В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Парадигма интеграционного развития России и Белоруссии: взгляд из России Назад
Вячеслав Лапидус: Парадигма интеграционного развития России и Белоруссии: взгляд из России
Немного истории

Сотрудничество между двумя странами отличалось активностью с самого начала существования их в качестве самостоятельных государств.
Уже за 1992-1993 гг. между Россией и Белоруссией было заключено 42 соглашения. К
1995 г. число соглашений возросло до полутора сотен документов, охватывающих все
сферы сотрудничества.
Наиболее активно шло экономическое сотрудничество.
Уже в 1992-1993 гг. заключены Соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности (27 января 1992г.), Соглашение о принципах сотрудничества и взаимоотношений
в области транспорта (20 июля 1992 г.), Соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта, о сотрудничестве в области воздушного транспорта, об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти, о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, о транспортировке природного газа через территорию Республики Беларусь и поставки его потребителям Беларуси.
Значительные меры к облегчению торговых отношений были предусмотрены в Соглашении о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 г.) и Соглашении о Таможенном союзе (5 января 1995 г.). Основу единого Союзного государства создал Договор о дружбе, добрососедстве сотрудничестве между Россией и Белоруссией (21 февраля 1995 г.), а также Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 г.). Его целью является объединение материального и интеллектуального потенциалов России и Белоруссии. Перед Сообществом поставлена задача формирования единого экономического пространства, синхронизации экономических реформ. Предусмотрено формирование единой законодательной и нормативно-правовой базы. 2 апреля 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России.
В Декларации о дальнейшем единении Белоруссии и России (25 декабря 1998 г.) президенты России и Белоруссии заявляли о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств - участников Союза.
8 декабря 1999 г. Договор о создании Союзного государства был подписан и ратифицирован парламентами обоих государств. 26 января 2000 г. состоялся обмен ратификационными грамотами.
Как сказано в преамбуле договора, стороны подписывали его, "движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года. Договором о Союзе Белоруссии и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Белоруссии и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Белоруссии от 25 декабря 1998 года".

Новый импульс двусторонних отношений
В евразийской интеграции ключевой опорой в настоящее время является строительство Союзного государства России и Белоруссии, поэтому его не зря называют
фундаментом постсоветского единения. В связи с этим показательной является встреча (15 сентября 2012г, Сочи) президентов России и Белоруссии для обсуждения дальнейшего сотрудничества двух стран и реального продвижения строительства Союзного государства.
Во-первых, это говорит о том, что официально объявленные темы для обсуждения нельзя отнести к числу рядовых;
Во-вторых, они требуют не только обсуждения, что, собственно, и происходило в Сочи, но и придания нового импульса системе двусторонних отношений и реального продвижения идеи создания Союзного государства России и Белоруссии в самое ближайшее время.
Более того, следует отметить, что круг обсужденных В. Путиным и А. Лукашенко вопросов вышел далеко за рамки двусторонних отношений. В своих выступлениях президенты особо подчеркнули роль и значение Российской Федерации и Белоруссии в общемировых интеграционных процессах, в первую очередь, в рамках созданного Таможенного союза и Единого экономического пространства.
По словам В. Путина, вышеупомянутые интеграционные объединения вызывают у "наших партнеров во всем мире... интерес неподдельный, искренний".
Было также подчеркнуто, что наши страны подтверждают приверженность ускоренному продвижению к рыночной системе, определению валютных курсов и повышению их гибкости на основе экономических показателей с тем, чтобы не до?пускать длительной разбалансированности валютных рынков и девальвации валют в рамках Единого экономического пространства.
В свою очередь, Президентом Белоруссии был поднят очень важный для обеих стран вопрос о взаимоотношениях с Евросоюзом, так как это, по их мнению, имеет ключевое значение и определяет не только вектор и характер наших двусторонних отношений в ближайшей перспективе, но и влияет на межгосударственные отношения Москвы, Минска и Брюсселя.
Что касается конкретно наших отношений, то президенты подчеркнули, что двусторонние связи "развиваются очень хорошо". Положительную тенденцию имеют интеграционные проекты, инвестиционное сотрудничество и, что очень важно, увеличение товарооборота между нашими странами. Однако "есть вопросы, которые надо обсудить", уточнил А. Лукашенко. В частности, по его мнению, сейчас нужно определиться с датой проведения интеграционных мероприятий: заседания Высшего госсовета, саммитов ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Согласованная я позиция президентов такова:
- заседание Высшего Госсовета Союзного государства пройдет во второй половине декабря;
- Саммиты ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенного союза-19 декабря 2012 г в Москве.
