В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Мошкин: Исследование уровня вовлеченности россиян в предпринимательскую деятельность Назад
Игорь Мошкин: Исследование уровня вовлеченности россиян в предпринимательскую деятельность
Мошкин И.В. (к.э.н.), Максимов Д.А. (магистрант)

Россия обладает существенным предпринимательским потенциалом. Наблюдается две характерные тенденции развития: одна направлена на вовлечении населения в предпринимательскую деятельность, другая, на государственную поддержку крупных производств и компаний. Несмотря на разнонаправленность данных тенденций, обе они являются сторонами одного процесса - поиск способа поддержки курса экономики. Наряду с работами по анализу характеристик вновь создаваемых предпринимательских единиц, которые влияют на успех или на неудачу их деятельности, до сих пор отсутствует обобщающее исследование, посвященное факторному анализу вовлечения населения в предпринимательскую деятельность.

В теории считается, что основным двигателем экономики рыночного типа должна стать деятельность, основанная на предпринимательской инициативе и модернизации. Традиционно принято считать, что высокие показатели предпринимательской активности практически гарантируют большее количество успешных, а значит приносящих прибыль компаний. Но, следует отметить, все большее количество факторов в последнее время препятствуют ей, чем способствует. Об этом можно судить по полученным данным исследований.

В настоящей работе предпринята попытка формирования оценки вовлеченности населения в создании новых предпринимательских единиц, возраст которых не превышает пяти лет.

В отчете о результатах исследования "Глобальный мониторинг предпринимательства" (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) отмечается, что в России более 90% населения не только не вовлечены в предпринимательскую деятельность, но и не рассматривают для себя возможность создания бизнеса. Согласно тому же исследованию, лишь каждый 23-ий россиянин (4,3%) в трудоспособном возрасте является ранним предпринимателем. Предпринимательство по-прежнему играет меньшую роль в экономике не только по сравнению со странами БРИКС, в которых каждый 8-ой вовлечен в раннее предпринимательство, но и по сравнению со странами Восточной Европы, где каждый 11-ый является таковым. Для России характерен сравнительно низкий уровень ранней предпринимательской активности, но и большинству созданных компаний не удается преодолеть начального этапа развития. Так, в 2012 г. индекс активности устоявшихся предпринимателей составил 2,1%, а их доля составила 33% от общего числа предпринимателей. В странах с развитой экономикой число компаний, работающих более трех лет, превышает количество вновь создаваемых компаний [Зыкова Т. Россияне не хотят заниматься бизнесом // Российская газета 17 января 2013 г. Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2013/01/17/predptinimatelstvo-site.html].

Рассчитывать на значительный рост предпринимательского сектора в России в ближайшие годы вряд ли приходится. Об этом свидетельствует тот факт, что только 3,8% россиян планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. Для сравнения этот показатель в странах БРИКС в среднем составляет около 21%, а в странах Восточной Европы - 24% [1].

Половину имеющих предпринимательские намерения россиян составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть новый бизнес. Новичков среди потенциальных предпринимателей всего 2%. Это один из самых низких регистрируемых показателей. В 2012 г. в России доля добровольных предпринимателей составила 60%, что на 10% меньше чем на год раньше и соответствует значению, которое наблюдалось во время кризиса. При этом сокращение произошло в первую очередь за счет тех, кто делает первые шаги. Для большинства открытие собственного дела хоть и является добровольным шагом, однако мотивация в основном заключается не желанием увеличить его или получить независимость, а поддержать определенный уровень дохода.
Качество предпринимательства и конкурентоспособность экономики связаны с количеством предпринимателей, нацеленных на рост компании и создание новых рабочих мест. В России лишь каждый 10 ранний и каждый 20 устоявшийся предприниматель стремится к созданию 20 и более рабочих мест. Для сравнения в 2011 г. каждый пятый ранний и каждый 4 устоявшийся предприниматель стремились к значительному росту. До четверти предпринимателей вообще не планируют создание новых рабочих мест, что в 2 раза больше, чем в 2011 г.

