В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: О современных реалиях российской школы Назад
Надежда Брестовицкая: О современных реалиях российской школы
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем.
(Ф.Ницше. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего" (1886)

Гармонизация отечественной системы образования с системой западных демократий дала результаты, от которых содрогнулась Россия. Создан чудовищный прецедент: кровавые сцены, прежде ассоциировавшиеся с исключительными реалиями американской действительности, стали реалиями столицы нашего Отечества. Очевидно, культивируя традиции заморского образования, следовало предполагать закономерность получения всего многообразия последствий.
Реакция власти последовала незамедлительно. Однако картины собственного детства, лишенные не только решеток на окнах московских домов с открытыми форточками, но и милиционеров, которых мы, свободно перемещаясь по городу без родителей, встречали где угодно, но не в коридорах школы, - все это заставляет усомниться в том, что проблема заключается в несовершенстве системы охраны.

В чем же проблема, от решения которой зависит безопасность российских школ - гаранта будущего Отечества?

Апелляции реформаторов от образования к необходимости приведения отечественной системы в соответствие "европейским стандартам", вынуждает в поисках ответа вновь обратиться к истокам европейской культуры.

Античная традиция

Обращение к наследию античного полиса позволило сделать вывод, что древнегреческая цивилизация возникла в эпоху качественных изменений в мировосприятии человека, произошедших в процессе растянувшегося на десятки тысячелетий разделения общественного труда. Вынужденная установка семейного образования на узкую специализацию предполагала подчинение творческие способностей нуждам семейного ремесла, часто не зависимо от природных способностей и предпочтений. Подавление творческого потенциала предполагало целенаправленное ограничение интеллектуальных способностей, что привело к появлению феномена сословно обусловленного разума, определившего разделения человечества на параллельные социальные миры, утративших способность к пониманию общего интереса. Таким образом, феномен "греческого чуда" появился на стыке эпох: уходящей эпохи справедливости равных, основанной на признании равной социальной значимости представителей всех сословий, и новой, основанной на признании права сильного.

Чудовище античного мира:истоки проблемы "отцов и детей"

Восторженные поклонники причисляют систему образования Древней Греции к величайшим открытиям, достойному восхищения и подражания эталону, указывая в качестве подтверждения воспитания утонченного вкуса на то, что "настольными книгами" молодежи стали произведения Гомера. Однако красоты поэтического слога певца воинственной Эллады искусно завуалировали то, что причиной смены эпох стало насилие над Разумом, оказавшимся в "прокрустовом ложе" узкой специализации, что привело к утрате нравственного иммунитета, и как следствие, трансформации величайшего блага в орудие самоуничтожения. Именно жестокость насилия над Разумом породила образ чудовища, пожиравшего собственных детей, которым в гомеровской интерпретации стал верховный бог уходящего мира - Кронос, низвергнутый в тартары сыном, засвидетельствовавшим тем самым кризис института семьи, утратившего основное назначение - обеспечение воспроизводства человеческого рода.

Таким образом, борьба с чудовищем у истоков европейской культуры превратило в чудовище верховного бога гомеровского эпоса, освятившего справедливость права сильного.

Гуманитарное знание в античной системе образования

Величайшим открытием древних является открытие возможностей гуманитарного знания, как определяющего содержание ценностной матрицы, формирующей личность. Власть, выбравшая в качестве главного бога Зевса, освятившего своей волей отказ от морально-этических норм, составлявших основы традиций прошлого, не ограничилась осуществлением идеологического диктата посредством слова заказных ораторов в народных собраниях, судах и театрах, обреченных на сиюминутный эффект. Именно образование, использованное в качестве средства вживления в массовое сознание ценностной матрицы, определяющей настоящее и будущее полиса, стало основой древнейшей системы манипуляций общественным сознанием.

Недееспособность носителей ценностей уходящей эпохи в версии Гомера

Антагонизм ценностей новой элиты и общества послужили причиной превращения системы образования в средство программирования и воспроизводства лояльного власти человека, обусловив в качестве определяющего концепцию воспитания метод ограничения исторической перспективы, впервые апробированный Гомером на древнегреческом эпосе, сохранение актуальности которого подтверждает вся последующая история человечества. Категорическое отрицание ценностей ушедшей эпохи подтверждается целенаправленным разрушением института семьи, основанного на отчуждаемой традиции, предполагающей неразрывную связь и преемственность поколений. Отсюда то, особое отношение к старости, отвергнутое гарантом Высшей Справедливости отношением к бессмертному родителю.

