В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Савойский: ПУТИН и ОБАМА: до и после САММИТА G20 в Санкт-Петербурге Назад
Александр Савойский: ПУТИН и ОБАМА: до и после САММИТА G20 в Санкт-Петербурге
САВОЙСКИЙ Александр Геннадьевич, кандидат политических наук (ИМЭМО РАН)
E-mail: asavoysky@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена взаимоотношениям двух мировых держав - России и США - в новейший период истории. В ней рассматривается необходимость создания и применения стратегического, системного и комплексного подхода для улучшения российско-американских отношений в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: Россия, США, российско-американские отношения, Путин, Обама.

PUTIN and OBAMA : before and after the G20 in Saint-Petersburg
Savoysky Alexander Gennadievich, Doctor of Political Science
E-mail: asavoysky@gmail.com

Annotation : This article is devoted to the relationship between two world powers - Russia and the USA - during the newest period of history. The need of creation and introduction of a strategic, system and integrated approach for the improvement of Russian-American relations in the short term is considered.
Keywords : Russia, USA, Russian-American relations, Putin, Obama.

Современный период мировой политики представляет собой интересные времена. 2012 и 2013 годы стали особенными по многим направлениям. Одно из них - президентские выборы в России и США. В Российской Федерации они прошли в один тур. Даже М.С.Горбачёв, публично критикующий иногда Кремль как единственный в прошлом Президент СССР, был вынужден признать перед западными СМИ, что Президента Путина поддерживает большинство россиян.
В США второго тура, как известно, не бывает, в силу особой электоральной системы. 6 ноября 2012 года снова победил Барак Обама. Если первую его победу на выборах обеспечила высокая активность афроамериканцев, то на этот раз судьбу президентства решил средний класс населения и те, кто не состоит ни в одной из двух партий, Республиканской и Демократической. Свою определённую роль сыграл показанный неоднократно в Америке и Европе накануне выборов документальный фильм Майкла Кирка "Дуэль 2012". Зрителям сразу стало понятно, что выбирать американцам предстоит между Миттом Ромни - "папиным сыном" из очень состоятельной семьи автомобильного магната и политика, и действующим Президентом страны Бараком Обамой - выходцем из простого окружения. Воспитанный родителями матери, белокожими бабушкой и дедушкой, в столице штата Гавайи Гонолулу, он смог достичь политического Олимпа сам, зная о проблемах американцев из собственной жизни. В некоторых европейских государствах выборы в США транслировали круглосуточно сразу по многим телеканалам, как будто выбирали президента их собственной страны. Этим, вероятно, объясняются надежды европейских политиков на помощь Америки и Международного Валютного Фонда (МВФ) в спасении зоны евро от краха.
В победе Барака Обамы автор данной статьи не сомневался ещё задолго до выборов, выступая 11 апреля 2012 года на заседании Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, когда речь шла, в частности, о том, ЧТО предстоит сделать Путину и Обаме для улучшения российско-американских отношений в ближайшие годы. Присутствовавшая тогда публика отнеслась к этому весьма скептически и, как оказалось, напрасно. Однако такой момент наступил.

