В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна, русская душою Назад
Татьяна, русская душою

`Литературная газета` и издательство `У Никитских ворот` выпустили книгу, посвященную Татьяне Дорониной. Нынешний театральный сезон для актрисы — юбилейный.

Автор — давняя соратница артистки и завлит МХАТа им. Горького. Для Галины Орехановой писать о сценических судьбах не впервой. Из-под ее пера уже вышел труд, посвященный нынешней героине (`Я — русская актриса`). Новая версия под заголовком `Татьяна Доронина: `Жизнь моя, русский театр` появилась пятнадцать лет спустя. Но эта работа не похожа на обычную биографию. Здесь нет строго хронологического порядка, подробных рассказов о детстве и начале творческого пути (об этом Доронина сама писала в `Дневнике актрисы`). Ореханова берет шире. Ее книга — разговор о судьбе русского театра вообще. `Мировая театральная сцена сегодня, в начале ХХI века, пребывает в тяжелом кризисе драматического театра классического реализма`, — констатирует автор. И лишь на Тверском бульваре в этот прискорбный факт поверить трудно: `Так много у него здесь искренних поклонников`. Поэтому именно горьковское крыло мхатовской чайки всецело захватило внимание автора. Ну а Татьяне Васильевне по праву досталась главная роль. Повествование в основном охватывает период ее руководства театром. `Гибель искусства — национальное бедствие`, — цитирует Ореханова Станиславского. Доронина предстает подвижницей, вышедшей на `мировоззренческую дуэль` с легкомыслием перестроечной сцены. 

Признаком хорошего тона является начинать разговор о Татьяне Васильевне издалека — с заветов Станиславского. Биограф Галина Ореханова соблюдает политес беспрекословно. Впрочем, фигуры `художественников`, Горького, Чехова, Булгакова, сопровождают все повествование. А текст пестрит выразительными цитатами классиков.

Сцена лишь с виду ровная и гладкая. Путь актрисы только со стороны легок. Немало страниц отдано рассуждениям о творческой совести и ответственности артиста перед зрителем, утерянных в `лихие девяностые`. На безрадостном фоне фигура Дорониной выделяется еще более благородно: `Она словно бы и не замечает, что в обществе трусость стала вполне `приличной` чертой поведения, что `хорошим` тоном стало `снимать` трудные вопросы и принято уходить от решения их с `легкостью необыкновенной`, по-хлестаковски!`. Татьяна Васильевна не закрыла глаза, не махнула рукой, когда рушился родной Художественный — с титаническим усердием пыталась отвратить катастрофу. Тщетно: `Никто не захотел вникнуть в суть дела, никто не выслушал подобающим образом авторитетного художника, русскую актрису — любимицу огромной многонациональной державы, народную артистку СССР`. О родном МХАТе завлит пишет с патриотизмом, о расколе — с болью. Зато последующая судьба сцены на Тверском бульваре представлена как триумф. Полные залы, овации, громкие премьеры одна за одной: `Три сестры`, `Вишневый сад`, `Старая актриса на роль жены Достоевского`, `Прощание с Матёрой`, `Зойкина квартира`, `Лес`, `На дне`, `Без вины виноватые`, `Васса Железнова`… И почти в каждом спектакле Татьяна Васильевна выходит на сцену, поддерживая марку театра `высокой художественной пробы`. Окунуться в атмосферу МХАТа Дорониной помогут многочисленные цитаты из рецензий. Кроме того, издание проиллюстрировано редкими снимками из архивов театра и актрисы.

portal-kultura.ru/articles/books/27021-tatyana-russkaya-dushoyu/



Док. 669216
Опублик.: 27.01.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``