К.О. Шарипов, К.А. Булыгин, С.С. Ерджанова, С.С. Жакыпбекова, Г.И. Петрова, Д.Ш. Жетписбай, А.Е. Есимжан, А.А. Киргизбаева
УДК 37.02.026.3
Цель исследования - разработка педагогических контентов по биохимии
Метод - квантование учебных текстов и создание заданий в тестовой форме к ним
Кафедра биохимии Казахского национального медицинского университета с 2012 года приступила к разработке педагогических контентов по биохимии. Эта работа является составной частью по развитию педагогических технологий и педагогического контента КазНМУ. В работе отражен первый опыт по внедрению методики квантования учебного материала и созданию заданий в тестовой форме к ним различных видов на основе теории педагогических измерений Аванесова В.С.
Ключевые слова: педагогический контент, квантование текстов, задания в тестовой форме
Педагогический контент ВУЗа (высшего учебного заведения) - это образовательный имидж ВУЗа, который включает модель образования, базу учебно-методических материалов, средств контроля, научных и других достижений профессорско-преподавательского состава (ППС) и студентов.
Разработка педагогического контента включает в себя развитие педагогических технологий, таких как квантование учебных текстов и создание заданий в тестовой форме к ним [1, 2].
Важной методологической закономерностью современной педагогической, в том числе, методической науки является усложняющийся синтез научных знаний и многоуровневый подход к использованию методологии к разработке новых систем образования и условий их реализации, поскольку система образования, в том числе медицинского, является категорией социального, философско-методологического и педагогического характера, а его предметная система носит теоретико-методический характер. Все это говорит о применении не только многоуровневой методологии, но и важности интегративно-комплексного рассмотрения принципиально важных проблем общехимической и базовой медико-биологической подготовки студентов в рамках медицинского образования, как сложной дидактико - методической системы.
Актуальность методологического аспекта исследований в области методики обучения обусловлена значительным повышением преобразующей роли науки в современном обществе, интенсивным процессом ее развития, стимулируемым научной методологией познания. Предметом научных разработок становятся как более скрытые, глубинные процессы, так и их важные комплексы, среди которых наибольшее внимание привлекает сам человек, процессы формирования его личности и профессионализма [3, 4].
Главной задачей нашей работы является выделение наиболее общих методологических позиций, определяющих парадигмальную и уровневую направленность современного высшего медицинского образования, в том числе, биохимического в структуре медицинского образования. В этой связи целью нашей работы явилось разработка педагогических контентов (квантованных текстов и заданий в тестовой форме к ним) по биохимии. Новая философия образования предполагает три главных составляющих [5-7]:
1 - понимание путем создания квантованных текстов. Образование стало другим, дети разные по уровню и всех учить по одному учебнику нельзя, образование должно стать уровневым. Для этого нужны короткие тексты с заданиями в тестовой форме к ним.
2 - усвоение путем создания и ответов на задания в тестовой форме различных видов к квантованным текстам (контекстуально-зависимые задания) и аттестационных заданий (на допуск к экзамену или для итоговой аттестации выпускников по биохимии без текстов к ним).
3 - применение - клинические ситуации или интерпретация клинико-теоретических, других ситуаций (cases)
Квантование - это деление текста учебника на осмысленные части. Учебник - это глыба мрамора. Отсекаем лишнее. Текст учебника - совокупность скрытых квантов. Квант - совокупность абзацев (мыслей авторов). Каждому абзацу дается заголовок. Это так называемое образование по "head lines". Оно стало актуальным в последние годы среди молодежи. В настоящее время студенты и школьники не вчитываются в большие и неорганизованные тексты, они легче воспользуются Интернетом, где могут найти квантованную необходимую информацию и при этом быстро ее просмотреть по заголовкам. Зачастую им не требуется даже читать сам абзац. Но в интернете такая информация носит не системный характер и не предназначена для обучения и тем более не имеет обучающих заданий в тестовой форме. Таким образом, чтобы была польза от использования квантованных текстов необходимы проверочные инструменты к ним (средства педагогических измерений) - задания в тестовой форме разных видов. Студент, прочитав текст, может проверить себя по заданиям в тестовой форме, которые даются сразу после квантованного текста и если не может ответить вновь и вновь интуитивно возвращается к тексту. Этого нельзя добиться при современном подходе к образованию студента практически не возможно заставить самостоятельно читать большие неорганизованные тексты учебников. А если студент и позволит себе уделить время на учебник во время внеаудиторной работы, то информация просто прочитывается (хорошо, если вся и хотя бы один раз), но в памяти не остается или остается обрывочно и ненадолго. Это общая проблема для всех дисциплин в современном образовательном пространстве, когда большее время уделяется самостоятельной работе студентов [8].