Причины непопулярности предпринимательства объясняются не только структурой экономики и предложениями рабочих мест крупными компаниями, но и негативной оценкой непредпринимательской частью населения возможностей для предпринимательского старта. Только 13% населения считают условия благоприятными для начала бизнеса. Еще меньше россиян считают себя способными к ведению бизнеса в существующих условиях - лишь 5,5% составляют потенциал российского предпринимательства.

Наиболее часто наблюдаемым фактором, имеющим негативное влияние на развитие предпринимательства, оказалась государственная политика. Следует отметить, что такая ситуация повторяется на протяжении всех лет проведения экспертных интервью. Некоторые эксперты отмечают "отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством", "неоднозначность и неопределенность законодательной базы", "отставание нормативно-правовой базы от требований рынка", а также сложности с правоприменением законов, порождаемые низкой компетентностью чиновников и высоким уровнем бюрократии.

Социально-политический климат в стране также неблагоприятен для развития предпринимательства. Во многом это связано с неэффективным государственным управлением. Еще один немаловажный фактор - это коррупция. Ее наличие на всех ступенях экономической деятельности препятствует притоку новых желающих в предпринимательские ряды.

Доступ к финансированию для новых компаний затруднен из-за высоких процентных ставок по кредитам, а также связан с отсутствием адекватных кредитных программ для нового бизнеса.

Среди препятствующих развитию предпринимательства факторов выделяют национальные культурные особенности, которые обуславливаются относительно недавним переходом страны на рыночный путь развития и отсутствием преемственности поколений предпринимателей. Кроме того, в обществе недостаточно культивируется образ успешного предпринимателя, что приводит к формированию предпочтений среди молодежи в пользу государственной службы и работы в крупных компаниях.
Вместе с тем, по нашему мнению, государственная политика в области развития предпринимательства заслуживает одобрения. Реализация существующих целевых программ не столько на федеральном, а в значительной степени на региональном уровне идеологически поддерживает развитие частного предпринимательского сектора. В последние годы значительно выросло количество мер государственной поддержки, хотя и оно по-прежнему не покрывает все потребности нового и растущего бизнеса. Кроме того, стимулирующее воздействие оказывает существенный потенциал рынков в различных сферах на фоне недостаточности предложений качественных товаров и услуг.
Таким образом, ситуация в отношении государственного фактора на развитие предпринимательства весьма спорная. С одной стороны правительство поддерживает политику, способствующую развитию малого и среднего бизнеса. Например, с 2013 г. в случае приобретения движимого имущества с него не уплачивается налог на имущество, что благотворно влияет на чистую прибыль. С другой стороны, принимаются меры со стороны законодательства, косвенно влияющие на деятельность бизнесменов. Например, двукратное увеличение с 1 января 2013 г. взносов в Пенсионный Фонд заставило многих индивидуальных предпринимателей задуматься о закрытии бизнеса. В местные налоговые отделения большинство регионов страны с декабря прошлого года пачками начали поступать заявления на ликвидацию ИП.

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы отмечает, что в последнее время в столице наблюдается "стабильный рост индивидуальных предприятий". По данным главного управления Пенсионного фонда России по Москве и Московской области, за первые 20 дней января 2013 года на учет в качестве страхователей поставлено 1989 индивидуальных предпринимателей и больше 2200 снято с учета в связи с прекращением деятельности. Поскольку в Москве предприниматели стоят на ногах увереннее, чем в других частях России, то беспокойство приходится на регионы [3].

В департаменте инвестиций и предпринимательства Ростовской области пристально следят за настроением представителей малого бизнеса. В 2012 году, по данным ростовских чиновников, 76 % самозанятого населения заявило, что "изменения в области законодательства по страховым взносам негативно отразится на их бизнесе". Худшие их опасения, судя по словам начальника управления развития предпринимательства Светланы Камбуловой, подтвердились. "Индивидуальные предприниматели отказываются продолжать заниматься предпринимательской деятельностью и принимают решения об исключении себя из реестров", - говорит она.
Каковы же причины столь резких реформ Пенсионного Фонда? Все дело в том, что российские предприниматели избегают платить официальную заработную плату, ставки налогов на которую в совокупности превышают 30%. Это ведет к занижению налоговых отчислений, что сказывается на Пенсионном Фонде. Таким образом, проблема кроется в грамотной системе налогооблажения, которой, как показывает практика, пока нет в России. Чтобы решить данную проблему, предлагаю обратиться к успешному зарубежному опыту.

