В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Никитчук: В лабиринтах псевдореформ Назад
Иван Никитчук: В лабиринтах псевдореформ
15-18 января 2014 г. в рамках пятого юбилейного Гайдаровского форума - 2014 проходила международная конференция. Тема ее была забойной - "РОССИЯ И МИР: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ". В конференции принял участие весь, так сказать, цвет российской экономической элиты - А.Улюкаев, И.Шувалов, А.Силуанов, О.Голодец, М.Точилин, Г.Греф и др. Возглавлял этот коллектив сам председатель правительства Д.А.Медведев. Были на конференции и зарубежные гости, среди них экс-премьер Италии М.Монти, экс-президент Чехии В.Клаус, генсек ОЭСР А.Гурриа, вице-президент Всемирного банка Р.Кайт и прочие.
По единодушному мнению ведущих экспертов итоги конференции неутешительны. Выступления участников обнажили лишь наличие противоречий в понимании этой самой "элитой" реальной ситуации в экономике России. Речь шла не столько о заявленном ее развитии, сколько о том, как бы хотя бы удержаться на нынешнем уровне и не свалиться в яму рецессии.
Но самым примечательным была явная растерянность руководителей российских ведомств и разнобой мнений. Так, например, министр экономического развития А.Улюкаев сетовал на недостоверность прогнозов экономического развития и призывал не торопиться с разного рода радикальными экономическими преобразованиями.
Министр финансов А.Силуанов наоборот ратовал за немедленное введение новаций, особенно в вопросе предоставления свободы регионам по заимствованию средств в связи с дефицитом их бюджетов в 700 млрд. рублей. Он договорился до того, что, вопреки заявлению президента, исправить ситуацию в экономике можно, в том числе, и за счет повышения пенсионного возраста. Сомневается А.Силуанов и в выполнимости печально известных путинских майских указов.
Глава Минтруда М.Точилин и вице-премьер О.Голодец в противовес заявили, что повышению пенсионного возраста не бывать.
Бывший министр экономического развития, а ныне президент Сбербанка Г.Греф, вообще обвинил правительство в отсутствии всякого плана действий. Он заявил, что одна из проблем, мешающих развитию России - это большое желание проводить реформы в отсутствии работающей системы управления.
Пытался быть объективным заместитель министра экономического развития А.Клепач, который сказал: "Для российской экономической политики, особенно в последние годы, характерно доминирование бухгалтерского финансового подхода над политикой развития, доминирование поддержки банковского сектора над поддержкой реального".
Самым оптимистичным было выступление председателя правительства Д.Медведева. По его мнению "динамика развития не может вызывать беспокойства. Ошибок прошлого было не так много. Напротив, это экономическая политика последних 10-12 лет позволила подняться на качественно новую ступень". И эта ступень, оказывается, аж 92-е место России в рейтинге Всемирного банка, где-то между Барбадосом и Сербией. Как всегда, выступление председателя правительства было переполнено демагогическими вывертами: "Время простых решений прошло, мы стоим перед серьезным интеллектуальным вызовом". Да, такой вызов, наверное, действительно есть, но вот только с интеллектом у власти явно неразрешимые проблемы. Из выступления премьера так и не выяснилось, в чем же заключается экономическая политика правительства и как оно собирается отвечать на новые "интеллектуальные" вызовы.
Приходиться констатировать, что с такими поводырями Россию ожидают тяжелые времена. События на Украине показывают, что терпение народа не бесконечно. Российский вариант может быть гораздо круче. Чтобы не довести дело до катастрофы, в России необходимы как экономические, так и политические перемены. Жизнь показала, что узурпация власти одной партией, защищающей интересы олигархического капитала, тупое следования ультралиберальным канонам, ограничение возможности полноценной деятельности оппозиции - путь тупиковый.
Эти простые истины мы, коммунисты, повторяем уже не один год. И не только повторяем, но и действуем. Принятая на XV съезде партии Антикризисная программа содержит комплекс неотложных мер для вывода экономики страны из глубокого кризиса. Особенно в нынешней ситуации, когда, на фоне продолжающегося подъема Китая, оживления деловой активности в экономике стран восьмерки, когда фактически прекратился рост российской экономики, острота вопроса о смене экономической политики резко выросла. Однако, вместо выработки научно обоснованной антикризисной стратегии, оправдывая начинающуюся рецессию мировым кризисом, апологеты "свободного" рынка, бесконечно повторяя известные догмы рыночного фундаментализма, давно опровергнутого в теории и на практике экономического развития, маниакально призывают в очередной раз наступить на грабли, об которые российская экономика неоднократно разбивалась. Они ведут себя как пророки, обладающие тайным знанием, пренебрегая как здравым смыслом, так и анализом практического опыта.