В связи с этим наша кафедра прониклась идеей квантования учебных текстов по биохимии и составления заданий в тестовой форме к ним (педагогических контентов), тем более мы имеем три тома учебного пособия как прообраза квантованных текстов. Правила квантования учебных текстов [9]
1. Нужно дать название, потому что читатель должен получить ответ на главный вопрос: о чём этот текст? 2. Разбить весь текст на абзацы по логическому принципу (3-8 строк). Абзац - это новая мысль. 3. Ключевые слова пишутся ближе к началу 4. Фразы строятся просто, по возможности, без придаточных предложений, без причастных и деепричастных оборотов 5. Как можно меньше наукообразия и редко используемых слов 6. Мысль начинается и заканчивается в абзаце 7. Писать сущностные элементы, которые надо знать и затем обязательно проверить
Новые качества педагога-новатора от обучения всех к образованию каждого. В итоге наша цель - учесть, сколько квантованных текстов студент изучил за неделю, сколько заданий в тестовой форме решил [10].
Для этого кафедре требуется банк квантованных текстов и заданий в тестовой форме к ним. Работа началась в этом году.
Были распределены темы для квантования и определено время для завершения первого этапа работы. На этом этапе каждый сотрудник кафедры единолично разрабатывает по 5 квантованных текстов и создает по 10 заданий в тестовой форме к каждому из них. Как отметили педагоги нашей кафедры - эта работа не простая, но очень полезная как для студентов, так и для самого педагога.
Другим аспектом в этой работе является то, что созданием заданий в тестовой форме и квантованием учебного материала могут заниматься и сами студенты - мы имеем опыт внедрения этой методики в самостоятельную работу студентов (СРС) и первые результаты работы. Студенты отмечают, что работа сложная, но интересная, творческая и действительно самостоятельная, не имеющая аналогов в мире (плагиат исключается). Мы рекомендуем использовать эту методику для СРС.
Выводы: 1) определены следующие темы для квантования и создания заданий в тестовой форме к ним: 1 - Белки и нуклеиновые кислоты, строение, свойства и роль 2 - Ферменты, строение, каталитическое действие 3 - Энергетический обмен, типы окисления 4 - Витамины, строение, роль, авитаминозы 5 - Обмен углеводов 6 - Обмен липидов 7 - Обмен белков 8 - Взаимосвязь обменов и биохимия печени. 9 - Гормоны, механизмы действия, представители, строение, роль 10 - Биохимия жидкостей и тканей организма
2) Созданы квантованные тексты по темам "Биохимия почек" (3 квантованных текста и 57 заданий в тестовой форме к ним, автор - доцент кафедры биохимии, к.м.н. Булыгин К.А.); "Витамины" (5 квантованных текста и 50 заданий в тестовой форме к ним, автор старший преподаватель кафедры биохимии, Петрова Г.И.); "Углеводы - строение и роль" (1 квантованный текст и 10 заданий в тестовой форме к ним автор - студент 36 группы 2 курса ОМ, Кудатов И., руководитель - доцент кафедры биохимии, к.м.н. Булыгин К.А.). на Стадии завершения квантование и создание заданий в тестовой форме по разделу "Гормоны" (Жакыпбекова С.С.), "Обмен углеводов" (Ерджанова С.С.), "Ферменты" (Есимжан А.Е.), "Обмен белков" (Киргизбаева А.А.).
3) в 2013-14 учебном году планируем расширить количество квантованных текстов и опубликовать опыт разработки квантов с примерами и матрицей теста по дисциплине
4) в перспективе планируем провести квантование по дополнительной литературе, рекомендованной в УМКД, по англоязычным источникам, ввести созданный банк квантов в АСУ и тестовые задания использовать для экзамена; опубликовать учебное пособие, содержащее кванты и задания в тестовой форме к ним на трех языках и использовать его электронный вариант в работе компьютерного класса и в он-лайн режиме; создание аттестационных заданий и разработка клинико-теоретических заданий в квантованном режиме; 6) разработанные квантованные тексты и задания к ним использовать при работе над электронным учебником по биохимии
Список литературы
1 Аванесов В.С. Вопросы методологии педагогических измерений// Педагогические Измерения. - N1. - 2005г. - 327 c. http://testolog.narod.ru/Theory34.html 2 Аванесов В.С. Централизованное тестирование лучше Единого Государственного Экзамена// "Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.С. Гребнева.- М.:Центр тестирования Министерства образования РФ, 2002. http://testolog.narod.ru 3 Аванесов В.С. Единый Государственный Экзамен в фокусе научного исследования// Педагогические Измерения. - N1. - 2006. - С.3-31. http://testolog.narod.ru/Education39.html 4 Аванесов В.С. Пять этапов педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theory58.html 5 Аванесов В.С. Определение исходных понятий. 3 редакция, 7 апреля 2007. http://testolog.narod.ru/Theory46.html ; 6 Аванесов В.С. Понятийный аппарат теории педагогических измерений// http://testolog.narod.ru/Theory26.html 7 Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений// N1. - 2004. - С.15-21. 8 Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2006. 9 Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2006. - 137 с. 10 Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.:Центр тестирования, 2003. - 217 с. 11 Аванесов В.С. Педагогическое измерение латентных качеств //Педагогическая диагностика. - N4. - 2003г. kaznmu.kz/press/2013/05/31/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82/
Док. 669024 Опублик.: 20.01.14 Число обращений: 0
Аванесов Вадим Сергеевич
|