На заседании Высшего Госсовета Союзного государства президенты обсудили проект договора о Евразийском экономическом союзе, а на саммите ЕврАзЭС - проблемы реализации взаимных договоренностей в газовой сфере и строительство Белорусской АЭС.
Не обошли стороной президенты и проблемы, возникшие с вступлением России ВТО, так как Белоруссия не является её участницей. Президент Белоруссии также подчеркнул и свою озабоченность ростом потока нелегальных мигрантов из России через Белоруссию на Запад.
Таким образом, по ключевым вопросам президенты России и Белоруссии имеют общую и уже согласованную точку зрения по строительству Союзного государства, а также развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В евразийской интеграции ключевая опора - Союзное государство России и Белоруссии
Белорусско-российский опыт к настоящему времени дал такой мощный посыл к сближению, что сегодня мы можем говорить о реальном создании единого Союзного государства России и Белоруссии, идея которого становится все более осязаемой и конкретной. Поэтому с уверенностью можно констатировать, что сближение обоих позиций двух стран по вопросам экономической стратегии, а также в политической, социальной и гуманитарной сферах определяет дальнейший исторический процесс интеграции для всего постсоветского пространства.
В связи с этим Союзное государство следует рассматривать как первый шаг па пути образования Евразийского союза, в котором тон, безусловно, задают Россия и Белоруссия, создав, например. Единую региональную систему ПВО двух стран, и договорившись по вопросам применения региональной группировки войск, призванной обеспечить военную безопасность Белоруссии и прилегающих К ней областей России, а также Калининградской области и акватории Балтийского моря. Также необходимо отметить, что для проверки боеспособности и отработки навыков совместных действий в сфере национальной безопасности нашими странами регулярно проводятся военные учения, а координируют военное сотрудничество совместные заседания военных коллегий Белоруссии и России. Сотрудничество по охране границы Союзного государства координирует постоянно действующий союзный Пограничный комитет.
Так, на его очередном заседании (апрель 2012 г., Гродно) Госпогранкомитет Белорус?сии и ФСБ России подписали протокол о взаимодействии по обмену информацией об обстановке и угрозах на внешних рубежах Союзного государства, а также утвердили проект Программы укрепления пограничной безопасности Союзного государства на 2012- 2016 гг.
Например, по итогам предыдущей про?граммы по обустройству внешней границы в эксплуатацию введены две пограничные заставы, шесть пограничных постов и другие объекты пограничной инфраструктуры. Все это теперь готово защищать интересы наших двух стран и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в целом.
Следует отметить, что пока на постсоветском пространстве только в рамках Союзного государства существует скоординированная внешняя политика и равные права граждан в выборе места жительства, трудоустройства, а также координация деятельности двух стран в сфере образования.
Есть у белорусско-российской интеграции и прагматичное экономическое измерение.
Например, с 1995 по 2010 г. белорусско-российский товарооборот увеличился в 7,5 раза и достиг 35 млрд. долл. В 2011 г. объем взаимной торговли достиг 38,7 млрд. долл.
Планируется, что по итогам текущего года наш товарооборот впервые за современную историю превысит 40 млрд. долл.
Таким образом, уровень взаимной торговли определяет новые экономические условия Таможенного союза, который основывается на наработках и программных документах Союзного государства.
Значительную роль в развитии белорусско-российских отношений играют парламенты двух стран, которые обеспечивают гармоничную нормативно-правовую базу сотрудничества между государствами и тем самым создают благоприятные условия для политического и торгово- экономического сотрудничества России и Белоруссии, а также социального благополучия граждан.
Важным обстоятельством является недавнее присоединение России к ВТО.
Это создает не только новые экономические условия, но и диктует свои требования. Чтобы занять достойное место в мировой экономике, требуется структурная перестройка экономик наших стран, в том числе и в таможенной сфере, теперь уже и в рамках Таможенного союза. Она заключается в освобождении от сырьевой зависимости и существенном увеличении роли высокотехнологичных отраслей, что будет способствовать как евразийскому сотрудничеству, так и интеграции наших стран в мировую экономику, наращиванию экспорта не сырьевых товаров. Поэтому и Союзному государству, и Таможенному союзу необходимо найти свою нишу в международном разделении труда. В то же время промышленный рост необходимо обеспечивать за счет внедрения новых технологий и новых форм экономического взаимодействия. И здесь высока роль опыта союзных программ и проектов в научно-технической сфере.
