В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома. 3 часть. Новоселье в 1981 году Назад
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома. 3 часть. Новоселье в 1981 году
Затем в ноябре 1981 г. детдом переехал в новое типовое здание по ул. Сунь Ятсена (Сун-Ятсена,Сун-Ят-Сена), д. 61 б,где и находится по настоящее время ровно 25 лет со дня переезда в данное учреждение. Ему присвоен статус "Дошкольный детский дом N 10 для детей с нарушением слуха". Именно с этого времени комплектование детдома, имевшего всесоюзное значение, помимо ОблОНО, велось министерством образования, и поэтому в детдоме проживали глухие дети со всех концов страны (из Волгоградской, Вологодской, Кировской, Мурманской областей, Красноярского края, Камчатки, Магадана, Норильска, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, Калмыкии, республик Средней Азии и т.д.).
Система обучения глухих дошкольников в Астраханском детдоме блистала такими методами,как:
1) ориентация содержания обучения на массовую систему образования;
2) внимание к формированию и развитию словесной и устной речи, к развитию слухового восприятия и обучению их использованию в познавательной деятельности, в учебном процессе;
3) использование жестового языка как вспомогательного средства воспитания и обучения;
4) создание и внедрение в образовательный процесс деятельностного подхода к обучению.

С февраля по июль 1983 г. детдом глухих возглавляла директор - Ольга Фёдоровна Тюрина, с 1983 по 2010 год - Галина Петровна Богданова, окончившая дефектологический факультет Московского государственного педагогического института по специальности "сурдопедагогика", имеющая педагогический стаж свыше 40 лет.

За годы с 1983 по 2006 в детдоме прошли обучение 590 глухих детей и 138 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа велась по классической методике, по специальным программам для глухих и слабослышащих дошкольного возраста и по специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением интеллекта.

С 1984 года с детдомом постоянно сотрудничает НИИ дефектологии АПН, в частности, лаборатория для глухих детей, возглавляемая д.п.н., профессором Л.П. Носковой. Коллектив лаборатории создавал новые программы для специальных дошкольных учреждений с учетом мнения практиков, в числе которых был и Астраханский детдом N 10. Сотрудники НИИ проводили на базе детдома N 10 межобластные курсы, семинары-практикумы, давали положительную оценку работы детдома в книге "Отзывов".

В 1990-х годах Российское общество переживало период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы затрагивали и среду дошкольного воспитания детей в Астраханском детдоме N 10. Сложность и определённая непоследовательность реформы системы воспитания глухих дошкольников обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом. В системе дошкольного воспитания глухих произошли серьёзные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых программ, соответствующих новым тенденциям развития общества.

Только с 1994 года детдом утратил статус всесоюзного. До этого контингент воспитанников формировался Министерством образования СССР, затем РФ.

С 1996 года детдом перешёл на комплектование своего заведения только глухими детьми из города Астрахани и Астраханской области, а также Калмыкии (по договоренности). Становление детдома на правах муниципального учреждения города Астрахани произошло в самый тяжёлый период нашего государства. В системе дошкольного воспитания на первый план выдвинулось физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, раскрытие его способностей возможностей для последующей интеграции его в общественную жизнь.
Учебно-воспитательный процесс осуществляют подготовленные педагогические кадры.
.В 2002 года педколлектив детдома N 10 избрал тип специальных детских учреждений: Областное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Специальный (коррекционный) детский дом N 10 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии". Это был переход от унитарного, единообразного воспитания и обучения глухих детей к образованию по выбору, к использованию комплекса нестандартных технологий и программ.Эта компания зарегистрирована 6 сентября 2002 года.

Одновременно коллектив детдома поддерживает тесную связь с главным специалистом отдела специальных школ-интернатов и детских домов Министерства образования РФ Л.А. Черкасовой, которая курирует работу Астраханского детдома глухих, дает практические советы, различные ходатайства для приобретения звукоусиливающей аппаратуры, развивающих модулей и т.д. Детдом поддерживает связь с ОНМЦ "Развитие и коррекция". Педагоги посещают курсы центра и в результате строят свою работу с учётом научных рекомендаций.Астраханский детдом глухих освещался на страницах столичных газет "Помидорка", "Семья", а также некоторых местных.

В России в 2002 году существовали 109 специализированных детских садов для 3400 глухих и слабослышащих детей и 90 специализированных групп для глухих и слабослышащих детей при массовых детских садах (В.З.Базоев,В.А.Паленный "Человек из мира тишины",Москва,Академкнига,2002,стр.156).

Статья составлена по материалам Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им.Н.К. Крупской, архива редакции газеты "Мир глухих" (г. Москва), московского музея истории ВОГ,резервов Интернета.

Сентябрь 2013 года

Гусев Владимир Матвеевич,член Российского Общества историков-архивистов

Док. 668926
Опублик.: 15.01.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``