Тексты Гомера свидетельствуют об установление этой традиции в мире земных и смертных:
Прежде же он посадил на совет благодушных старейшин....

Не почтение к носителям бесценного знания о социальном опыте поколений, но снисходительная терпимость и очевидное презрение к уходящей элиты, которая засвидетельствовала лояльность новой власти. Что касается тех, кто сохранил верность памяти и традициям прошлом, то им предназначались более откровенные речи:

...лучше старый рассказчик,
домой возвратись и своим малолетним детям пророчествуй там...[2, II с.55-56]

Институты семьи и образования античного полиса

Проблема разрушения семьи стала центральной не только в наследии Гомера, но и в "Трудах и днях" Гесиода. Отказ от традиции предков - причина деградации человечества, которая представлена беотийцем в мифе о пяти поколениях. Мыслитель настаивал на эволюционный характер процесса утраты способности к восприятию морально-этических норм, обусловленной постепенным отмиранием качеств, не востребованных для выживания в условиях силовых форм социальности.
Появление образовательных учреждений предполагало выведение ребенка с раннего возраста из-под единовластной опеки родителей под опеку учителей. Такое дистанционирование от родного дома давало возможность сравнения двух миров, основанных на противоположных ценностях. Утомительной рутине жизни обычной семьи, отягощенной то заботами о детях, то заботами о больных и немощных, Гомер предлагает в качестве эталона для подражания совершенно иной мир - мир блеска и великолепия богов и героев, не обремененных знанием морали. В названном контексте рекомендации "семи мудрецов" и признания Гесиода о том, что:

....................................................................................
Вечным законом бессмертных положено людям работать,
или:
Но добродетель от нас отделили бессмертные боги
Тягостным потом. Крута, высока и длинна к ней дорога,
И трудновато вначале: но если достигнешь вершины,
Легкой и ровною станет дорога, тяжелая прежде,
- не каждым воспринимались привлекательными.

"Успешные" и "конкурентоспособные" Древней Греции

Особенно не привлекательной перспектива следования отвергаемой традиции виделась на фоне повседневной реальности, красноречивее искуснейшего оратора указывавшей на то, что тяжко постигаемые добродетели и честный труд не являются теми непременными условиями, способными содействовать обеспечению уровня благополучия, необходимого для достойной жизни. Таким образом, с помощью персонажей героического эпоса в сознании ребенка культивировалось столь знакомое современному миру чувство стыда за "не успешных" и "не конкурентоспособных" отцов и матерей, единственным преступлением которых был честный труд, наградой за который стала бедность. Об обыденности и разрушительной силе этого чувства Гесиод писал:
Стыд нехороший повсюду сопутствует бедному мужу,
........................................................................
Стыд - удел бедняков, а взоры богатого смелы.

Таким образом, античная цивилизация оставила первый опыт того, что в современном обществе называется деидеологизацией, ставшей следствием смены эпохи справедливости равных эпохой справедливости сильных, определившей судьбы и Древней Греции, и европейской цивилизации. Целесообразность смены элит обусловлена неспособностью прежней элиты обеспечить условия выживания общества. Причина этой неспособности - естественная ограниченность знания той эпохи. Решение проблемы выживания посредством освоения новых, не всегда свободных, территорий, инициировало появление сословия воинов, чьи профессиональные обязанности в сочетании с проблемой поддержания социального престижа способствовали постепенному вымыванию морально-этических качеств, оказавшихся обременительными для этого ремесла. Отсюда столь категорическое отрицание морали, определившее содержание идеологии новой элиты.

Система образования, созданная у истоков европейской цивилизации, позволила вывести этот процесс из плоскости естественной эволюции, началом которой послужили общественное разделение труда и ограниченность возможностей древнейших цивилизаций, в плоскость целенаправленного и жесткого программирования сословной ограниченности интеллектуальных способностей, необходимой для поддержания и обоснования социального неравенства.