Следует отметить, что президентами России, Белоруссии и Казахстана поставлена задача по формированию к 2015 г. Евразийского экономического союза. Парламентам стран "тройки", которые формируют Евразийское экономическое пространство и будущий Евразийский экономический союз, предстоит сделать ряд шагов по реализации парламентского измерения евразийского будущего.
В этом отношении опыт, приобретаемый Россией и Белоруссией в газовой и энергетической сферах, про сто бесценен.
Основа Союзного государства - договоренности в газовой сфере
Важнейшей основой партнерских отношений России и Белоруссии является газовая сфера. Добывая лишь незначительное количество попутного газа (примерно около 1%) своих потребностей, Белоруссия полностью зависит от газового импорта из России, объемы которого из года в год увеличиваются.
Так, в 2000 г. они составляли около 17 млрд. куб. м, а в 2007 г. возросли на 20%, достигнув
почти 21 млрд. куб. м. В 2011 г. Россия и Белоруссия подписали контракт на поставку российского газа в республику и его транзит через территорию Белоруссии на период 2012-2014 гг.
По условиям контракта, поставки российского газа в Белоруссию в 2012 г. составят 22.,5 млрд. куб.м, в 2013 и 2014 гг. - по 23 млрд. куб. м. Одновременно ОАО "Газпром" довело свою долю в ОАО "Белтрансгаз" до 100% с уже имеющихся 50%.
Более того, концерн приобретает этот пакет за2,5 млрд. долл., т.е. за ту же сумму, что и первый пакет акций белорусской компании. Сделка привязана к подписанию нового газового контракта между Россией и Белоруссией.
Кроме того, Россия и Белоруссии договорились о реструктуризации долга за российский газ, который образовался из-за оплаты Белоруссией газа по заниженной цене. При этом Белоруссия выйдет на оплату российского газа по так называемой равнодоходной цене к 2014 г.
Если говорить об истории взаимоотношений России и Белоруссии и газовой сфере, то необходимо отметить, что еще в апреле 2002 г. в рамках строительства Союзного государства между двумя государствами были подписаны два межправительственных соглашения, которые определили основные принципы взаимного сотрудничества в газовой отрасли и в области тарифной политики Согласно договоренностям по созданию равных условий для cy6ъектов хозяйствования двух стран российская сторона взяла обязательство поставлять газ в Белоруссию по оптовым ценам для пятого ценового пояса в России, что составляло на 2003 г. 29-30 долл. за тыс. куб. м.
В настоящее время цена российского газа для Белоруссии составляет 164 долл. за 1 тыс. куб. м, а среднегодовая цена для республики в 2012 г. будет равна 165,6 долл. за 1 тыс. куб. м.
Что касается европейских потребителей, то цена природного российского газа для них в 2012 г. составляет в среднем 400 долл. за 1 тыс. куб. м. С учетом такой скидки белорусская сторона сэкономит как минимум 2 млрд. долл.
Если говорить о имеющихся хранилищах газа в Белоруссии, то до последнего времени в стране использовались два подземных хранилища газа (ПХГ) - Осиповичское (Могилевская обл.) и Прибугское (Бресткая обл.), общая мощность которых насчитывает 0,6 млрд. куб. м.
В текущем году специалисты ОАО "Белтрансгаз" завершают оборудование третьего высокоэффективного пикового хранилища в отложениях каменной соли (Мозырское хранилище) с объемами хранения активного газа 170-200 млн. куб. м.
Однако этого недостаточно, так как потребности страны в мощностях ПХГ для сглаживания сезонной неравномерности объемов газопотребления составляют 5-6 млрд. куб. м.
Следует подчеркнуть, что Белоруссия является не только важным импортером российского газа, но и важнейшим транспортным транзитером.
Сегодня по своей значимости белорусский транспортный коридор уступает только украинскому. По принадлежащему России газопроводу "Ямал - Европа-1", а также по трубопроводам национальной газотранспортной системы (ГТС) ОАО "Белтрансгаз" через Белоруссию в последние годы транспортируется до 30% всех экспортных объемов газа России. Кроме того, поставки при?родного газа в Литву и Калининград, а также транзит части газа для ЕС по украинскому участку тоже производятся через территорию Белоруссии.