Ведь хорошо известно, что экономические потери вследствие реализации их шоковой терапии в 90-е годы сравнимы с потерями вследствие гражданской войны и гитлеровского на?шествия. Этот ущерб складывается из разорения предприятий криминальной приватизацией, вывоза капитала, утраты возможностей воспроизводства основного капитала вследствие прекращения долгосрочного кредита. Сегодня он продолжает увеличиваться под воз?действием механизмов неэквивалентного внешнеэкономического обмена, поддерживаемого политикой накопления валютных резервов за рубежом под символический процент в обмен на привлечение гораздо более дорогих зарубежных кредитов. Этот ущерб дополняется утратой национального контроля над крупной промышленностью, выведенной из-под российской юрисдикции в оффшоры, что делает невозможным самостоятельное развитие российской экономики и ставит под угрозу суверенитет страны. При помощи псевдонаучной схоластики доморощенные либертарианцы навязывают общественному сознанию набор примитивных представлений об универсальной оптимальности механизмов рыночной самоорганизации и бессмысленности государственно?го вмешательства. На самом деле эти представления не соответствуют научным знаниям.
В то же время надо заметить, что вера в либеральные догмы не так уж и бескорыстна. Западные издания, выражающие интересы крупного международного капитала, периодически поощряют проводников либеральных взглядов звучными титулами "лучших" министров финансов и "лучших" председателей центробанков. В их число попадали и российские проводники политики жесткой привязки эмиссии рубля к приобретению долларов, фунтов и евро, демонтажа валютного контроля и перекачки сотен миллиардов долларов государственных доходов в долговые обязательства США.
Один из них, бывший министр финансов А.Кудрин, который усовершенствовал эту машину самоедства, перекачивая нефтегазовые доходы в американские бумаги, утверждая, что вывоз капитала государством за рубеж улучшает инвестиционный климат и является средством борьбы с инфляцией. Но узаконив эту догму, государство лишило экономику важного внутреннего источника инвестиций, поддержав финансовые системы западных стран. С одной стороны, российский бюджет предоставил им практически бес-процентный кредит, с другой стороны, простимулировал спрос на займы в иностранной валюте со стороны российских банков и корпораций, лишенных доступа к долгосрочному кредиту из внутренних источников. Следование этим рекомендациям усиливает сырьевую ориентацию российской экономики, ее офшоризацию и переориентацию на иностранную технологическую базу, влечет деградацию научно-производственного потенциала.
При этом для пущей убедительности абсурдным либеральным догмам Кудрин и другие апологеты объявляют их истиной "в последней инстанции", а несогласных - ретроградами из социалистической эпохи.
Однако, в отличие от либеральных "просветителей", более 20 лет "просвещающих" Россию, имитируя подъем ее с колен, "социалистические ретрограды" в очередной раз настоятельно требуют от власти отказаться от порочного либерального курса. Быстрое становление в мире нового технологического уклада, многократно снижающего энерго- и металлоемкость производства, в ближайшее время значительно сузит существующие рынки сбыта российской сырьевой продукции. Запаздывание с реализацией мер подъема инвестиционной и инновационной активности неизбежно повлечет снижение экспорта, а, следовательно, валютных поступлений в федеральный бюджет, нарастание технологического отставания от передовых стран и, что весьма важно, усугубление и без того низкого уровня жизни большинства граждан. В этом смысле уничижительной критике политику либералов подверг недавно в своем выступлении Е.М.Примаков, профессионал высшей квалификации, который в 1998 году, возглавляя правительство Российской Федерации, сумел, вместе Ю.Д.Маслюковым, в кратчайшие время вытащить экономику из ямы дефолта, устроенного этими же "просветителями". В частности он сказал: "Если говорить о платформе российских неолибералов, то основная ее составляющая - это уход государства из экономики. Наши неолибералы не только исходят из универсальности западных экономических теорий, даже без учета их эволюции, но главное, не считаются с особенностями и степенью развития рыночных отношений в России... Еще один принцип неолиберализма в том, что свободная игра экономических сил, а не государственное планирование, обеспечивает социальную справедливость. Однако этот вывод не выдержал столкновений с действительностью и в капиталистических странах, где, в частности, государство ввело прогрессивную шкалу налогообложения, способствующую перераспределению доходов в пользу малоимущих. Что касается России, то без государственного индикативного планирования экономического роста (конечно, не директивного) вообще невозможно преодолеть отставание в жизненном уровне населения от развитых западных стран.
