В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бирюков: Развитие тахографии в России Назад
Евгений Бирюков: Развитие тахографии в России
В соответствии со стратегией развития транспортной отрасли России до 2030 года, Правительство делает ставку на развитие грузоперевозок автомобильным транспортом. Поэтому не удивительно, что в последнее время законодательство России делает акцент на обеспечение безопасности дорожного движения. Одним из технических средств, призванных обеспечить эту безопасность является тахограф. Предполагается, что с помощью тахографов возможно будет контролировать режимы труда и отдыха водителей, с целью если не исключить, то свести к минимуму аварии на дорогах с участием уснувших водителей большегрузной техники. В качестве вспомогательных функций, предполагается использовать тахографы для контроля скоростного и температурного режимов автомобиля. При высоких дневных температурах, во многих государствах, в том числе и в России, запрещено передвигаться по дорогам общего пользования транспортных средств с грузоподьемностью больше 12 тонн с целью предотвращения повреждения дорожного полотна. Однозначно, благая идея - об оснащении транспортных средств тахографами, споткнулась о непроработанность отечественного законодательства. Почему? Давайте по порядку.
В настоящее время на территории России действует два нормативно-правовых акта, регламентирующих установку тахографов на транспортные средства:
Постановление правительства РФ N 922 от 3 августа 1996 г, которое обязывает устанавливать тахографы удовлетворяющие требованиям ЕСТР, т.е. имеющие международный сертификат (практически вся колесная техника импортного производства уже оборудована этими тахографами).
Приказ Минтранса N36 от 13.02.13 требует устанавливать тахографы со встроенным в него блоком памяти СКЗИ (средства криптографической защиты информации). За исключением транспорта категорий M2, M3 осуществляющим перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях на регулярной основе, а также все категории транспорта, имеющие лицензию на международные перевозки (здесь действуют требования ЕСТР).
Но эти приказы противоречат друг другу. Постановление правительства РФ N 922 говорит, о том, что нужно устанавливать тахографы по требованиям ЕСТР, а Приказ Минтранса N36 вводит свой перечень тахографов, выпущенных в РФ, но не приспособленных для работы на международном рынке. 25 декабря 2013 года ФАС усмотрела нарушение действующего законодательства в 36 приказе и постановило устранить нарушения в трехмесячный срок. Основная претензия ФАС касается того, что 36 приказ жестко регламентирует технические характеристики тахографов, которые должны быть установлены на грузовых транспортных средствах, кроме того, транспорт, оснащенный тахографами в соответствии с 36 приказом не может осуществлять международные грузоперевозки без переоснащения уже установленного тахографа. Но данные нюансы законодательства, это еще не все проблемы тахографии в России.
В соответствии с 36 приказом к 1 апреля 2014 года весь транспорт грузоподъемностью более 12 тонн должен быть оснащен тахографами. Но в настоящее время в России просто нет физически столько мастерских, способных оснастить тахографами весь транспорт в установленные сроки. В каждом субъекте федерации не более 5 мастерских, имеющих право на оснащение тахографами транспортных средств. Действительно, имеются достаточно жесткие требования к самим мастерским. Так, в мастерской должен быть бокс со смотровой ямой и оснащенный оборудованием для проверки тормозной системы транспортного средства, 25 метровый полигон с асфальтовым покрытием, выделенный защищенный канал Интернет для активации тахографа. В штате мастерской должен числиться специалист со специальным образованием по защите информации, а так же должны быть приобретены программаторы тахографов основных производителей (каждый стоит от 180 до 300 тыс. рублей). Кроме того, мастерская должна получить лицензию ФСБ на криптографию (этого требует применение блоков фискальной памяти СКЗИ ) Очевидно, для организации мастерской требуются значительные финансовые средства, вкладывать которые в условиях непроработанного и непредсказуемо меняющегося законодательства многие участники данного рынка считают экономически нерентабельным.
