В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инновационная деятельность города-миллионника к 2030 году (на примере г. Ростова-на-Дону) Назад
Инновационная деятельность города-миллионника к 2030 году (на примере г. Ростова-на-Дону)
Ростов-на-Дону располагает диверсифицированным комплексом отраслей экономики, обеспечивающим эффективное функционирование ключевых сфер жизнедеятельности города. Следует отметить, что эффективная политика позволяет реализовать мероприятия по модернизации экономики муниципального образования, посредствам стимулирования экономического роста локальной территории. Следовательно, первым этапом определения долговременной стратегии экономического развития города является разработка концепции промышленной политики, предлагающей наиболее системное и комплексное решение вопросов непрерывной модернизации промышленности в соответствии с высокотехнологичным укладом.
Основные направления для формирования плана действий по развитию инновационной деятельности включают восемь ключевых функций городской инновационной системы:
1. Развитие тесного сотрудничества и координации между всеми заинтересованными участниками формирующейся инновационной системы города.
2. Обеспечение благоприятной нормативной базы в инновационной сфере города.
3. Совершенствование выбора приоритетов инновационного развития экономики города, экспертизы научно-технических разработок и развитие городской инновационной инфраструктуры.
4. Мобилизация и эффективное распределение разнообразных ресурсов для активизации инновационной деятельности на территории города.
5. Коммерциализация результатов научно-исследовательской, опытно-конструкторской и иной интеллектуальной деятельности.
6. Развитие творческого потенциала населения города на всем протяжении активной жизни.
7. Формирование и предоставление необходимых стимулов для развития инновационной сферы города.
8. Приоритетная поддержка развития высокотехнологичных отраслей экономики и реализации важнейших инновационных проектов на территории города.
Каждое из ключевых направлений развития городской инновационной системы включает ряд приоритетных мероприятий, обладающих общей значимостью для различного уровня их реализации.
Одним из факторов успешно действующей муниципальной инновационной системы является приемлемый уровень консенсуса городского сообщества по вопросам стратегических целей инновационного развития города. Это потребует интенсивных и регулярных консультаций с наиболее активными участниками инновационного процесса и формирования эффективных механизмов и площадок для таких коммуникаций.
Одним из "узких мест" региональных и муниципальных инновационных систем является передача (трансфер) в промышленный сектор разработок и технологий, созданных научно-исследовательскими организациями и университетами территорий. Причинами торможения здесь выступают различные факторы, такие как несовершенное инновационное законодательство, недостаток стимулов для развития инновационной деятельности, слабая координация между органами власти и бизнесом в определении приоритетов в научно-прикладных исследованиях.
В городской инновационный процесс вовлечено значительное число различных муниципальных ведомств, которые имеют тенденцию действовать относительно изолированно друг от друга, не имея общего и четкого выражения городской инновационной политики. Кроме необходимости выработать такое стратегическое видение, требуются реально работающие механизмы координации и взаимодействия: горизонтальных (между департаментами и ведомствами) и вертикальных (между уровнями управления: региональным, городским и районным). Координация особенно важна при реализации крупных инновационных проектов с привлечением многочисленных участников, например, таких как инвестиционные проекты развития городской транспортной системы, создания промышленных зон и индустриальных парков, новых территорий развития города и др.
Стратегическое планирование развития городской инновационной сферы формирует перечень перспективных направлений, реализация которых определяется конкретным и детальным планом действий. Такой план должен быть дополнен системой мониторинга соответствующих показателей и индикаторов, чтобы оценивать эффективность развития инновационных процессов в заданном направлении и своевременно вносить корректирующие воздействия.
Учитывая большое число заинтересованных организаций городского инновационного процесса, противоречивость их интересов, необходимо обеспечить совершенствование нормативной базы, которая была бы прозрачной для всех участников. Основными задачами в области нормативного обеспечения развития инновационной сферы города являются:
1)    формирование системы муниципальной поддержки развития инновационной деятельности на территории города;
2)    содействие реализации прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и расширению их использования в хозяйственном обороте;
3)    внедрение простых и понятных нормативных актов для реализации государственно-частного партнерства в сфере инноваций;
4)    преодоление несправедливых методов конкуренции в инновационной сфере.