Повестка дня в российско-американских отношениях

Ранее Путин и Обама встречались не часто. Впервые Барак Обама посетил Россию в августе 2005 года в рамках рабочей поездки по Программе "О сокращении взаимной угрозы", как сенатор-демократ от штата Иллинойс вместе с сенатором-республиканцем от штата Индиана Ричардом Лугаром, одним из инициаторов этой программы. В их маршруте значились Саратов и Пермь. Встреча американской дипломатической миссии в Кремле не планировалась. Уже тогда сенатор Лугар представлял Обаму как своего молодого коллегу, подающего большие надежды, и возможно будущего президента Соединённых Штатов Америки. Предсказания американского политика сбылись. 6 июля 2009 года Барак Обама посетил Москву уже в качестве Президента США, прибывшего с официальным визитом. Его встреча с российским Премьером Владимиром Путиным состоялась на следующий день в подмосковной резиденции Ново-Огарёво.
В качестве Президентов России и США Путин и Обама встретились лишь через три года на саммите "Группы 20" в мексиканском курортном городе Лос-Кабос (18-19 июня 2012 года). В Кремле повторная победа Обамы была воспринята весьма позитивно. Теперь перед обоими президентами встала нелёгкая задача: вывести отношения между Россией и Соединёнными Штатами Америки на качественно новый, более высокий уровень. Для этого необходимо задействовать новый механизм в улучшении двусторонних отношений. Ни в Москве, ни в Вашингтоне пока нет чёткого представления, как этого добиться. Кремль озабочен проблемами гражданского общества и экономической интеграцией России в глобальный мир после вступления в ВТО. Белый дом тоже вынужден срочно решать внутренние проблемы, связанные с финансово-экономическим кризисом, массовой безработицей, реализацией начатых социальных реформ и выводом войск НАТО из Афганистана. Такое в?дение сформируется окончательно в дипломатических кругах двух стран лишь к 2014 году. Предполагается, что этому во многом будут способствовать приезды в Москву в 2013 году советников президента и сотрудников Госдепартамента, как и официальный визит вновь избранного Президента США Обамы в Санкт-Петербург на саммит "Группы 20" 5-6 сентября 2013 года.

