В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Поэзия И.Бунина, прочитанная художником Назад
Поэзия И.Бунина, прочитанная художником

Поэзия И.Бунина, прочитанная художником(выступление Е.П.Колесовой на заседании Ассоциации
"Бунинское наследие"
к 80-летию вручения И.А.Бунину Нобелевской премии)

Творчество Ивана Алексеевича Бунина необычайно притягательно для художников и - понятно им.
Это притяжение возможно объяснить словами самого Бунина. Бунина-поэта. Хотя, возможно, в читательском сознании Бунин-прозаик поэта Бунина затмил.
Но - обратимся к стихам.
Бунин счастливо избежал влияния символизма, акмеизма и прочих "изысков" ХХ века. Его строки классически просты, лиричны и очень ...личны. Его поэтические страницы похожи на страницы дневника, куда заносятся события дня, встречи наблюдения, размышления.
Зарисовки, которые впоследствии могут лечь в основу рассказа. Или - картины?
Судите сами.


Осенний день. Степь, балка и корыто.
Рогатый вол, большой соловый бык,
Скользнув в грязи и раздвоив копыто,
К воде ноздрями влажными приник:

Сосёт и смотрит светлыми глазами,
Закинув хвост на свой костлявый зад,
Как вдоль бугра, в пустой небесный скат,
Бредут хохлы за тяжкими возами.

Что это? - Этюд к картине? Эскиз к рассказу? Законченное стихотворение? Настолько всё зримо, точно по рисунку, перспективе (ближний, дальний планы). Сразу угадывается рука художника.

Ещё один этюд с натуры:

Всё лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет...
Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-Птицей
Горит в их дебрях вековых.

И вновь всё точно - по рисунку, цвету, композиции. Даже не зная, что Бунин рисовал, руку художника - увидишь.
Но художник - не тот, кто красиво нарисует увиденное.
Главное понять, зачем ты это делаешь.

И вновь - Бунин.

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
И клён над облетевшею листвой,
На пустоте лазоревой и чистой,
Уже весь голый, лёгкий и ветвистый...
О мука мук! Что надо мне, ему,
Щеглам, листве? И разве я пойму,
Зачем я должен радость этой муки,
Вот этот небосклон, и этот звон,
И тёмный смысл, которым полон он,
Вместив в созвучия и звуки?
Я должен взять - и, разгадав, отдать,
Мне кто-то должен сострадать,
Что пригревает солнце низким светом
Меня в саду, просторном и раздетом,
Что озаряет жёлтая листва
Ветвистый клён, что я едва-едва,
Бродя в восторге по саду пустому,
Мою тоску даю понять другому... /.../

Вот для чего писатель пишет, художник - рисует. Иначе это - не искусство. Искусство - то, что вынуждает к состраданию, к сопереживанию.
Так, как это получается у Бунина.

Кошка в крапиве за домом жила.
Дом обветшалый молчал, как могила.
Кошка в него по ночам приходила
И замирала напротив стола.

Стол обращён к образам - позабыли,
Стол как стоял, так остался. В углу
Каплями воск затвердел на полу -
Это горевшие свечи оплыли.

Помнишь? Лежит старичок-холостяк:
Кротко закрыты ресницы - и кротко
В чёрненький галстук воткнулась бородка.
Свечи пылают, дрожит нависающий мрак...

Тёмен теперь этот дом по начам.
Кошка приходит и светит глазами.
Угол мерцает во тьме образами.
Ветер шумит по ночам.


Такую историю, поглядев в глаза кошке, увидел поэт и художник, человек сострадательной души. Души, сопричастной переживаниям другого и благодарной за всё: за увиденное, прочувствованное, за счастье жить и внимать красоте мира.


А вот другой вечер, другое настроение, другие мысли:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Полное умиротворение и слияние с природой.
Не случайно М.Горький говорил Бунину: "Я буду сравнивать вас с Левитаном".
Как не вспомнить известные всем строки: "Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...". Кстати, вот точный приём художника: чтобы жёлтый цвет ярче заиграл, нужно рядом положить лиловый, то есть замес красного с синим.
Или чудные строки: " зеленоватый свет пустынной лунной ночи". Тот самый свет, который всех нас завораживает в полнолуние. И опять точно: глубокие тени - синие, но наложенный на них желтоватый свет полной луны создаёт этот волшебный, нереальный для ночи "зеленоватый" тон.

Каждый, читавший стихотворения Бунина, может вспомнить множество примеров цветообразов, поразиться богатейшей его палитрой.
Однако мне кажется, что Бунин - больше график, чем колорист. Часто ему достаточно двух красок - чёрной и белой, - чтобы выплеснуть сгусток эмоций. Вероятно, лаконичная форма требует графической чёткости.

В полночь выхожу один из дома,
Мёрзло по земле шаги стучат,
Звёздами осыпан чёрный сад
И на крышах - белая солома:
Трауры полночные лежат.

Пять строк - и мороз по коже. Вот оно - мастерство.
Но не это главное. Главное - даже не "зачем" и "как", а "для чего" и "для кого". Для радости, для благодарности за эту красоту, за жизнь, такую сложную и прекрасную. И для того, кто, читая, сопереживает. Кто - сопричастен.

Неблагодарное дело - анализировать стихотворение или пересказывать содержание картины.

Будем читать. И - смотреть.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я всё - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

Вот оно - кредо Бунина, то, что он хотел донести до нас.


Елена Павловна Колесова, художник,
выпускница Заочного народного университета искусств,
автор картин "Кошка" и "И цветы, и шмели..."

Док. 670111
Опублик.: 05.03.14
Число обращений: 0

  • Бунинское наследие

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``