В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Актуальные проблемы кредитно-банковской системы России: ухудшение условий кредитования реального сектора экономики Назад
Владимир Андрианов: Актуальные проблемы кредитно-банковской системы России: ухудшение условий кредитования реального сектора экономики
Существенным недостатком российской банковской системы является отсутствие у банков "длинных" денег, в которых нуждается реальный сектор экономики, что сдерживает инвестиционную активность предприятий.
Согласно исследованиям экспертов "World Economic Forum", по уровню доступности финансировании для развития бизнеса Россия в 2012 г. находилась на 53 месте из 62 обследованных стран.
Кроме того, в последние годы прослеживается тенденция к ухудшению условий кредитования нефинансовых предприятий и замедлению динамики спроса на кредитные ресурсы.
По данным Минфина России, в июле 2012 г. по сравнению с маем средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до 1 года выросла на 0,6 п.п. и составила 9,5%.
В январе-феврале 2013 г. ставки по "длинным" кредитам (в рублях) нефинансовым организациям достигли максимума в 12,2 %. К маю 2013 г., хотя ставки несколько сократились, оставались на достаточно высоком уровне 11,8% в год.
В результате, в 2013 г. ожидаются более скромные показатели прироста кредитного портфеля банков в корпоративном сегменте по сравнению с прошлым годом (порядка 25%), динамика которых будет определяться макроэкономическими условиями и состоянием мирового и внутреннего финансовых рынков.
Таким образом, в России сохраняется аномально высокая стоимость денег. Существенное влияние на это оказывает банковская маржа.
В среднем по российской банковской системе в 2012 г. она составляла 5,2%. Для сравнения, в странах Еврозоны этот показатель составлял 1,4%., в странах Восточной Европы - 2,7%.
Очевидно, что чем выше процентная маржа, тем выше ставки по кредиту. Суммы процентных платежей предприятия закладывают в цену продукции, что ведет к соответствующему удорожанию товаров и увеличению инфляции.
Президент РФ В. Путин в июле 2013 г. поручил Минфину и ЦБ разработать план снижения стоимости кредитов для реального сектора экономики. В частности, было предложено четыре основных направления решения указанной проблемы:
увеличение ликвидности;
развитие конкуренции в банковском секторе;
снижение издержек банков;
защита прав кредиторов.
В частности, для увеличения ликвидности банков казначейство рассматривает возможность увеличить лимиты размещения бюджетных денег на депозитах банков сроком до 30 дней с 150 млрд. до 450 млрд. руб.
Лимит на депозиты до трех месяцев планируется увеличить с 50 до 200 млрд. руб. Лимит на депозиты до шести месяцев останется прежним - 50 млрд. руб.
Среди других инструментов увеличения ликвидности рассматривается возможность закладывать в ЦБ кредиты, обеспеченные государственными гарантиями.
Рефинансирование под плавающие ставки на срок до года и под залог ценных бумаг обеспеченных кредитами малому и среднему бизнесу.
Кроме того, предлагается расширить ломбардный список ЦБ, включив в него облигации стратегических предприятий и снизить размер резервов по ссудам при покупке таких облигациях.
Кроме того, отвечая на призыв Президент РФ В. Путина крупнейшие игроки на этом рынке банки с государственным участием ОАО " HYPERLINK "http://sberbank.bank.ru/" Сбербанк России" и ОАО Банк ВТБ пошли на одностороннее снижение ставок по крпоративным кредитам.
В частности, в первой половине 2013 г. ОАО " HYPERLINK "http://sberbank.bank.ru/" Сбербанк России", на который приходилось 7,1 трлн. руб. кредитов нефинансовым организациям дважды снижал ставки по корпоративным ссудам.
В результате ставка для средней по величине компании со среднем профилем риска уменьшилась примерно на 1-1,5 процентных пункта и в середине 2013 г. составляла 9-10 %.
В след за ОАО " HYPERLINK "http://sberbank.bank.ru/" Сбербанк России" в середине 2013 г. ставки снизил другой банк с государственным участием - ОАО Банк ВТБ. Объм его кредитов кредитов нефинансовым организациям в середине 2013 г. составлял 2,1 трлн руб.
По оценкам экспертов, процентные платежи по кредитам промышленных предприятий достигают 2 трлн. руб. в год и формируют около 9% себестоимости продукции промышленного сектора.
В такой ситуации, по оценки экспертов, сокращение ставки по кредитам всего лишь на 1 процентный пункт могло бы привести к снижению себестоимости производства на 1%, т. е. обеспечивало бы около 200 млрд. руб. экономии по всем отраслям промышленности.
Из-за высокой стоимости денег на внутреннем рынке для привлечения "длинных" денег российские банки вынуждены прибегать к заимствованиям из-за рубежа, что ставит российские банки в зависимость от конъюнктуры, складывающейся на зарубежных финансовых рынках.
В случае неблагоприятного развития событий иностранные банки ограничивают лимиты предоставления кредитов российским заемщикам, что автоматически сокращает приток "длинных" денег в экономику.
При этом, следует отметить, что высокая стоимость рублевого свопа, которым банк хеджирует валютные риски при привлечении иностранных денег через еврооблигации и синдицированные кредиты, в свою очередь оказывает определенное влияние на увеличение общей стоимости денег для реального сектора экономики.

Долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики

В отсутствии четких ориентиров государственной экономической политики банковский сектор не имеет достаточных стимулов кредитования реального сектора экономики, в том числе промышленного производства.
Вложения банков в долгосрочные проекты хотя и увеличиваются, но не становятся важным источником финансирования инвестиций, необходимых для стимулирования роста экономики.
Так, за четыре года с 2008 г. по 2013 г., общий объем долгосрочных кредитов российских банков нефинансовым предприятиям (сроком более 1 года) вырос с 6,7 трлн руб. до 12,6 трлн руб.
За 7 месяцев 2013 г. объем долгосрочных кредитов нефинансовому сектору вырос еще почти на 4,7 трлн и достиг 17,3 трлн руб.

Таблицы в Приложении


При этом на кредиты банков с целью финансирования инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в начале 2013 г. приходилось только 692 млрд. руб., или около 7,9% банковских кредитов в инвестиции в основной капитал.
Следует отметить, что несмотря на рост стоимостного значения этого показателя, его доля в общем объеме инвестиций в основной капитал с 2008 г. имеет тенденцию к сокращению, что свидетельствует в целом о сокращении вклада кредитно-банковской системы в прирост инвестиций в основной капитал.
Аналогичный показатель в экономике Японии в 2012 г. составлял 65%, странах ЕС - 45%, в США - 40%.
Таким образом, почти половина всех капиталовложений в экономику ведущих промышленно развитых стран осуществляется за счет банковских кредитов.


Рынок сделок слияния и поглощения

Следует отметить, что некоторые крупнейшие банки направляют существенные средства на финансирование сделок слияния и поглощения, в том числе и в финансовом секторе.
В 2012 г. общий объем сделок такого рода с участием российских компаний превысил 1,5 трлн рублей, сократившись с рекордных 2,2 трлн рублей в 2011 г.
Всего было зарегистрировано 405 транзакций. При этом средняя стоимость сделки составила почти 58 млн.долл.
За девять месяцев 2013 г., по данным агентства "AK&M", было зарегистрированы 432 сделки слияния и поглощения, объем которых достиг 101,9 млрд. долл. (3,3 трлн. руб.)
Крупнейшей сделкой на этом рынке в 2013 г. стала покупка государственной компанией ОАО "Роснефть" компании "ТНК-ВР" в марте 2013 г. за 54,98 млрд. долл.
Общая сумма сделок слияния и поглощений в 2013 г. в пять раз превышала объем инвестиций в основной капитал, профинансированные за счет банковских кредитов.
Значительная часть сделок по слиянию и поглощению финансируется крупнейшими российскими банками (ОАО "Сбербанк России", ОАО "Банк ВТБ" и др.).
Несмотря на то, что география сделок слияния и поглощений весьма широка для российских инвесторов наиболее предпочтительными являются сделки с хозяйствующими субъектами стран БРИКС.

Прогноз динамики инвестиций в основной капитал

По прогнозу Минэкономразвития, рост инвестиций в основной капитал в 2013-2016 гг. будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов.
Основной вклад будет обеспечиваться инвестициями в основной капитал транспортного комплекса.