Время, необходимое на оснащение одного транспортного средства тахографом составляет около 3-4 часов. То есть за один рабочий день, одна мастерская способна оснастить не более 3 транспортных средств тахографами. Соответственно за один день, в одном субъекте федерации возможно оснастить только 15 транспортных средств. В таком случае, возможно ли, что к 1 апреля 2014 года весь транспорт с грузоподъемностью более 12 тонн будет оснащен тахографами? Ответ очевиден - нет. Некоторые организации обходят столь жесткие требования к мастерским. Они не получают лицензии ФСБ и осуществляют деятельность по монтажу тахографов под клеймом одной из лицензированных мастерских. Фактически под одним клйемом работают как сами его владельцы, так и ряд полулегальных "субподрядчиков".
Но, ведь сами понимаете, что это делается до поры до времени, до первого прецедента "показательной порки". На законодательном уровне наличие "субподрядчиков" не предусмотрено, поскольку, как уже отмечалось, для работы с тахографами, отвечающими 36 приказу, требуется лицензия ФСБ. Так же совершенно не ясно, каким образом будут устанавливаться тахографы на транспортных средствах на севере, в карьерах и на других объектах, откуда не представляется возможным доставить технику к лицензированной мастерской (тахограф можно активировать только в мастерской, обладающей лицензией). Несовершенство законодательства в вопросе оснащения тахографами иногда приводит к совершенно вопиющим казусам. Например, для того, чтобы поставить новый бензовоз на учет в ГАИ и получить государственные номера, необходимо, чтобы бензовоз был оснащен тахографом с блоком СКЗИ. Однако, при активации тахографа в форме СКЗИ необходимо записать государственный номер транспортного средства. Получается замкнутый круг, чтобы вырваться из него требуется согласованно выполнить достаточно сложную процедуру. Один человек занимает очередь на постановку бензовоза на учет в ГАИ, и оценивает, какой госномер ему достанется. Затем он звонит в мастерскую, сообщает этот номер, который и записывают в форме СКЗИ и уже с установленным тахографом транспортное средство подъезжает в ГАИ для получения госномера. Вопрос: зачем такие сложности? Но даже если на законодательном уровне будет упрощена процедура лицензирования мастерских, российские предприятия просто не в состоянии выпустить то количество тахографов, чтобы в полном объеме удовлетворить спрос на тахографы, удовлетворяющие 36 приказу. Так же пока не готовы к обязательному оснащению тахографами и многие транспортные предприятия. Стоимость оснащения тахографом одного транспортного средсвтва составляет около 50 тыс рублей. Для многих предприятий это неподъемная сумма. Что делать со старой техникой, если оснащение тахографом стоит чуть ли не половину ее стоимости? И уж совсем комические ситуации возможны в крупных городах. Что делать, например, водителю, если в соответствии с данными тахографа он должен прекратить движение и остановиться для отдыха. А сам водитель в это время находится в огромной пробке где-нибудь на МКАДе. Он что, должен остановиться, включить аварийные сигналы на автомобиле и лечь спать в автомобиле, стоящем посреди пробки?
Таким образом, мы должны признать, что Россия еще не готова к стопроцентному оснащению транспортных средств тахографами. И дело не только в несовершенстве законодательства, но и в неготовности инфраструктуры, призванной обеспечить работоспособность и сервис данного оборудования. Конечно, положительный опыт Европы показал, что тахограф необходим, что действительно благодаря применению тахографов повышается безопасность на дорогах общего пользования. Только внедрять тахографы необходимо поэтапно и более разумно. По возможности без всевозможных крайних сроков оснащения всего транспорта. Новая техника, выходящая с конвейеров на территории таможенного союза, безусловно, должна быть уже оснащена тахографами. Старую же следует оснащать по мере необходимости. Скажите, зачем необходим тахограф на каком-нибудь ЗИЛе, который дальше соседней деревни никогда не ездит. Конечно, для выполнения какой-либо лицензируемой деятельности наличие тахогрофов возможно поставить в качестве одного из необходимых условий для получения лицензии. Будем надеяться, что все-таки Министерство транспорта скорректируют свою позицию по тахографии и учтет в своей политике реалии рынка.

Док. 669887
Опублик.: 21.02.14
Число обращений: 0

  • Бирюков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``