Небольшой экскурс в историю

Отношения между Россией и США всегда строились непросто. Антироссийские и антиамериканские настроения в гражданском обществе двух стран в настоящий период имеют свои скрытые причины.
Современные Соединённые Штаты уникальны, как гигантский "Ноев ковчег". Миллионы иммигрантов съехались в США из разных стран мира в поисках "американской мечты": стать богатым любой ценой. История самой Америки и мировая политика мало интересуют таких людей, как и большинство коренных американцев. Это явно продемонстрировал последний республиканский кандидат на президентский пост, экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни, официально назвавший Россию геополитическим врагом номер один. Для всех, кто собирается определять политику и руководить Соединёнными Штатами - для кандидатов в конгрессмены, сенаторы, губернаторы, на пост руководителя Пентагона и президента страны - совсем неплохо было бы ввести при Госдепартаменте США или другом государственном ведомстве экзамен по истории международных отношений. Устранение пробелов в знаниях по истории США - это серьёзная проблема американского населения. При этом желательно знать не только заслуги Христофора Колумба или Джорджа Вашингтона перед Америкой, но и российской императрицы Екатерины II. Она дважды отказала английскому монарху Георгу III направить свои корабли и русских казаков к берегам Северной Америки в помощь британским войскам в начавшейся в апреле 1775 года Американской революции. Именно это позволило английским колониям объединиться, провозгласив себя республиками-штатами, и принять единогласно 4 июля 1776 года Декларацию независимости. Так появился Национальный праздник США, а его могло бы и не быть. Позднее, с 1780 года, Екатерина Великая также способствовала развитию морской торговли Северо-Американских Соединённых Штатов во всём мире и в России, оказывая дипломатическое и военное сопротивление морскому пиратству Англии с образованием Лиги нейтральных государств, куда вошли Россия, Франция, Испания, Голландия, Дания. Позднее к ним присоединились и США.
Весьма полезно для всех американцев, а не только для дипломатов, обладать элементарными знаниями об императоре Александре I, при котором 205 лет тому назад, в декабре 1807 года, были установлены российско-американские дипломатические отношения, и кто оказывал реальное покровительство молодой Американской республике в международных отношениях. Из дружеских побуждений император уступил безвозмездно в апреле 1824 года огромные территории Российских владений в Северной Америке протяжённостью в 12,5 градуса. Теперь там располагаются современные штаты Орегон и Вашингтон. Долина Сакраменто в Калифорнии и Аляска тоже когда-то принадлежали России. Их присоединение к США - это отдельная тема двусторонних отношений.
В американскую историю непременно должен войти и император Александр II. Он отличился тем, что направил две Русские эскадры (12 кораблей, 3 608 моряков и 225 орудий) в Америку, курсировавшие целый год у берегов республики, сдерживая Англию и Францию от возможного нападения. Император выступил также против раскола Севера и Юга в годы Гражданской войны при 16-м Президенте США Аврааме Линкольне (1861-1865), признав только его главой американского государства. Военная, политическая и моральная поддержка России спасла Соединённые Штаты от возможного тогда развала государства.
В наши дни непривычно думать, что при другом раскладе событий от современных Соединённых Штатов могла остаться только треть или половина. И даже самое богатое воображение не позволяет представить, как десяток кораблей и несколько военных самолётов НАТО курсировали бы целый год в 1990-х вдоль берегов Дагестана в Каспийском море, защищая молодую демократическую Россию от международного терроризма. Зато россиянам навсегда запомнятся советы американских специалистов (юриста Джонатана Хэя и других представителей гарвардской команды Джеффри Сакса) по проведению Правительством Ельцина "шоковой терапии", ваучеризации, приватизации государственных предприятий и природных ресурсов страны. Слишком болезненно для российского общества далось вхождение в демократию и либеральную экономику по-американски.
Американцы непременно должны знать истинную роль Советской Армии в разгроме германских войск и освобождении Европы от фашизма в годы Второй мировой войны, а также реальные факты ядерной трагедии Хиросимы и Нагасаки, участия США в Войне на Корейском полуострове (1950-1953), во Вьетнаме (1964-1975), о событиях в Чили (1973), Иране (1978-1979), Югославии (1999), Ираке (2003), Афганистане (2001-2012), Ливии (2011), о силовых угрозах в отношении Сирии (2013) и прочее.
С ликвидацией Организации Варшавского Договора (ОВД), связанной с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы, на планете нарушен военный паритет сил. Организация Североатлантического блока нуждается в роспуске, тем более что в Европе уже давно обсуждают вопрос о создании Общеевропейской Армии.
В историю США для американцев непременно следует включить первого и единственного Президента СССР Михаила Горбачёва. Согласно подписанному 1 июня 1990 года Соглашению "Шеварднадзе-Бейкера", советский лидер уступил США безвозмездно часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. кв. км. Фактически эта морская территория была передана Советским Союзом Соединённым Штатам Америки без официального договора ещё в 1977 году. При Горбачёве отошла к США и часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тыс. кв. км с участком континентального шельфа в 46,3 тыс. кв. км в открытой центральной части Берингова моря, находящегося за пределами 200 морских миль от исходных линий, богатого нефтью и газом. И снова это было осуществлено исключительно в целях сохранения дружественных отношений с Соединёнными Штатами, нанеся при этом ощутимый ущерб отечественному рыболовному промыслу и интересам экономической дипломатии государства, в том числе энергетической дипломатии.
Исключительно важно донести до американцев информацию о российском космическом потенциале и советском лётчике Юрии Гагарине, первом в мире космонавте, а также о многих других фактах мировой истории без искажений.
Совсем не случайно, бывший Государственный секретарь США Хиллари Клинтон опубликовала в июле 2012 года в американском журнале "New Statesman" свою статью "The art of smart power" (Искусство "умной мощи") о новой политической стратегии Соединённых Штатов. Между строк в статье содержится смысл о том, что любая мощь в современных условиях может быть только высокоинтеллектуальной, как призыв к повышению интеллектуального уровня американской нации, претендующей на привилегированное положение в мире.

США глазами россиян

Американцы продолжают фанатично верить в своё исключительное предназначение в определении Судьбы всей планеты. Настало время чётко осознать, что невозможно насаждать всем странам мира демократию по-американски. У каждого государства - свой выбор и свой путь развития, который необходимо пройти достойно.
Современные Соединённые Штаты - это государство, живущее в долг. На 1 января 2014 года США задолжали странам мира более 17,2 трлн. долл., включая Китай (более 1,3 трлн. долл.), Японию (более 1,1 трлн. долл.) и Россию (около 150 млрд. долл.), и испытывают большие финансовые затруднения в возврате своих долгов. В связи с проблемой инвестирования в американскую экономику, весь мир работает на американский доллар. Опоясав Земной шар валютными сетями, как паутиной, начиная с банков и заканчивая международными финансовыми центрами, частная банковская система США пытается по-прежнему руководить экономическими кризисами и задавать тон мировой политики. Топ-менеджеры Федеральной Резервной Системы США весьма далеки от мысли о том, что после кризиса внутреннего доллара, возможного краха зоны евро и введения единой мировой валюты, наполненной не спекулятивной стоимостью акций и виртуальными (воздушными) сделками, а реальным наличием природных ценностей (золото, серебро, нефть, газ и прочее), империя американского доллара может рухнуть. Избежать заранее хаоса в международных экономических отношениях - задача мировой политической элиты.

