В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мeльников: Бюджетный аккумулятор Назад
Алексей Мeльников: Бюджетный аккумулятор
Политика госдолга: стагнировать или развиваться?
Как правильно занимать деньги? Вопрос не праздный. В равной степени существенный, что для затерянного в толпе маленького человека, что пыхтящего трубами промышленного гиганта. Деньги занимают и тот, и другой. Их берут в долг целыми регионами и даже супердержавами. Потому что считают это целесообразным. То есть - выгодней в какой-то период жизни временно одолжиться, (даже порой имея достаточно собственных средств этого не делать), нежели стойко всяческих долгов избегать.
Единственная проблема - в понимании содеянного: кредитоваться, чтобы не прозябать, или прозябать, чтобы вечно одалживаться? Финиш 2013 года вызвал в финансовых верхах страны горячее беспокойство по означенным темам. В ноябре российский минфин ударил в колокола: "Внимание, опасность! Долги российских регионов за последние три года устроились и достигли 3 трлн. рублей!" Около половины регионов подобрались к 50-процентной отметке долгов, считая от величины их собственных доходов.
И далее - не столько переживание за то, почему вдруг пошли по миру многие российские провинции, сколько - розги всякому, кто в этих провинциях мучительно пытается свести бюджетные концы с концами. В том числе - санкции и к тем, кто, не желая прозябать в бюджетном истощении, рискует это истощение перебороть, заставляя работать на промышленный подъем заемные ресурсы. Не молясь на вожделенное пришествие благоприятной экономической конъюнктуры, а создавая эту "благоприятность" собственными руками в достаточно неблагоприятной экономической среде.
Страну пугают закредитованностью субъектов. Мордовия - госдолг 175% от собственных доходов, Чукотка - 164%, Северная Осетия - 113%, Амурская область - 100%, Кемеровская - столько же. В соответствии с Бюджетным кодексом - это "красная черта". За нее регионам заступать не разрешается. Но можно сколь угодно близко подползать. Что, собственно, многие, обескровленные налоговыми потерями регионы и делают. В их числе - и внешне вполне субъекты успешные: Белгородская область, Вологодская, Рязанская, Омская, Ростовская. Или - Хабаровский край. У всех госдолг вот-вот сравняется с доходами.
Но есть и те, кто предпочитает сильно не одалживаться. Как говорится, хозяин - барин: не хочу - и не занимаю. Или - не на что, или дорого, или боязно, или просто - не хочу и - точка. Примеры: Курская область - госдолг 9% от собственных доходов, Владимирская - 10%, Свердловская - 13%, Тамбовская - 16%, Тульская - 18%.
Существует третья группа субъектов - более-менее уравновешенного госдолга: от 30 до 70% собственных доходов. Например, Воронежская область - 30%, Липецкая - 41%, Ярославская - 43%, Калужская - 52%, Нижегородская - 65%.
Очевидно, в формировании долговой политики у каждого региона свой резон. Кому-то - поддержать штаны. И тогда долговая зависимость быстро перерастает в наркотическую и моментально зашкаливает за все мыслимые бюджетные ограничители. Примеры легко выявляются из вышеприведенных данных.
Кому-то напротив нужно вкладываться в будущее: сегодня не инвестируешь - завтра будешь "сосать лапу". Хорошо, ели у тебя нефть из-под ног хлещет. А если - нет? Сам разрабатывай финансовые недра. Строй в условиях кризиса как в Калуге и Липецке технопарки и создавай у себя фармацевтические или автомобильные кластеры. Или как в Нижнем - открывай наукоемкие центры. Не хочешь, как в Нижнем, делай как в Воронеже - агросектор преврати в клондайк.
Но можно ничего этого не делать. Никто не заставляет. Не инвестировать в завтра, не занимать под это сотни миллионов сейчас, не платить по этим займам из бюджета маржу, не рисковать, в конце концов, не тратить нервы, силы и преспокойно затесаться где-нибудь незаметно в самой глубине какого-нибудь самого обширного списка самых неприметных регионов России. Тоже вариант.
К чему, например, нам это инвестиционное лидерство? Да, хлопоты одни и расходы - вычеркнем. Или - рекордные в центральной России (за исключением Москвы, конечно) показатели по уровню доходов "на нос"? Ну, будет у нас вместо 36 тысяч рублей на человека, скажем, 28 тысяч, как в Тамбове, или 24, как в Брянске. Ну, не умрем же, в конце концов. Люди-то, вон, рядом живут на эти деньги, как-то существуют. Глядишь, и мы перебьемся.
Рост экономический наш, 9-процентный - тоже надо проинспектировать. В стране вообще по году - ноль прироста. Если причесать себя под общекризисную гребенку, глядишь, и точно на кредитах можно сэкономить: не нужен экономический рост - ни к чему тогда и одалживаться бюджету. Очень удобно: произвели - съели, произвели - опять съели...
Да, область сама себя приговорила к экономическому росту. Никто не неволил одевать на себя это ярмо. Можно, кстати, в любой момент сбросить. Тогда, глядишь, и дотации из федерального бюджета вернут. Их нынче у нас окончательно отобрали, как у стремительно развивающихся и относительно успешных. А так прикинемся сиротами и - с шапкой в минфин. Тем более - все это уже проходили. Опыт есть. Осталось только стряхнуть с него многолетнюю пыль - и вперед, в... прошлое.
Алексей Мельников, Калуга.

Док. 669012
Опублик.: 20.01.14
Число обращений: 0

  • Мельников Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``