Стержнем городской инновационной системы является процесс коммерциализации научных исследований и разработок. Для развития коммерциализации технологий необходимо следующее:
1) содействие реформированию научно-исследовательского сектора экономики города с целью повышения его ориентации на инновационные потребности жителей города и реального сектора экономики;
2) внедрение системы анализа и экспертной оценки эффективности прикладных научных исследований со стороны бизнес сообщества;
3) стимулирование международного научного и технологического сотрудничества предприятий и организаций города;
4) стимулирование восприимчивости к инновациям среднего и крупного бизнеса.
Успешное функционирование городской инновационной системы определяется доступностью и качеством трудовых ресурсов. Для совершенствования человеческого капитала необходимо решить следующие задачи:
1) содействие привлечению молодежи в науку, развитие престижа профессии исследователя и инженера;
2) содействие мобильности и обновляемости штата ученых и исследователей;
3) внедрение программ обучения основам инновационной деятельности, развития творческого мышления в общеобразовательных школах и вузах;
4) развитие инновационной и производственной деятельности в рамках создания высокотехнологичных кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов.
Наряду с повышением наукоемкости в существующих отраслях экономики в целом, целью муниципальной инновационной политики является изменение структуры городской экономики в сторону высокотехнологических отраслей материального производства. Необходимо принять меры по поддержке развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики города, включая:
1) стимулирование муниципальных и коммерческих закупок отечественной высокотехнологической продукции (услуг);
2) содействие экспорту инновационной продукции (услуг) городских товаропроизводителей;
4) стимулирование инновационной деятельности в муниципальных предприятиях и организациях.
Таким образом, залогом социально-экономического прогресса любого муниципального образования является постоянные изменения и непрерывная инновационная деятельность во всех сферах экономики и общественной жизни. Город имеет возможность выйти на передовые позиции в национальном и международном масштабе только благодаря освоению новых технологий и конкурентоспособной научной среде территории.
Одним из важнейших направлений формирования эффективного механизма государственно-частного партнерства в области научно-технологического и промышленного развития является разработка и освоение технологических платформ.
В рамках реализации приоритетных технологических платформ вузы могут эффективно взаимодействовать с крупными промышленными предприятиями на основе совместной коммерциализации инновационных разработок или их приобретение у малых и средних предприятий, доступ к ЦКП, наукоемкого продукции у малых и средних предприятий, создание на базе вузов отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров и т.д.
Началом целенаправленной муниципальной политики г. Ростова-на-Дону в инновационной сфере послужило принятие в 2011 году долгосрочной городской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности на территории города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы", заложившей базу для запуска механизма государственной поддержки инновационной инфраструктуры и малого инновационного предпринимательства, а также, в целом для построения муниципальной инновационной системы. Она опирается на принятый областной закон об инновационной деятельности и закрепляет интеграционные процессы в инновационной сфере города.
Муниципальная инновационная система состоит из взаимосвязанных отраслевых и ведомственных сегментов научно-технической сферы города, закрепленных в нормативных документах и соглашениях устойчивых и долгосрочных их связей и отношений, а также подсистемы управления, включающей муниципальные и самоорганизующиеся структуры.
В настоящее время отраслевые подсистемы ГИС складываются в основном под воздействием внутриотраслевых процессов совершенствования стратегий структуры, целей и задач. При инерционном сценарии развития инновационной деятельности на территории города можно получить лишь механическое сложение разнонаправленных, разно развитых и практически не координируемых элементов ГИС. Результатом такого сценария является преобладание какого либо одного элемента системы при одновременной стагнации других важных составляющих ГИС. Это приводит к непропорциональному развитию участников воспроизводственного инновационного цикла, появлению "узких мест" и как следствие торможение процесса коммерциализации научно-технических разработок и модернизации реального сектора экономики на основе отечественных технологий.
Обеспечить приемлемую синхронность развития всех важнейших элементов инновационной цепочки (генерация знаний - прикладные исследования - НИОКР - экспериментальное производство - промышленное производство - рефинансирование предшествующих этапов инновационного цикла) можно только при целенаправленной, последовательной и профессиональной координации данного процесса со стороны муниципалитета при активном участии областных органов государственной власти.
Глубоким заблуждением является то, что муниципалитет на своей территории должен координировать только те сектора инновационной системы, по которым имеет бюджетные полномочия. Городская инновационная система может и должна формироваться целостным функционирующим комплексом с открытыми каналами взаимосвязи и взаимодействия с региональным уровнем, инновационными системами других регионов и национальной инновационной средой.