Белый дом и Кремль

Современные американцы считают, что Соединённым Штатам не хватает Франклина Рузвельта. Барак Обама старается на него быть похожим в своих речах, оптимистичных призывах, социальных реформах, в постепенном выводе общества из экономической депрессии. Работать с Президентом Путиным Обаме будет менее комфортно, чем с Президентом Медведевым. На Западе Путина признают, уважают, ценят, в определённой степени побаиваются и много критикуют. В лице Путина в России сошлись фактор личности, места и времени. Как заметил американский философ и политолог Фрэнсис Фукуяма, именно Путин вернул России статус мировой державы. Путин умело воспользовался фактором повышения мировых цен на нефть и превратил страну из должника в кредитора.
Перед Обамой и Путиным обязательно встанет задача: войти в историю российско-американских отношений чем-то особенным. В 1990-х свой позитивный след оставила Комиссия Гора-Черномырдина. Позднее ей на смену пришли Российско-Американский совет делового сотрудничества (РАСДС) и Американо-Российский Деловой Совет (АРДС), российско-американский энергетический диалог и другие структуры, которые курировали лично Президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш-младший. С 6 июля 2009 года в России и США почти в прежнем составе функционируют рабочие группы двусторонней Президентской комиссии по развитию сотрудничества. Комиссия оставила позитивный след в период "перезагрузки", практически исчерпав свои потенциальные возможности.

Движение вперёд

Только стратегический, системный и комплексный подход при наличии политической воли с обеих сторон способен значительно улучшить российско-американские отношения в ближайшей и среднесрочной перспективе. Это хорошо понимают в Кремле. На заседании Совета безопасности РФ 21 ноября 2012 года Президент Путин потребовал повысить качество отечественной экономической дипломатии для защиты интересов российского бизнеса в стране и за рубежом.
Новым инструментом взаимодействия между Россией и США могла бы стать Российско-Американская Академия по изучению истории отношений между Россией и США. Представляется необходимым направить среднее и высшее образование в России на реализацию потребности страны в интеграции в мировую экономику, а в США, среди прочего - на значительное улучшение торгово-экономического сотрудничества с Россией. Определённый вклад на образовательном уровне могло бы внести изучение во всех специализированных университетах двух стран спецкурса по менеджменту внешнеэкономической деятельности в отношениях между Россией и США, а также издание и перевод Справочника для школьников по истории российско-американских отношений (для самостоятельной, кружковой и факультативной работы). Молодое поколение с позитивным мировоззрением - это будущее двух мировых держав, их дальнейшего политико-экономического сотрудничества.
Необходимым представляется и учреждение Российско-Американского Комитета по информационной этике, который станет отслеживать развитие двустороннего взаимодействия. Огромная ответственность при этом ложится на экспертное сообщество специалистов по российско-американским отношениям и на журналистов в обеих странах.
Другим новым Институтом двустороннего сотрудничества мог бы стать Российско-Американский Совет Безопасности (РАСБ) по проблеме размещения ЕвроПРО с рекомендацией о проведении в США референдума, на котором все граждане выразили бы своё отношение к очередным военным затратам в размере 60 млрд. долл., запланированным к погашению за счёт налогоплательщиков в период кризиса.
Создание Института мониторинга экономических возможностей России и США с изданием периодических электронно-информационных журналов на русском и английском языках явилось бы весьма актуальным и полезным на начальном этапе взаимодействия после вступления России в ВТО.
Ликвидация в апреле 1998 года Министерства внешних экономических связей и торговли (МВЭСТ) России, как федерального органа, регулирующего и координирующего внешнеэкономический курс, оказала отрицательное влияние на экономическую дипломатию Российской Федерации в отношении США на последовавшем этапе. Восстановление Министерства внешних экономических связей (МВЭС) России представляется весьма целесообразным с введением его министра в созданный 16 июля 2012 года Экономический Совет при Президенте РФ.
Ещё одним важным, человеческим фактором в улучшении российско-американских отношений мог бы стать пересмотр деятельности уже существующих и создание в России новых, дееспособных внешнеэкономических структур, как и решение проблемы подготовки высококвалифицированных кадров на федеральном и региональном уровне. Для этого желательно сформировать лишь "Золотую тысячу" молодых, уже подготовленных и опытных специалистов, после чего доверить им управление внешнеэкономической деятельностью. Ещё древнегреческий философ Аристотель в 4 в. до н.э. считал, что эффективно управлять при демократии можно не более чем тысячью человек, но никак не миллионами.
Президенту Путину предстоит также впервые запустить механизм глобальной интеграции России в мировое экономическое пространство. Ни одна из объективных причин не мешает созданию в Российской Федерации мощной, диверсифицированной экономики, которая тоже будет способствовать позитивному развитию экономического сотрудничества между Россией и США.
В ходе всеобщего голосования 6 ноября 2012 года в США были избраны все члены Палаты Представителей, треть сенаторов, а также президент страны. 234 республиканца и 201 демократ стали членами Палаты Представителей США. 53 демократа, 45 республиканцев и 2 независимых представителя, поддерживающих демократов, являются на данный момент членами Сената США. Это позволит Президенту-демократу Обаме гораздо легче добиваться одобрения своих решений в Сенате текущего 113-го созыва. Однако довольно крепкие позиции конгрессменов-республиканцев говорят о том, что президенту страны придётся считаться с мнением большинства в нижней палате Конгресса США.

