... требуются новые подходы к организации обороны и обеспечению национальной безопасности в целом с учетом нового характера угроз[1]
М. Гареев, генерал армии России
При долгосрочном прогнозировании и планировании решающее значение играет адекватный выбор методов[2] прогноза показателей и критериев, влияющих на развитие ВПО в решающей степени. К настоящему времени существует достаточное количество таких методов, однако ни один из них не может быть назван бесспорным и абсолютно достоверным. Поэтому целесообразно использовать несколько методов, которые в итоге могут дать наиболее точный результат, который может быть охарактеризован как "поле для компромисса".
В любом случае, при выборе любого метода прогноза показателей и критериев, важна изначально точная характеристика современной ВПО в мире и в России, точный выбор показателей и критериев ее развития. При этом главная цель и основные задачи исследования всех трех уровней сохраняются, но их эволюция представляется неизбежной в рамках существующей парадигмы (на краткосрочный период), либо с коррективами парадигмы (на среднесрочный период), либо смены парадигмы (на долгосрочный период).
Так, например,
При этом решающее значение приобретает сам выбор наиболее важных показателей и критериев. Так, если выбирается, например, показатель станового ВВП, то можно ожидать один результат в абсолютном и относительном значении (например, рост ВВП России к 2020 году на 15% при сокращении ее доли в мировом ВВП с 3,9 до 3,0%). Если же выбирать более точный и относительный результат неизбежно будут иными.
Наиболее точный показатель в этой линейке будет индекс Национального человеческого потенциала (НЧП), включающий не только душевой ВВП, но и уровень образования, демографические и иные критерии развития. Некоторые исследователи находят прямую взаимосвязь между развитием мировой экономики (показатель мирового ВВП) и военно-политическими конфликтами в периоды 1939-1949 гг., 1975-1983 гг. и возможным периодом 2014-2020 годов, связывая его со сменой технологического уклада[3]. Как видно из рисунка, прогнозируется цикличность развития мировой экономики не только в среднесрочной, но и долгосрочной перспективе, которую непосредственно связывают с "фазой великих потрясений" и неизбежным ростом конфликтности и военных угроз.
В данном случае показатель изменения мирового ВВП коррелирует с будущим состоянием ВПО и, как следствие, изменениями в характере внешних и военных угроз.
Таким образом глобальные тренды (как и внутриполитические факторы и международные акторы) оказывают решительное влияние на результаты прогноза и корректировку эволюции или даже смену парадигм.
При этом, если говорить о мировых трендах, международных факторах (особенно политике государств), то их политика может меняться (и меняется) в короткие временные промежутки. Если же иметь в виду десятилетия, то она может приобретать даже прямо противоположную направленность. Поэтому выбор и прогноз показателей и критериев развития ВПО должен происходить на основе их постоянного мониторинга.
Вместе с тем необходимое для военной политики стратегическое планирование невозможно без оценки будущей ситуации в мире и стратегического прогноза. Тем более невозможны конкретные планы создания вооружений и военной техники, требующие (с учетом времени, необходимого на фундаментальные исследования и НИОКР), как минимум, нескольких десятилетий. Существующая практика долгосрочного военного планирования в зарубежных странах достаточно показательна. Она свидетельствует о том, что такое планирование реализуется как по отдельным родам и видам вооруженных сил, так и по отдельным направлениям развития ВиВТ.
Сказанное означает, что среднесрочный и долгосрочный прогнозы показателей развития ВиВТ вполне актуальны.
Это хорошо видно на двух примерах - развития программ наземных и морских робототехнических систем США на среднесрочную перспективу[4].
В целом военно-техническое планирование в ведущих странах за рубежом достаточно определению может прогнозироваться на долгосрочную основу, исходя из того, что цикл - НИОКР - Опытный образец - испытания - принятие на вооружение - занимает несколько десятилетий и имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
Вместе с тем подобная экстраполяция развития военно-технических программ, основанная на военно-технических показателях программ, не позволяет судить о главном, а именно: какие именно нужны ВиВТ, в каких случаях и для каких целей. Ответы на эти вопросы необходимо искать в других областях, прежде всего, относящихся к международной и ВПО.
Основываясь на анализе потенциальных тактико-технических возможностей (показателях) новых ВиВТ, вместе с тем, можно делать вывод о предполагаемых долгосрочных военно-политических целях потенциальных противников и, соответственно, о вероятных внешнеполитических и военных угрозах. Так, прогноз развития возможностей (показателей) КР позволяет сделать вывод о том, что США после 2020 года будут обладать стратегическим неядерным потенциалом, который во многом сможет заменить СЯС.