Среди источников финансирования инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде основная доля будет приходиться на собственные средства компаний (48,9% в 2013 г.).
К 2016 г. доля собственных средств, по прогнозу Минэкономразвития России, возрастет до 50% в результате резкого сокращения бюджетных инвестиций.
В прогнозный период доля государственных капитальных вложений будет снижаться за счет сокращения расходов региональных бюджетов и сжатия расходов федерального бюджета с 12,5% в 2012 г. до 7% в 2016 г.
В таких условиях обостряется проблема приоритезации проектов и оптимизации издержек на их реализацию.
В 2014 г., по оценке Минэкономразвития России, ожидается ускорение роста инвестиций за счет кредитов банков и заемных средств других организаций.
Прирост инвестиций может составить около 10-11% в номинальном выражении, в том числе за счет привлечения средств на финансирование крупных проектов (строительство высокоскоростных магистралей и других).
К 2016 году прирост инвестиций за счет заемных средств может ускориться до 15% в год, что будет связано с реализуемой политикой по развитию кредитования и снижением процентных ставок для реального сектора экономики.

Расширение ресурсной базы долгосрочных инвестиций

Развитие экономики, ее модернизация на инновационной основе требуют значительного объема долгосрочных инвестиций.
Основными источниками долгосрочных инвестиций, так называемых "длинных денег", как правило, являются:
накопления граждан;
пенсионные накопления;
страховые фонды;
паевые инвестиционные фонды (ПИФы).
По данным Минифина России в 2012 г. в России доля указанных источников долгосрочных инвестиций в ВВП составляла 8%. Для сравнения в целом в промышленно развитых странах аналогичный показатель достигал 120% ВВП, а в США превышает 200% ВВП.
Удельный вес паевых инвестиционных фондов в ВВП России составлял в 2012 г. всего 2,5%. Следует отметить, что указанный показатель у российских партнеров по БРИКС был значительно выше. В частности, у Бразилии доля паевых инвестиционных фондов составляла 50% ВВП, у Индии - 10% ВВП, у Китая - 8% ВВП.
В России пенсионные накопления являются фактически единственным источником долгосрочных финансовых ресурсов для экономики.
Вовлеченные в активный экономический оборот, пенсионные деньги смогут стать мощным якорем для высоковолатильного российского фондового рынка.
Кроме того, пенсионные накопления граждан развивают рациональное инвестиционное поведение, повышают их ответственность и финансовую грамотность.
В этой связи представляется необходимым создание в России собственного рынка "длинных" денег, развивая такие институты, как негосударственные пенсионные фонды, рынок облигационных займов, и вводя новые финансовые инструменты - безотзывные депозитные вклады, депозитные сертификаты, как разновидность срочных вкладов и др.
Рост экономики России сдерживается инфраструктурными ограничениями. По оценкам Минэкономразвития России, в ближайшие три года в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов стоимостью 9,6 трлн руб. Именно для их финансирования необходимы "длинные" деньги.
В этих условиях отказ от накопительного компонента пенсионной системы лишит экономику важнейшего финансового ресурса для развития и модернизации экономики.
В настоящее время активно обсуждаются меры по стимулированию рынка долгосрочных вложений, в том числе за счет отказа от требований по ежегодной оценке доходности вложений негосударственных пенсионных фондов.
Предлагается заменить эти требования на более современные риск-ориентированные методы надзора и контроля за качеством инвестирования пенсионных портфелей на период вплоть до их ликвидации.
В случае принятия таких мер, аналогичные нормы регулирования должны применяться к инвестированию средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением Государственной управляющей компании Внешэкономбанка (ГУК).
Для ГУК актуальны вопросы, касающиеся ограничений на одного эмитента и возможности использования производных финансовых инструментов для хеджирования.
Еще одним источником длинных денег может стать Инвестиционный фонд Российской Федерации, бюджетные ассигнования которого на 2012 г. составляют 37,9 млрд руб. Внешэкономбанк предлагает использовать его для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.
Предлагается задействовать схему финансирования инвестиционных проектов за счет будущих налоговых доходов, что позволит сократить прямые расходы бюджета.
Необходимо решить вопрос о повышении роли в инвестиционном процессе такого стимулирующего механизма как государственные гарантии.
В текущем году в федеральном бюджете они установлены в размере 511 млрд руб. До 2014 г., согласно стратегии долговой политики, они увеличиваются еще на 1,3 трлн руб.
Внешэкономбанк вполне мог бы стать своего рода оператором суверенных гарантий для инвестиционных проектов. Для этого Банк может контролировать и оптимизировать исполнения проектов, аккумулировать и использовать опыт унификации применения этого инструмента.



Владимир Андрианов
Директор Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н.

Док. 669155
Опублик.: 23.01.14
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``