Таким образом, создание эффективной муниципальной системы управления и координации инновационным процессом на территории г. Ростова-на-Дону является первоочередной задачей при условии принятия решения о переходе экономики города на инновационный путь развития.
Система муниципального управления и координации инновационной сферы должна включать следующие элементы:
1.    Постоянно совершенствующаяся нормативная база инновационной деятельности на основе областного и федерального законодательства в промышленной, научно-технической и инвестиционной сферах;
2.    Структурное подразделение с соответствующим статусом в составе департамента экономики Администрации города;
3.    Координационный совет по инновационной деятельности при Мэре города;
4.    Городской инновационный центр по координации и организационно-техническому сопровождению реализации задач инновационной деятельности на базе университетского инфраструктурного комплекса со смешанным финансированием четко прописанных функций;
5.    Система инфраструктурной поддержки генерации новых разработок и создания инновационных предприятий;
6.    Механизмы муниципальной поддержки инновационной деятельности на территории города;
7.    Механизмы венчурного финансирования инновационных предприятий на ранних стадиях их развития, в т.ч. городская ассоциация бизнес-ангелов, представительство посевного фонда ОАО "РВК";
8.    Система информационного обеспечения развития инновационной деятельности.
Фактически сложилось несколько моделей взаимодействия элементов городской инновационной системы.
1.    Взаимодействие субъектов инновационной деятельности внутри обособленных сегментов ГИС.
1.1.    Сегмент вузовской науки ГИС по составу и структуре субъектов пересекается с образовательным сегментом и имеет общие координационные структуры в виде совета ректоров ВУЗов города Ростова-на-Дону.
1.2.    Сегмент малого инновационного бизнеса наиболее динамичен, обладает несколькими центрами самоорганизации (университетские технопарки, городское агентство поддержки малого предпринимательства и т.д.). Дальнейшие действия Администрации города лежат в плоскости поддержки новых самоорганизующих инициатив (городской клуб инноваторов, ассоциация IT-директоров и т.д.) и содействие развитию сложившихся форм взаимодействия.
1.3.    Представители сегмента крупного и среднего высокотехнологичного бизнеса сегодня объективно готов перейти от локальных, единичных контактов с другими субъектами инновационной среды к масштабным и системным взаимодействиям.
Свидетельством этому служит формирование специализированных рабочих групп, комиссий по инновационной деятельности в ТПП РО, региональных отделений РСПП, Деловой России, Опоры России и т.д.
Контактными элементами взаимодействия в региональном инновационном процессе могут стать научно-технические советы города, предприятий, организаций. Регулярный обмен информацией, планами, проектами модернизации производства и внедрения новых технологий и методов управления в рамках городской сети НТС поможет скоординировать разнонаправленные процессы инновационного развития местных товаропроизводителей.
1.5. Координация организаций финансового сектора в области инвестиционного обеспечения инновационных процессов возможна при создании городского венчурного фонда, территориального гарантийного фонда, венчурных управляющих компаний проектного типа, подписания соглашений с рядом ведущих банков и страховых компаний о расширении проектного финансирования инновационных разработок. При этом необходимо обеспечить создание эффективной и авторитетной городской системы экспертизы инновационных проектов.
1.6. Сегмент инновационной инфраструктуры и сектор сервисных организаций во многих направлениях имеют аналогичные функции, направленные на поддержку и развитие инновационной деятельности на территории города.
В данном случае координатором сервисных и инфраструктурных организаций должен выступать городской инновационный центр на основе двух и многосторонних соглашений о взаимодействии.
1.7. Отдельно необходимо обеспечить скоординированное взаимодействие с ведущими СМИ, освещающими различные аспекты деятельности в инновационной сфере. С этой целью возможно заключение ряда соглашений с организациями СМИ, принятия согласованного базового медиа-плана и т.д.
1.8. Перспективными сегментами городской инновационной системы являются общеобразовательные школы и лицеи, система начального профессионального образования, молодежное научно-техническое творчество, инновационные процессы в социальной сфере и в сфере муниципального управления.


И.В. Мошкин, кандидат экономических наук,
ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет",
ст. преподаватель, г. Ростов-на-Дону

Док. 669176
Опублик.: 24.01.14
Число обращений: 0

  • Мошкин Игорь Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``