Более того, ОАО "Белтрансгаз" обеспечивает практически все газоснабжение и транспортировку газа по территории Белоруссии.
Проектная пропускная способность ГТС республики на входе равна 51 млрд. куб. м.
В связи с этим вариант по увеличению транзита газа через Белоруссию, даже с введением в эксплуатацию газопроводов "Северный поток" и "Южный поток", в перспективе мог бы быть существенно увеличен.
Взаимовыгодные договоренности в газовой сфере создают основу интеграционных отношений, в которых Россия и Белоруссия могли бы уже в самое ближайшее время рассматриваться в качестве субъектов единого Союзного государства.
Строительство Белорусской АЭС - ключевой этап интеграции России и Белоруссии
Соглашение о сотрудничестве при строительстве Белорусской АЭС было подписано еще в марте 2011 г, а в августе 2012 г. представители России и Белоруссии на встрече в Минске подписали генеральный контракт на строительство АЭС, которое началось в Островецком районе Гродненской области Белоруссии.
Таким образом, России и Белоруссии удалось снять все имеющиеся разногласия по строительству АЭС, и теперь никто и ничто не сможет помешать заработать первому энергоблоку Белорусской АЭС в 2017 г.
На сооружение двухблочной атомной станции по российскому проекту мощностью до 2,4 тыс. МВт Россия выделяет кредит в раз?мере 10 млрд. долл.
Строительно-монтажные работы по первому блоку и ввод в эксплуатацию планируется завершить в 2017 г. По второму блоку срок ввода в эксплуатацию - 2020 г. Строительство будет осуществляться под ключ российской стороной по проекту, по которому были воз?ведены Ленинградская АЭС - в России и Тяньваньская АЭС - в Китае. Кстати, последняя была признана МАГАТЭ самой безопасной в мире.
Белорусские энергетики рассчитывают, что ввод станции в строй позволит на 20-30% сократить энергодефицит страны. Энергия станции может пойти и на экспорт в Европу, в том числе в Польшу и Литву.
И российская, и белорусская стороны убеждены, что строительство АЭС в Белоруссии будет выполнено в установленные сроки. Однако это печальная новость для Литвы, которая делает литовский проект по строительству Висагинской АЭС еще более рискованным.
Литва планирует решить проблему дефицита электроэнергии и таким образом снять зависимость от российского импорта, построив Висагинскую АЭС на месте закрытой по настоянию Евросоюза в 2009 г. Игналинской АЭС в Снечкусе. Однако проблема состоит в том, что у литовской АЭС слишком много конкурентов, и главные - это АЭС в Белоруссии, которая строится при поддержке России, и сооружаемая Балтийская АЭС в Калининграде. Под проекты Белорусской АЭС и Балтийской АЭС уже есть российское финансирование и законтрактованное оборудование.
Что касается литовского проекта, то с финансированием строительства АЭС пока не все понятно. Так, по подсчетам экспертов, стоимость строительства Висагинской АЭС оценивается примерно в 5 млрд. евро, из которых Литва должна выделить больше 30%. Остальную часть должны профинансировать партнеры по концессионному договору, т.е. Латвия и Эстония. Была также надежда и на соседнюю Польшу, но Польша отказалась участвовать в литовском проекте.
Министр экономики Латвии Даниэль Павлютс недвусмысленно дал понять, что его страна не собирается подписывать никаких обязывающих договоров по АЭС с концессионерами, не убедившись в ее экономической целесообразности. По его словам, пока неизвестна ни точная цена строительства АЭС, ни стоимость производства электроэнергии на ней.
По этой же причине энтузиазма нет и в Эстонии, где также хотят для начала выяснить размер собственной выгоды.
Белорусскую и Балтийскую атомные станции планируется построить на 2-4 года раньше литовского проекта, что, безусловно, ухудшит перспективы окупаемости Висагинской АЭС. Более того, Литовская АЭС может заработать в лучшем случае в 2020 г.. и то под большим вопросом так как строительство АЭС являете скорее не экономическим, а чисто политическим проектом с тем, чтобы уменьшить ее зависимость от поставок электроэнергии, главным образом из России. Если говорить об экономической составляющей, то стоимость электроэнергии вырабатываемой на будущей литовской АЭС составит минимум 10 евроцентов за 1 кВт/ч, т.е. будет абсолютно неконкурентоспособной на европейском энергетическом рынке.
