В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома. 4 часть. Новый статус детдома в 2003 году Назад
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома. 4 часть. Новый статус детдома в 2003 году
С 2003 года Астраханская школа-сад "Верботон" стала работать по новой верботональной методике, с этой целью в городе Москве прошли профессиональную подготовку педагоги.Итак, в детдоме реализуется верботональная методика, которая позволяет ребёнку быть интегрированным в общество слышащих. 30% работников прошли курсовую подготовку по верботональной методике в Центре слуха и речи "Верботон" (г. Москва), в УВК г. Зеленограда. Освоены новые специальности по музыкальной стимуляции, фонетической ритмике, хореографии, по функциональной диагностике. Астраханская область - один из регионов, дающих пример активного использования метода и большого внимания к нему со стороны руководства. Чиновники областного Министерства образования и науки гораздо больше делают для распространения метода, чем в той же Москве, где центр "Логотон" - единственное в своем роде учреждение. Несколько лет назад в СевероЗападном административном округе Москвы существовал ещё и детский сад, где малыши проходили реабилитацию по верботон альному методу. Но он имел статус негосударственного образовательного учреждения, т. е. обучение было платным, и после очередного повышения арендной платы его пришлось закрыть (http://www.bankreferatov.ru).

Галина Богданова, директор Астраханской областной специальной (коррекционной) начальной школы - детского сада "Верботон" рассказывала:

- В классической методике реабилитации неслышащих детей первая постановка звуков происходила перед зеркалом с помощью зондов и шпателей, одновременно дети учились узнавать предметы и проговаривать их названия. Развитие остаточного слуха проводилось с помощью очень маломощных аппаратов "Электроника", раздражающих слуховые анализаторы, но речь была несовершенной: глухой, гнусавой. Обычная ситуация, когда ребёнку поставили звук, а на следующий день он забывает, как его произносить.О верботональном методе я узнала в 2002 году в Москве, где о нем мне рассказывали Младен Ловрич и другие хорватские коллеги. Я сама по образованию сурдопедагог, проработала с глухими детьми много лет, и я увидела, что новый метод если не панацея, то точно прорыв сквозь стену глухоты. Мы сразу стали работать по верботональному методу, и у детей начала меняться речь, сами дети становились другими. Сегодня во всех семи классах у нас стоят аппараты "Верботон" и все наши дети проходят реабилитацию только по верботональному методу. Результаты налицо. Например, в прошлом году один ребёнок после нашего детского сада пошёл учиться в массовую школу, хотя пришёл к нам как слабослышащий и практически не говорил.Ещё одно учреждение, где также используется верботональный метод, - областная школа --интернат для глухих детей, которая ведёт свою историю с 1885 года.В настоящее время в мире работают свыше 500 верботональных центров. В том числе более 20 центров в нашей стране используют в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха, верботональную систему.Целью верботональной системы является интеграция лиц с нарушениями слуха в общество.

С января 2005 года детдому присвоен статус филиала Всероссийской Ассоциации содействия обучению и реабилитации детей-инвалидов (СОРДИ, Москва).
С этого года детдом имела хорошую материально-техническую базу. Учебно-воспитательный процесс оснащен новейшей аппаратурой типа "Верботон". Все дети слухопротезированы.

Газета "Горожанин" писала:"Глухота - не обреченность. Это день изо дня доказывают педагоги специальной школы-сада "Верботон". Они буквально заставляют детей слышать и говорить. Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад "Верботон" - единственное в своем роде учебное заведение на территории всего Южного федерального округа. Оно занимается подготовкой слабослышащих детей к обычной общеобразовательной школе. До 2003 года, как и многие другие, эта школа-сад работала по классической методике, суть которой заключалась в изучении дактилической азбуки и умении ребят читать по губам и общаться только жестами. Для детей, обладающих лишь этими навыками, путь в общеобразовательную школу, равно как и в мир слышащих, был закрыт. Но вот уже 5 лет образовательное учреждение работает по инновационной верботональной методике, суть которой - развить остатки слуха ребенка, чтобы он мог общаться со слышащими без использования дактилической азбуки. "Данная методика разработана в Хорватии и используется во всем мире, в России - 16 лет. Она имеет беспрецедентные результаты и направлена на подготовку слабослышащих детей в массовую систему образования", - рассказала учитель-дефектолог экспериментального подготовительного класса Елена Москаленко. С помощью специального оборудования и, конечно же, стараний опытного педагога ребята учатся читать, писать под диктовку, строить диалог, описывать ситуации. Одним словом, общаться. И дей-ствительно, когда я рассматривала тетради учащихся, в кабинет зашел шестилетний Вова. На мой вопрос, чья это тетрадь, он с присущей любому школьнику грустью ответил: "Моя...>>. А потом поинтересовался, кто я и зачем пришла. Без запинки, понятным языком. "Верботональная методика позволяет уйти от неестественных голосов, прерывистого дыхания, речь становится более плавной, слитной, активной, максимально приближенной к речи слышащих людей, - пояснила Елена Викторовна. - Если раньше такие дети могли жить только в своей среде, то теперь после специальной образовательной подготовки они могут влиться в мир слышащих". Об успешности верботональной методики говорит и тот факт, что несколько выпускников "Верботона" учатся в общеобразовательных школах наравне со слышащими детьми. Всего в специальной школе-саду воспитываются около 80 дошколят из Чечни, Казахстана, Дагестана, Калмыкии, Волгограда и, конечно же, Астрахани. Это лишь небольшая часть из тех, кто желает сюда попасть. "Мы принимаем детей только по направлению областной медико-педагогической комиссии", - сообщила директор школы-сада Галина Богданова. Помимо детей с нарушениями слуха, которых здесь подавляющее большинство, есть две группы ребят с грубыми нарушениями речи и одна группа детей с ранним аутизмом. По словам Галины Петровны, верботональная методика применима для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и дает просто колоссальные результаты для развития нормальной речи ребенка. Однако далеко не все родители понимают уникальность методики и стремятся развить слуховые и речевые навыки ребят. Некоторые папы и мамы после "Верботона" отдают своих детей, вполне способных учиться в общеобразовательной школе, даже не в школу для слабослышащих, а в школу для глухих детей. Там все старания педагогов сходят на нет, ведь, общаясь исключительно с помощью дактилической азбуки, дети перестают говорить и полностью переходят на язык жестов, забывая полученные знания и умения. "Для того чтобы добиться от ребенка правильного произнесения хотя бы одного звука, требуется немало времени и усилий. И очень жаль, когда впоследствии все наши старания проходят бесследно и становятся ненужными", - вздыхает Елена Москаленко.Зато родителям такое положение дел удобно - школа для глухих расположена в центре города, в то время как для слабослышащих - аж в Приволжье. При этом отпадает необходимость прилагать какие-либо усилия, чтобы помочь слабослышащему ребенку адаптироваться в обычной школе. Помимо этого, многие родители ошибочно полагают, что если они отдадут ребенка в общеобразовательную, а не специализированную школу, их дети потеряют право получать пенсию по инвалидности.Автор Ольга Шевченко составила диалоги "Покинуть мир глухих"( http://www.goroganin.info/index.php?id_a=526 ).
Статья составлена по материалам Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им.Н.К. Крупской, архива редакции газеты "Мир глухих" (г. Москва), московского музея истории ВОГ,резервов Интернета.

Сентябрь 2013 года

Гусев Владимир Матвеевич,член Российского Общества историков-архивистов

Док. 668927
Опублик.: 15.01.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``