитывая данные о годовых объемах транспортировки по системе ОАО "АК "Транснефть", нормативные потери в системе могут достигать 2 млн.тонн в год. При этом ОАО "АК"Транснефть", не являясь производителем нефти, согласно информации из открытых источников, реализует ежегодно на рынке около 1 млн. тонн нефти.
    Единый баланс производства и потребления возможен только при условии создания государственной системы учета и балансов производства и потребления углеводородного сырья.
Основными предпосылками создания государственной системы учета и балансов производства и потребления нефти и нефтепродуктов являются:
Отсутствие в стране целостной системы мониторинга и балансового учета добычи, переработки и транспортировки нефтересурсов, обеспечивающих высокий уровень детализации данных по субъектам производства и потребления, видам и способам транспортировки нефтересурсов, в том числе, при осуществлении поставок за границы Российской Федерации.
Рост числа хищений нефти и нефтепродуктов с объектов производственной и транспортной инфраструктуры с последующей легализацией и сбытом.
Несоответствие объемов производства отдельных видов нефтересурсов объемам их вывоза за пределы страны, что свидетельствует о преднамеренной пересортице видов нефтересурсов в целях ухода от уплаты таможенных платежей.
Неконтролируемые мини-НПЗ, не представляющих отчетность по своей производственной деятельности и не выполняющих требования технического регламента по качеству моторных топлив.
Основные цели создания государственной системы балансов производства и потребления УВС
Получение достоверной и оперативной информации о производстве, распределении и перемещении нефтяного сырья и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (включая транзитные и импортные ресурсы), а также о поставках российского нефтяного сырья и нефтепродуктов за пределы страны
Получение единого баланса производства и потребления нефтяного сырья и продуктов его переработки на территории Российской Федерации в разрезе отдельных видов нефтересурсов, регионов производства и потребления, объектов производства, хранения и перевалки нефтересурсов.


В рамках государственной системы контроль должен осуществляется по объектам наблюдения трех типов:
o    объекты производства нефтяного сырья (добыча из недр);
o    объекты производства нефтепродуктов (НПЗ, мини-НПЗ, ГПЗ, нефтебазы смешения);
o    объекты слива/налива, перевалки нефтересурсов (ж/д и морские/речные терминалы, перевалочные и распределительные нефтебазы).



    Реализация системы учета и балансов производства и потребления углеводородного сырья должна заключаться в следующем:
Разработка концепции - изменение законодательства - принятие подзаконных актов- разработка пилотного проекта - внедрение системы
Планируемый эффект от создания государственной системы балансов производства и потребления углеводородного сырья:
- повышение прозрачности и упорядочение рынка;
- удаление с рынка недобросовестных производителей и поставщиков нефтересурсов;
- сокращение теневого оборота нефтересурсов;
    - сокращение потерь и увеличение доходной части бюджета.

Решение задачи формирования государственной системы учета и балансов производства и потребления углеводородного сырья заключается в следующем:
В нормативно-правовой сфере:
Разработка и принятие федерального закона "О добыче, переработке и транспортировке нефтяного сырья и продуктов его переработки", в который предусматривается включить необходимые для функционирования государственной системы учета правовые нормы.
- Внесение изменений в Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (в части государственной системы учета и контроля производства и перемещения нефти и нефтепродуктов);
Принятие подзаконных актов для реализации государственной системы.
В области финансового обеспечения работ:
Определение источников и объемов финансирования всех мероприятий по созданию и эксплуатации государственной системы учета и балансов производства и потребления углеводородного сырья, включая первоочередную задачу по созданию подсистемы информационного обеспечения - основного элемента, обеспечивающего функционирование системы.
В области межведомственного взаимодействия:
Рассмотрение и согласование Концепции заинтересованными федеральными органами власти и организациями.
Утверждение программы пилотного проекта государственной системы учета и балансов производства и потребления углеводородного сырья и его выполнение.
Составление программы реализации государственной системы учета и балансов производства и потребления углеводородного сырья с учетом результатов апробации пилотного проекта.



При достижения указанных целей Комитете ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии будет строить свою деятельность, исходя из следующих положений:
- укрепление позиций государственного влияния и контроля;
- обеспечение энергетической безопасности страны;
- развитие национальной нефтегазовой промышленности;
- поддержание высокого уровня рентабельности в нефтегазовом секторе экономики;
- обеспечение безопасности поставок углеводородного сырья;
- мотивирование предприятий на разработку и использование инновационных технологий, которые позволят снижать издержки, повышать доходы предприятий, улучшать условия труда и экологическую обстановку;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Эффективная реализация всех поставленных задач позволит переломить существующие тенденции и минимизировать все негативные явления в данном секторе экономики.
И в целом это, несомненно, обеспечит повышение уровня энергетической безопасности нашего государства, экономической и энергетической эффективности, усиление внешнеэкономических позиций России.


Материал полностью см в Приложении

Док. 670136
Перв. публик.: 05.03.14
Последн. ред.: 06.03.14
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``