Сейчас литовские власти развернули настоящую информационную войну против строительства Бело?русской и Балтийской АЭС. Главный аргумент Литвы: эти станции очень небезопасны и находятся в территориальной близости к стране. Причем Литва пыталась втянуть в эту борьбу и международные организации, но ничего в итоге не получилось.
В связи с этим интересен такой факт: Висагинскую АЭС на территории Литвы должны возводить Hitachi и GeneraI Electric, компании, возводившие АЭС "Фукусима-1" в Японии, которая не выдержала землетрясения и была разрушена в марте 2012 г. Так что с безопасностью планируемой станции в Литве еще можно было бы поспорить.
Подписание генерального контракта России и Белоруссии по строительству атомной станции говорит о смягчении разногласий между руководством двух стран, а также дает надежду на более тесное сотрудничество в других сферах.
После подписания контракта по строительству АЭС глава российского правительства Д.А. Медведев заявил, что российская сторона также рассчитывает на реализацию совместных с Белоруссией проектов в сфере автомобиле- и машиностроения в ближайшее время. Скорее всего, он имел в виду создание совместного предприятия "КамАЗа" с Минским автомобильным заводом, которое затягивается не первый год белорусской стороной.
По мнению Председателя Правительства России, подписание контракта по строительству Белорусской АЭС - это этапное событие, но не единственное, и можно надеяться, что в ближайшее время будут реализованы и другие проекты в области совместных предприятий по машиностроению, автомобилестроению, по некоторым другим направлениям сотрудничества.
Если страны смогут продвинуться в этом направлении, это будет означать, что степень интегрированности наших экономик качественно возросла.
Таким образом, строительство Белорусской АЭС - это знаковое событие и для Белоруссии, и для России.
Во-первых, это еще больше сблизит наши братские народы;
во-вторых, позволит покрыть имеющийся дефицит электроэнергии в Республике Белоруссия, и, более того, торговать излишками энергоресурсов со странами Прибалтики, у которых энергоресурсов катастрофически не хватает;
в-третьих, даст возможность интенсивно развивать промышленное производство и, наконец, создать новые рабочие места как на самом строительстве АЭС, так и в будущем на расширяющихся производствах.
Церемония закладки капсулы строительства Белорусской АЭС состоялась 9 августа 2012г. В Островце (Гродненская обл.). В торжественной обстановке Президент Белоруссии А.Лукашенко заложил капсулу в памятный камень, установленный на площадке строительства. Президент Белоруссии вместе с другими участниками церемонии закрепил на камне памятную табличку.
В тексте послания к потомкам за подписью А.Лукашенко говорится: "Воплощая в жизнь девиз о построении сильной процветающей Беларуси - государства для народа, мы при?ступаем к реализации крупнейшего с братской Россией инвестиционного проекта - строительства первой атомной электростанции на нашей территории. Создание национальной ядерной энергетики - это значительный шаг в укреплении энергетической безопасности страны, мощный стимул в ускорение научно-технического прогресса и инновационного развития. Выражаем уверенность, что принятое нами стратеги?ческое решение о строительстве атомной электростанции, в которой воплощены лучшие идеи и достижения мировой и отечественной науки, позволит обеспечить дальнейший динамичный подъем экономики, повысить благосостояние людей и преобразить жизнь перспективного региона. Надеемся, что вы с благодарностью оцените наш вклад в создание надежной энергетической базы как основы для устойчивого развития страны и повышения ее роли и мировом сообществе. Мира и счастья вам, добра и благополучия!"
Таким образом, проблема построения Союзного государства России и Белоруссии остается наиболее важной с политической, экономической и военной точек зрения. Никакие внутренние и международные события, какими бы острыми и драматическими они ни были, не могут отодвинуть или приглушить проблему формирования Союзного государства.
Этому есть объективные причины развития военно-политических и социально-экономических проблем, которые создают необходимую основу развития отношений двух стран на новой парадигме, суть которой заключаете; в интеграционном развитии.
Интеграция в данном случае выступает гарантией политической независимости, экономической и военной безопасности единого Союзного государства и, как следствие, обеспечивает решение главной задачи для любого государства - социального благополучия, безопасности личности, общества государства.
С учетом этих важнейших объективных особенностей и необходимо рассматривать процесс создания Союзного государства России и Белоруссии.

Док. 669365
Опублик.: 31.01.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``