А такое отставание, несомненно, существует. Имеет место и огромное неравенство в доходах. По данным, приведенным в исследовании Global Wealth Report 2013, опубликованном на сайте международной финансовой корпорации Credit Suisse Group, 110 российских миллиардеров контролируют 35% всех активов. Эксперты этой международной корпорации заключили: "Во время переходного периода были надежды на то, что Россия будет преобразована в высокодоходную экономику с высококвалифицированными работниками и сильными программами социальной защиты, унаследованными от советских времен. На практике получилась почти пародия".
Меры экономической политики, необходимые для выхода из тупика либеральных псевдореформ, давно предлагаются и ответственными экономистами, и коммунистами в упомянутой уже Антикризисной программе КПРФ. Они предусматривают решение задач структурной перестройки экономики, включая главный элемент - национализацию при-родных ресурсов и базовых отраслей, ее деофшоризацию, обновление технической и технологической базы промышленности, создание механизмов долгосрочного кредитования, совершенствование налоговой и бюджетной политики, всемерную экономическую интеграцию на постсоветском пространстве.
И Россия пока располагает необходимыми ресурсами для решения этих задач. По величине национального богатства на душу населения Россия занимает лидирующее положение в мире, обладает гигантскими природными богатствами, высокообразованным населением, профессиональными кадрами, не до конца уничтоженным научно-техническим потенциалом. Но, к сожалению, эффективность использования этого потенциала остается крайне низкой. Добываемые сырьевые ресурсы в основном экспортируются, основные фонды промышленности и инфраструктуры крайне изношены и не способны производить конкурентоспособную продукцию, что приводит к экспансии импорта, высокая энерго- и материалоемкость производства, низкая производительность труда. Особую тревогу вызывает деградация научно-технического потенциала, связанная, в том числе, и с недавними атаками на РАН и другие научные учреждения. За последнее время в 15 раз сократилось число проектных и проектно-изыскательских организаций, место которых занимают иностранные инжиниринговые компании, навязывающие зарубежное оборудование.
Неэффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала является главной причиной замедления роста экономики. Фактическое падение роста достигло критического значения, и составляет по итогам 2013 года чуть более 1%. Какое уж тут "поднятие на новую ступень", о чем по-маниловски вещал на гайдаровском форуме Д.Медведев.
Для России в нынешних условиях стратегия развития должна строиться на базе оптимальной комплексной государственной политики, включающей целый ряд принципиально важных элементов. В том числе:
- государственное стратегическое планирование, способное выявить перспективные направления экономического развития;
- создание макроэкономических условий для внедрения и роста нового технологического уклада;
- стимулирование инновационной и инвестиционной активности с целью модернизации экономики;
- создание необходимых условий расширенного воспроизводства человеческого капитала и развития интеллектуального потенциала.
Но для этого надо отказаться от либеральных догм о всесильной руке рынка, и четко понимать, что восстановление экономики России на данном этапе возможно только на основе государственных структур, включая государственные корпорации и банки, научно-исследовательские институты, технопарки и т.д. Все эти элементы должны работать как единая система в соответствии со стратегическими планами и программами.
Вместе с тем, ключевая роль государства определяет соответствующие требования к управлению государственными активами. Внедрение принципа персональной ответственности за объективные результаты деятельности является необходимым условием достижения требуемого результата. Сегодня во властных структурах нет виновных за раз-вал. В худшем случае министра или высокого начальника переведут на другую должность, да еще и "золотой" парашют дадут в придачу, чтобы не бедствовал. Яркий пример дело Сердюкова. Нанес огромный ущерб Армии, ему бы в тюрьме сидеть, а он не только на свободе, но еще и хорошую должность получил...
При такой системе и такой команде топ-менеджеров, собранных в правительстве Медведева, мы никогда из кризиса не выберемся. Это скорее похоронная команда, запутавшаяся в лабиринте псевдореформ, чем команда реабилитации. Вот именно поэтому мы, коммунисты, считаем, что первым шагом к оздоровлению должна быть немедленная отставка этого правительства вместе с его председателем, а вторым - формирование правительства народного доверия, куда должны войти профессионалы-патриоты, болеющие за Россию и ее народ.

И.Никитчук,
депутат ГД ФС РФ,
д.т.н.

Док. 669258
Опублик.: 28.01.14
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Никитчук Иван Игнатьевич
  • Шувалов Игорь Иванович
  • Греф Герман Оскарович
  • Улюкаев Алексей Валентинович
  • Клепач Андрей Николаевич
  • Силуанов Антон Германович
  • Голодец Ольга Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``