В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марат Агинян: В проблему наркомании косвенно вовлечен каждый Назад
Марат Агинян: В проблему наркомании косвенно вовлечен каждый

В рамках проходящего в Подмосковье спортивно-терапевтического лагеря Центра Здоровой Молодежи корреспондент портала Lenoblnews.info побеседовал о проблеме наркомании с главный специалистом центра, психиатором-наркологом Маратом Агиняном.

- Марат, как давно вы работаете с Центром Здоровой Молодежи?

- Неофициально я с ними сотрудничаю уже 2,5 года, а в мае 2013 года президент фонда пригласил меня войти в команду.

- Как вы в принципе можете оценить не столько деятельность ЦЗМа, но и те формы реабилитации и ресоциализации, которые они выбрали?

- Я бы ответил на этот вопрос более широко. Я задавал себе вопрос, что вообще можно сделать с наркоситуацией в стране? Первый ответ - ничего. Второй ответ - само по себе пройдет. Но я прекрасно понимаю, что первые 2 ответа просто не подходят. Третье - лечение. Но дело в том, что 38 летняя история наркологии показывает, что вылечить зависимость никак нельзя. Так уж получилось, что все болезни это болезни, а зависимость наполовину болезнь, наполовину модель жизни. В той части, где это болезнь, можно применить какие-то лекарства. В той части, где это модель жизни, человека можно только с его же согласия мотивировать перейти шаг за шагом на другую модель жизни. И четвертый вариант - проводить какую-то психотерапию. Это не очень работает, потому что многие люди не подавлены, не тревожны, у них просто такая модель жизни. И из всех вариантов пока что и ум, и здравый смысл, и практика показывают, что реабилитация наиболее эффективный вариант.

- А что заставляет людей выбирать такую модель жизни?

- У меня нет однозначного ответа на этот вопрос, есть только мнение - есть 5 типов отношений с реальностью: приспособление, противостояние, противодействие, уход и игнорирование. Возможно, определенный процент населения по каким-то биологическим или приобретенным причинам, предпочитает уйти из реальности. Реализация вот этого выбора - это наркотики. Это уход из реальности - я употребил и мне хорошо, и реальность становится выносимой, в ней можно жить.

- Наркомания, как явление, все-таки имеет какое-нибудь отношение к социальным проблемам общества или это исключительно психологические аспекты личности?

- Есть такая очень грубая статистика, которая показывает, что в 60% случаев под зависимостью имеются определенные генетические причины, 20% это личностные причины и 20% социально-средовые.

- Если мы говорим о социально-средовых и личностных аспектах, можно ли с ними что-то делать в плане профилактики?

- Вот смотрите, у человека есть самые нехорошие гены, их 5 штук, по крайне мере 5 выявлено, но гены не говорят тебе `Иди колись!` или `Иди пей!`, но они повышают вероятность того, что ты будешь наркоманом. Если сверху легли социально-средовые причины, неблагополучная семья, например, то вероятность употребления наркотиков становится еще выше. А если еще развиваясь как личность человек имеет внутренние конфликты, какую-то незрелость и недоразвитость, то это еще больше повышает вероятность употребления.

Что касается профилактики, то здесь, по рекомендациям экспертов ВОЗ, нужно выделить 3 типа профилактики: первичную, вторичную и соответственно, третичную. Первичная - это профилактика, адресованная всем детям вообще. Вторичная - это совокупность стратегий, адресованная тем, кто уже попробовал наркотики несколько раз. Третичная профилактика, и мы, кстати, в ЦЗМ этим занимаемся, это система мер и стратегий, направленная на людей уже зависимых, с целью их мотивировать перейти в трезвость, показать им, что это возможно.

- У меня из ваших слов сложилось впечатление, что ставить проблему наркомании как социальную проблему, а не сугубо медицинскую, не совсем верно?

- А как же масштабность и социальный охват? В этом плане это социальная проблема. Посмотрите, по оценкам экспертов ФСКН в России сейчас 8,5 миллионов человек употребляют наркотики, и еще около 20 миллионов злоупотребляют алкоголем. Это 28,5 миллионов человек! А население странный у нас 140 миллионов, вот и смотрите, каждый злоупотребляющий откуда берет деньги? У родителей, или сам зарабатывает, или у близких, так или иначе, вместе с одним зависимым, 2-3 здоровых человека вовлечены в эту проблему. Таким образом, в эту проблему вовлечена вся страна и даже больше скажу - весь мир.

- Тогда каким образом, по вашему мнению, можно если не искоренить, то существенно уменьшить масштаб проблемы?

- Многие мои коллеги говорят, что наркоман в душе всегда остается наркоманом, хочет колоться и т.д. Это не так. Любой наркоман, любой алкоголик, на своем пути доходит до мысли, что он устал употреблять, причем это настоящая искренняя мысль. Но он употребляет дальше, потому что его желания перейти в трезвость недостаточно. Кроме желания должно быть еще кое-что - стратегия! А у него нет стратегии.