Христианская традиция

Христианский вариант продолжения этой традиции представил собственные опыты диктата идеологии в теории и практике образования. Торжество новой элиты и новой идеологии был обусловлен неспособностью прежней власти противостоять процессу социального расслоения, вышедшему из-под контроля. Успех императора Константина был предрешен отказом от политеизма и ставкой на христианство. Он использовал и идею единовластья Божьего в качестве главного обоснования единовластия монарха, и морально-этические нормы, определявшие основы веры Христа, в качестве надежного средства подчинения паствы земной власти.

В результате превращения христианства из гонимой в официальную религию римской империи система образования стала неотъемлемой составной компетенции церкви, принявшей в качестве основы средневековой концепции образования теорию "разумных душ". Реализация этой концепции предполагало направление образования христианского мира на дальнейшие, еще более жесткое, программирование сословной ограниченности интеллектуальных способностей "рабов Божьих".

Традиция эпохи Возрождения

Однако признание за избранными исключительного права на толкование Слова не позволило апологетам власти лишить веру Христа демократической сути, что обусловило появление не менее значительного для человечества, нежели "греческое чудо", феномена эпохи Ренессанса. Вместо теории "разумных душ", признающей естественность социальной иерархии, Возрождение, поставив в качестве центральной проблему достоинства наделенного Творцом разумом "образа Божьего", признало множественную природу человека, но не по причине различия качества использованного при его создании материала, как то было у Платона, но как отвечающего замыслу Мастера многообразия взаимодополняющих разностей.

Возрождению удалось переломить направленность социальной теории отцов церкви на разделение христианского мира на свободных и рабов, вполне реализовав и право избранных на ересь, и преимущества жесткой системы института церкви, давших возможность переложить идеи гуманистов на концепцию образования, позволившую европейской цивилизации сохранить терпимость и волю к диалогу.

Концепция образования в СССР

Советский Союз представил собственный вариант продолжение отечественной традиции реализации концепции образования эпохи Возрождения, позволившей создать систему, признанную лучшей в мире. Однако, политические реалии ушедшей эпохи подтверждают сохранение несовершенства системы, обусловившего ограниченность ее возможностей. Отсутствие интереса власти в реализации базовых принципов, предполагающих не программирование сословных ограничений, а раскрытие потенциала человеческого Разума, и по сей день остается основной причиной сохранения проблемы. Современный уровень научного знания позволяет начать эту работу, тем более жизненно важную, учитывая подтвержденную историей равную губительность ограниченности возможностей морали, лишенной знания, и неограниченность потенциала уничтожения интеллекта, лишенного нравственного иммунитета.

Выводы

Предложенный краткий экскурс позволяет сделать вывод, что реформаторы отечественного образования полностью отказались от гуманистической концепции. Следуя общемировой тенденции использования образования в качестве средства программирования социального неравенства, государственную политику в области образования современной России определяет традиция ушедших эпох, через историю которых красной нитью проходит процесс целенаправленного программирования сословной ограниченности интеллектуальных способностей, сопровождаемый процессом отчуждения разумного и морального.

О результатах реформ, проводимых в системе образования с целью гармонизации с рыночными ценностями, сигнализировало все: и понижение уровня подготовки выпускников средней и высшей школы, и рост детской преступности. Согласно культивируемой идеологии, человек - это товар на рынке труда, который не пользуется особым спросом, а потому в любое время может остаться без средств существования. Не стремление быть достойным гражданином Отечества, а "дамоклов меч" отсутствия уверенности в завтрашнем дне, страх оказаться среди презренных "лузеров" - мотивации, которые заставляет стремиться быть "успешным" и "конкурентоспособным" любой ценой, что и ведет к превращению детей в чудовищ, уничтожающих всякого, кого посчитают препятствием на этом пути. В названном контексте, произошедшее в столичной школе - логическое следствие проводимой политики, перед которой равно бессильны и охрана, и профессиональные психологи. Единственное решение - принципиальное изменение характера реформ, которые должны быть подчинены цели создания современного демократического государства, для которого опыт формальных демократий представляет особую, непреходящую ценность.

Док. 669552
Перв. публик.: 09.02.14
Последн. ред.: 10.02.14
Число обращений: 0

  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``