В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Василий Лекомцев: Об этимологии родственных отношений. Назад
Василий Лекомцев: Об этимологии родственных отношений.
Не хочется быть Ванею, не помнящим родства...
Н.Рубцов.

Определением происхождения слов занимается наука этимология. На многочисленных сайтах приводятся перечни русских слов обозначающих родственные взаимоотношения между людьми, но, к сожалению, значения и происхождение многих слов до сих пор не выяснены. Следует отметить, что версий происхождения значений этих слов достаточно много, но многие из них не совсем точны. Со своей стороны хотелось бы присоединиться к этому процессу, и принять посильное участие в нем, дополняя и корректируя некоторые определения. Мне показалось, что некоторые понятия, приведенные в книге "Третье ухо" М.Задорнов понял не совсем точно. И у меня появилось желание несколько уточнить и дополнить его изыскания в этой области.

С понятием Любовь - люди бога ведают никто не будет спорить.
С родными, родом, родственниками, и родителями все понятно. Они нас рожают. Они из одного рода, и мы их РАДы видеть в добром здравии.
Племя (от пламя) - греющиеся у одного огня или костра.
Самым главным родственником для любого человека является мать.
Мать, мати - моя (МАЯ) личная грудь или титька. Попробуйте ее отобрать у ребенка, или он увидит, как к его родной груди подносят чужого ребенка, то-то реву будет.
МАМА - укороченное мати моя. О точном значении слова мама вам могут подсказать врачи - маммологи.
Матушка - ласкательное от мати.
Вторым по списку естественно идет отец.

Для ребенка все особи мужского пола дяди, но когда ему говорят Твой самый родной дядя - это ТЯТЯ, лично Твой самый родной, а настоящие, но живущие поДальше ТЯТИ, т.е. тоже родные, но не такие родные как отец, братья папы и мамы, становятся ДЯДИ. Бывают еще и двоюродные дяди, и троюродные дяди, и так до пятого колена, но их уже племянники точно не знают, но подозревают об их существовании, поэтому для ребенка все мужчины становятся дядями.

Папа (папА) - слово французское, но прижилось у нас, и, по-видимому, приняло воспитательный смысл, а именно дающий по попе.
Батя, батяня - наше родное слово. Так называют отцов сыновья. И первое, что приходит на ум, батя - это бородатый тятя. Возможно и еще одно значение - тятя, использующий полезный воспитательный инструмент - батог, увесистая палка, которой пользуется батя.
Бородатый священник для нас - это тоже батюшка.
Тятенька, батюшка, папенька, папуля - так называли и называют отцов любящие дочери.
Отец, отче - дающий отчество, требующий отчета, отчитывающий, воспитывающий.
Какая разница между Родиной и Отечеством. Родина несет женское начало, а Отечество мужское. Родина тебя родила, а Отечество - научило и воспитало, как смогло.