- А желания просто взять и не колоться недостаточно?

- Нет! Дело в том, что ты не хозяин в своей голове, твои желания тебе не подчиняются, это ты им подчиняешься. Если ты наркоман, то ты как слуга - встаешь и идешь выполнять свои желания. И никуда ты не денешься, так будет годами, пока ты не умрешь. Если все-таки остальные ресурсы твоей психики пришли к тому, что ты устал употреблять и хочешь нечто иное, то самый разумный шаг - это найти тех, у кого есть такая стратегия.

- Реабилитационные стратегии вообще насколько эффективны? Из 100% обратившихся, какой процент выздоравливает?

- Мировая практика свидетельствует, что программы реабилитации дают стойкую ремиссию в среднем в 40-60% процентов случаев. Т.е. половину можно спасти.

- Понятно, что у нас в стране относительно высокая доступность наркотиков, как вы считаете, усилия, потраченные на борьбу и усилия на лечения сопоставимы?

- Это очень сложный вопрос и пока нет единого мнения, хотя, на мой взгляд, основные усилия надо вкладывать в борьбу со спросом, а не с предложением. Представьте, что у вас наркобизнес, который вам приносит 50 млрд. долларов в год. У вас все схвачено, грамотно продуман маркетинг и логистика, вы купите того, кто вам мешает, или отодвинете, или устраните. Вы все можете сделать! А теперь представьте, что ваши наркотики никому не нужны? Спроса нет. Вот эта схема может работать. Мы должны создать такую социальную среду, в которой наркотики будут не востребованы.

- Что делать с субкультурами, которые не мыслят себя без наркотиков? Растаманы, рейверы и т.д.?

- Понимаете, когда человек зависим, когда в его голове есть сильное непреодолимое влечение к наркотикам, оно не просто говорит ему `Встань иди, найди дозу и уколись!` Оно говорит - сегодня такой день, что можно разок уколоться, послушать какую-то музыку и т.д. Эта тяга обрастает разными вещами, она заставляет человека рисовать картины, придумывать стили, придумывать субкультуру. Все мысли человека в самом грязном смысле ложатся под это увлечение!

- Можно ли сравнивать такие проблемы, как табакокурение, алкоголизм и наркоманию?

- Все перечисленные зависимости, так или иначе, затрагивают основной психологический механизм поощрения. У нас мозг очень сложный, и есть механизм, который нам позволяет выделять фигуру на фоне, подойти к этой `фигуре`, попробовать, сделать вывод нравится или не нравится, если нравится, то повторить, если очень нравится, то зависеть. Так работает наша психика. На фоне никчемной жизни появляется доза и приход, и человек думает - Господи, как же хорошо. Знаете, некоторые наркоманы говорят "я прощаю героин за то чувство, которое он мне дает".

- Можно ли сделать такой вывод, что зависеть или нет, это в принципе личный выбор человека?

- Вот! Это очень важный момент! В мотивационных технологиях очень часто используется такой вариант - ты ставишь человека перед выбором: так или так, а дальше прописываешь сценарий - будет это, это и это. Сперва сложно, потом легче, легче, хорошо и отлично. А если выберешь это, будет плохо, совсем плохо и смерть. И если ты с человеком правильно эти сценарии проработаешь, то вполне реально вернуть его на правильный путь.

- Бывают ли наркотики легкими?

- Они легкие по сравнению с тяжелыми, но это наркотики.

- Есть ли у нас в государстве политика, направленная на понижение спроса?

- Да, конечно есть. Некоторое сомнение, конечно, вызывает механизм реализации, нет уверенности, что они эффективно работают. Но позитивные шаги есть - выдвигается потихоньку на передний план наркологическая превентология, эта специальность будет преподаваться в медвузах, будут появляться специалисты, которые эффективно и грамотно смогут объяснить эти проблемы молодежи.

- Ваш прогноз, как будет у нас в стране дальше развиваться ситуация с наркоманией?

- Мой прогноз исключительно оптимистический! И я объясню почему. Дело в том, что все наркоманы нашей страны между собой связаны. Так или иначе - это некая социальная сеть. И если мы добьемся реабилитации 20% этих наркоманов, то каждый бывший наркоман тянет за собой всех кого только может, мотивирует их на трезвость. Мы привыкли считать, что один наркоман в течение года создает 10 наркоманов. Но в Центре здоровой молодежи один бывший наркоман из отдела профилактики мотивирует 15 зависимых пройти реабилитацию. Это уже хорошо! Но нужно, что бы количество прореабилитировавших увеличивалось, что бы появилась культура реабилитации, пошла мода на здоровый образ жизни.

Беседовал Сергей Соболев, Lenoblnews.info


lenoblnews.info/



Док. 669076
Перв. публик.: 21.01.14
Последн. ред.: 17.03.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``