Пожалуй, было бы несправедливо сравнивать экономику России с экономикой Соединенных Штатов, где она развита во всей мере учитывая исторический опыт. Однако, я предлагаю не сравнивать две страны, а лишь рассмотреть успешный зарубежный опыт.
Налоговая система Америки, как и России, включает три уровня: федеральный, уровень штата и местный уровень, который состоит из графств, муниципалитетов и школьных округов.
К основным федеральным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги с фонда заработной платы, налог на доходы (прибыль) корпораций (организаций), акцизы, налоги на наследование и дарения, таможенные пошлины.
Ставки подоходного федерального налога зависят от уровня дохода, семейного положения и характера подачи декларации о доходах (заявления о доходах). Ставки подоходного налога федерального уровня, действующие в 2011 г. представлены в таблице. [4].

Таким образом, налоги распределяются по группам населения в зависимости от получаемых ими доходов. Помимо этого президент США Обама Б. обнародовал план, направленный на сокращение бюджетного дефицита на 3 трлн. долл. В течение следующих 10 лет. Урезание расходов должно обеспечить примерно половину этой экономии. Вторая половина будет собрана за счет повышения налогов для всех американцев, с годовым доходом в миллион долларов и больше.
Это проект назван в честь американского инвестора-миллиардера Баффета, который написал недавно в статье для New York Times, что заплатил всего 17,4% сборов от своего облагаемого налогом дохода, или примерно половину того, что отдали другие 20 человек, работающих в его офисе. Согласно плану, будет установлена минимальная налоговая ставка для американцев, зарабатывающих свыше 1 млн. долл. в год.
По словам Барака Обамы, новый подход к решению проблемы ему нравится, так как "заставит миллионеров и миллиардеров внести свою лепту в общее дело". Преимущество нового проекта в том, что он ударит по кошелькам небольшого процента населения и не предполагает сложных схем. Налог Баффета принесет США 47 млрд. долл. [5].

Таким образом, вышеизложенная схема может стать примером для внедрения обновленной системы налогооблажения в стране. За счет высоких налогов для групп, получающих сверхприбыль можно усовершенствовать социальную системы страхования, пенсионного фонда, образования. Кроме того, необходимо реализовывать последовательную идеологическую и образовательную политику по созданию предпринимательской культуры. В обществе должен быть создан образ успешного предпринимателя, с одной стороны, и система образования должна обеспечить формирование предпринимательских навыков у бизнес-управленцев - с другой. Серьезного внимания заслуживает развитие индивидуальных, творческих способностей школьников и студентов и вовлечение их в предпринимательство.
В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что в рассматриваемых процессах происходит корректировка способов работы с предпринимательским сообществом в период посткризисного развития. Все трансформационные явления ориентированы на устранение неэффективной практики. Очевидно, что необходимы дополнительные исследования по выявлению факторов, которые влияют на вовлеченность населения в предпринимательскую деятельность.



Библиографический список
1.     Верховская О.Р., Дорохина М.В., Глобальный мониторинг предпринимательства: Национальный отчет - Россия, 2012
2.    Источник: NES Russia 2012
3.    Электронный ресурс nnm.me
4.    Электронный ресурс "Международный институт рынка"/ Режим доступа http://www.imi-samara.ru/node/1832
5.    Электронный ресурс "Западные финансы"/ Режим доступа http://www.vestifinance.ru/articles/2365

Док. 669008
Опублик.: 20.01.14
Число обращений: 0

  • Зыкова Татьяна
  • Мошкин Игорь Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``