Дети - какие обуты и одеты-то и дети, а все прочие сорванцы, голодранцы, оборванцы и босяки. Дети раньше жили в детинце (в крепости, в кремле), а в посаде и в деревнях жили одни босяки и голодранцы.
Сын, сыне - данный небом, солнцем или богом (скандинавское и английское sun), в принципе слово не русское. Ранее использовалось русское слово - отрок - данный судьбой, или отпрыск - оторвавшаяся ожившая капля.
Дочь - для очей, радующая глаз, очаровательная и это правильно.
Но в древности использовалось более грубое слово дщерь, дщель - другая щель.
Брат, укороченное от архаичного братец - был рад как отец при рождении, буду рад быть вторым отцом, т.е. старший брат занимался воспитанием младших детей и готов заменить отца в случае его гибели.
Сестра (состира) - пожалуй, самое сложное слово для понимания. Буквально означает "Рад, что сосали одну титьку, т.е. вскормленные одной грудью". Вполне убедительное взаимоотношение между родными братьями и сестрами. И вполне обосновано звучит утверждение, что все братья - сестры.
Тетка (укр. титка) - сестра одного из родителей, имеющая титьку, т.е. вполне способна при необходимости накормить грудью своих племянников и обязательно примет их в свою семью в случае гибели родителей. Самый полезный родственник.
Племянники - из одного рода племени, дети родных братьев и сестер.
Муж - мужчина управляемый женой.
Плохой муж - плохо управляемый мужчина.
Хороший муж - хорошо управляемый мужчина.
Мужчина - муж, имеющий сына.
Жена (укр. дрожина, жинка ) - предназначенная для рождения.
Женщина - жена, имеющая сына.
Супруг - запрягающий в парную упряжку.
Супруга - запряженная в парную упряжку.
Жених - собирающийся жениться, выбирающий жену.
Невеста - невесталка, т.е. непорочная. Весталки - раньше служили в храме Весты, римский вариант богини Изиды, ублажая мужчин, и считались порочными.
Сваты - родители жениха и невесты. Организуют сватовство - договор между собой, и между женихом и невестой о супружестве, и дают СВЯТое благословение на женитьбу в церкви, за что и получили свое название.
Свадьба - раньше это был сватьевый пир, т.е. праздник сватов по поводу женитьбы, потом это был сватьевый бал, а сейчас это называется свадьба, но точнее было бы сватьба - гуляние, организованное сватами для родственников и друзей по поводу вступления в брак их детей.
Бракосочетание - регистрация факта образования семейной пары в Бюро записи актов гражданского состояния (ЗАГС), в сокращенном варианте - (брак - бюро актов).
Это формальная процедура. Неформальное, божественное - это венчание, церковный обряд, торжественная клятва перед богом о взаимной верности и любви, освященная батюшкой, стоящих под венцом жениха и невесты.
На свадьбе жених и невеста организую себе много новых родственников, главная из которых:
Теща - мать невесты, в задачу которой входит уТЕШение своей дочки от горестей ее семейной жизни, а также уТЕШение зятя, который может быть возмущен недостатками своей молодой жены.
Тесть - отец невесты, муж тещи, в задачу тестя входит проверка деловых качеств зятя, т.е. проведение ТЕСТов и испытаний своего нового зятя.
Для тещи и тестя жених становиться,
Зять ( от укр. узять) - взявший в жены дочь.
А со стороны жениха
Свекор- отец жениха, муж свекрови, при необходимости укоряет невесту за ее недостатки.
Свекровь - мать жениха, от СВЕЖАЯ КРОВЬ, строго контролирует появление свежей крови на брачном ложе жениха и невесты и должна показать простынь всем гостям. Обычай исчез, и почему свекровь - это свекровь все забыли.
Для свекрови и свекора невеста становиться
Сноха, Сноша - тяжелая ноша сына, сына хозяйка.
Золовка- сестра мужа, в задачу незамужних золовок на сватьбе входило ЛОВКО ЗАвлекать шуринов и холостых друзей брата с целью образования новой семейной пары. Сватьба была очень подходящим местом для этого.
Шурин - брат невесты, за шурином на свадьбе надо было строго следить, чтобы он не завел шуры-муры с сестрами жениха, т.е. с золовками.
Деверь - брат жениха, самое доверенное лицо жениха на свадьбе. В его обязанность входило охранять дверь в покоях жениха и невесты в первую брачную ночь. У некоторых народов до сих пор существует закон, что деверь должен взять в жены бывшую жену погибшего брата.
Свояки - мужья сестер жениха и невесты, яко сваты, т.е. приравненные в родственных отношениях к сватам между собой, а для прочих они зятья.
Свояченницы - жены братьев жениха и невесты, яко сватьи, т.е. почти сватьи между собой, а для всех прочих они снохи.
Зачем понадобились такие сложные названия для родственников. Именно для того, чтобы разобраться, кто к кому как приходиться.
У всех свояков и своячениц дети двоюродные братья и сестры, но у шурина и золовки с деверем, дети не являются двоюродными, но являются родственниками, и поэтому для них существуют свои термины.
Для своячениц, для тещи и тестя, для детей шурина, и для шурина, дети золовок назывались, золушатами, золушками, золушкАми. Это не имена, это родственники. Сказочная золушка была не родной дочерью своему приемному отцу, а дочерью его золовки, т.е. сестры мужа его сестры. Для отца она была не совсем родной племянницей, а для мачехи и сестер она была именно золушкой. И чтобы не использовать столь сложное сочетание для определения родственных отношений, необходимо было заменить его одним простым словом - золушка.
Для свекрови и свекора, для деверя, для золовок, и для детей золовок, дети шурина назывались шуричами, шуриками, и шурочками. Это не имена. Это название родственников, причем не самых дальних. Это двоюродные братья и сестры ваших двоюродных братьев. Но их как правило никто не знает, поэтому эти названия родственников уже не используется и давно забыто. Жену шурина они могли назвать и шурОй, шурочкой.
Для своячениц, для тестя и тещи, для детей шурина и для шурина дети деверя, назывались зятичи, зятьровичи, ятровичи,и жена деверя поэтому называлась еще и зятьровка, ятровка.
Когда у молодой пары рождался ребенок, то сваты становились дедушками и бабушками.
Ребенок - плод беременной (жеребой) женщины.
Дед - дающий команду на еду, снабжающий едой и детей и внуков. В давние времена все ели из одной чашки по команде деда.
Дедушка - уменьшительное от деда.
Баба - женщина, способная управлять батей, победить в перепалке других баб, остановить коня на скаку, войти в горящую избу, и которой детям можно пожаловаться на болезнь или боль, сказав бо-бо, и она вылечит или пожалеет.
Бабушка - добрая баба.
Бабка - злая баба.
Внуки - отданные в обучение (в науку) к бабушке и дедушке. Родителям, как правило, некогда воспитывать своих детей.
Когда возникает необходимость дать имя внукам, или крестить их появляются два новых родственника.
Кум - крестный отец.
Кума - крестная мать.