Следует особенно внимательно отнестись к прогнозным показателям изменения военных возможностей ВТО (на пример КР). Так, увеличенные их дальности позволяет наносить удары по стратегическим объектам с разных направлений, что значительно усложняет для России ВПО в будущем. В частности, это потребует не только развертывания глобальной системы раннего обнаружения, но и комплексов ВКО, способных защитить, как минимум, важнейшие объекты, а в перспективе - всю территорию России.
В этой связи особенно важное значение приобретает оценка и прогноз влияния внешних факторов и военных угроз и их показателей на ВПО. Массовое производство ВТО и КР предполагается не только в США, но и в целом ряде других стран - от стран-членов Евросоюза, Израиля и Ближнего Востока до стран Юго-Восточной, Северо-Восточной Азии, Индии, Индонезии, Японии и других стран АТР.
Кроме того, появление потенциала ВТО, вообще, и КР, в частности, неизбежно скажется на потенциальных возможностях:
- военно-политических коалиций, союзов и блоков;
- международных и общественно-политических организаций, которые будут способны приобретать такие ВиВТ.
Но не только, из анализа показателей и критериев развития ВТО США вообще и КР разных типов базирования можно сделать выводы и другого порядка, а именно:
- показатели значения эффективности СЯС будут в значительной степени меняться, уступая во все большей мере значениям показателей ВТО;
- неизбежно будет увеличиваться значение показателей эффективности всего комплекса ВКО - от систем разведки и обнаружения до систем ближнего, среднего и дальнего перехвата;
- показателям напряженности ВПО, которые будут в возрастающей степени зависеть от качества и количества ВТО в глобальном и региональном масштабе;
- показателям готовности США использовать военную силу в качестве политического инструмента в прямой и косвенной форме и т.д.
Этот стратегический прогноз относительно ВТО вполне укладывается в давно существующую парадигму в США, в соответствии с которой необходимо создать контрсиловой потенциал, способный ликвидировать ядерный паритет с Россией. Вместе с тем такой ответ оставляет открытым вопрос о рисках массированного применения ВТО, т.е. о способах его использования, а, главное, при каких политических условиях, против кого и каким образом этот новый стратегический потенциал может быть применен.
Попытки прогнозирования социальных и политических тенденций особенно трудны тем, что в этих областях быстро появляются новые явления, более того, парадигмы, которые трудно обнаружить на начальном этапе их зарождения, а тем более предположить об их появлении заранее. Поэтому очень важно на первом этапе - анализа военно-политической обстановки в мире и в России, - попытаться обнаружить зачатки развития новых трендов и парадигм.
Подобный многофакторный анализ современной международной ситуации необходим потому, что это прямо отражается на безопасности государств. Если в 40-е и 50-е годы ХХ века военно-техническое отставание можно было ликвидировать за несколько лет, то в XXI веке это связано уже с десятилетиями, а с переходом к новому технологическому укладу это отставание компенсировать будет уже практически невозможно.
В этой связи становится все более ясным, что военно-техническое соперничество перенесено в технологическую область, которая на высшем уровне, например, в США, объявляется "главным приоритетом" безопасности. Соответственно показатели и критерии научно-технического и технологического развития на долгосрочную перспективу становятся приоритетными, предопределяющими будущие показатели и критерии ВиВТ.
Сказанное означает, что отставание в той или иной технологической области ведет к отставанию во всем спектре видов и систем оружия. Так, игнорирование в свое время в России значения беспилотных ЛА привело к радикальному технологическому отставанию, что, в свою очередь, предоставляет США, Франции, Великобритании и Израилю существенные военно-технические преимущества долгосрочного характера.
_____________
[1] Гареев М.А. Последовательно отстаивать национальные интересы // ВПК. 2014. 22-28 января. N 2(520). С. 4.
[2] Метод прогноза - зд. способ предсказания будущего, основанный на одном из научных подходов (экспертных оценок, моделировании, нормативного подхода, программно-целевого (ПЦМ) и др.).
[3] Аладьин В. Ковалев В., Малков С., Малинецкий Г. Пределы сокращения. М.: Ин-т русской цивилизации. 2013. С. 81.
[4] Попов И.М. Хамзатов М.М. Перспективы развития робототехнических комплексов военного назначения в США. Часть I. Аналитический обзор документа МО США "Интегрированная дорожная карат развития робототехнических систем на период 2013-2038 гг.". М. 2014. Январь.
Док. 669549 Перв. публик.: 08.02.14 Последн. ред.: 09.02.14 Число обращений: 0
Подберезкин Алексей ИвановичПодберезкин Алексей Иванович
|