Самое интересное происхождение слова. И если бы ранее я не написал книгу "О славянских этнонимах Повести Временных лет", размещенную на многих исторических сайта, то вероятнее всего не смог объяснить значение этого слова. А сейчас уже могу. До принятия христианства имя ребенку давали волхвы, кудесники, языческие жрецы, которые поклонялись камням и пили свой любимый напиток камос - медовуху. Угро-финские племена их называли кам, а женщин - кама. Самым уважаемым ставили памятники, деревянные идолы, которые назывались кумиры. В соответствии с этим языческие жрецы стали называться кум и кума, т.е. поклоняющиеся кумирам. И по традиции, это звание перешло на христианские понятия крестный отец, и крестная мать, т.е. на лица участвующие в крещении и в обряде имянаречения. В династической родословной системе управления для простолюдина занять место в верхах можно было лишь став кумом или сватом какому-нибудь влиятельному лицу, что и отражено в известной поговорке " Кум королю, или сват министру". Ну, что понял - написал.
А вот почему моя сестра называла свою крестная мать - кока, я пока объяснить не могу, но постараюсь. Варианты коханная (укр)- любимая, и одевающая после обряда крещения детскую рубашку - коку меня пока не устраивают. Буду рад, если мне удалось еще немного приоткрыть третье ухо М.Задорнова. А на нет, и суда нет.

И в дополнение небольшое историческое изыскание о том, почему на Руси всех Александров иногда называли и называют Шуриками. По вполне установленным историческим данным неофициальным отцом Александра I был не император Павел I, а кузен сиречь двоюродный брат императрицы Марии Федоровны, который был еще и родным отцом Александра Христофоровича Бенкендорфа. Все современники отмечали их гренадерский рост и статность, а также хорошие физические данные и Николая I, которые они никак не могли унаследовать от малорослого отца. Для всего дворянства Александр I и Николай I были шуричами или шуриками, т.е. детьми двоюродного брата. И в знак иронии или своеобразного протеста многие дворянские отпрыски получили свое имя Александр, что позволяло их иронично называть Шуриками или Сашами ( от фр. Сашу, т.е. тоже самое, что Шурик). Можно предположить, что Александр Пушкин, Александр Грибоедов и многие другие Александры получили свое имя благодаря именно этому процессу. И ироничное отношение к царствующим особам выражалось в том, что своих Александров они в быту называли Шуриками или Сашами. Одним из поводов восстания декабристов, возможно, была и эта причина возмущения дворянства не вполне лигитимным правлением сыновей шурина императрицы. И в свою очередь все наследники русских царей упорно назывались Александрами, дабы подчеркнуть наплевательское отношение царствующей фамилии на иронию дворянства в их адрес. А нам в наследство от этого процесса осталось тройное значение имени Александр - Саша - Шурик. А вот историю происхождения этих имен мы как-то забыли.

Док. 669786
Опублик.: 18.02.14
Число обращений: 0

  • Лекомцев Василий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``