Друзья, враги, союзники или партнёры?

Российские и американские политики, теоретики международных отношений нередко размышляют о статусе России в глазах американцев: друг, враг, союзник или партнёр? Одним словом в данном случае, пожалуй, не выразить. Необходима конкретика. Лучше сказать так: Россия и США - это близкие соседи, которых разделяют на планете всего 55 морских миль или около 100 километров; это мировые ядерные и космические державы, союзники по нераспространению атомного оружия и борьбе с терроризмом; это равноправные участники международной жизни, мировой политики и партнёры в межгосударственном бизнесе.
С 2010 года между Россией и США заметно активизировались торгово-экономические связи. Объём двусторонней торговли в 2011 году достиг рекордного за 20 лет уровня в 42,9 млрд. долларов. За 2012 год товарооборот составил 39,9 млрд. долларов. За 2013 год товарооборот составит около 41 млрд. долларов. Товарная структура товарооборота насчитывает более ста видов товаров и услуг. Российский бизнес стал проявлять б?льшую заинтересованность в инвестировании в США. Американские компании, в свою очередь, уже давно работают на российском рынке. Администрацией Обамы разработана новая инвестиционная инициатива, которая называется "Выбери США". Её основная задача состоит в привлечении иностранных инвестиций в Соединённые Штаты. Россия в этой программе обозначена как одна из десяти приоритетных стран. В национальной экспортной инициативе Президента Барака Обамы Российская Федерация также представлена довольно приоритетным для США рынком. На межправительственном уровне уже идут предварительные обсуждения о заключении двустороннего договора об инвестициях, который значительно укрепит уверенность, предсказуемость и инвестиционную прозрачность для обеих стран с учётом возможных финансовых рисков.
Упрощение визового режима для граждан России и США, вступившее в силу с 9 сентября 2012 года, положительно скажется на дальнейшем развитии двустороннего экономического сотрудничества. Это ведёт к необходимости упрощения процедуры создания совместных и частных предприятий для иностранных граждан на территории РФ, а также беспрепятственной реализации их инвестиционных проектов, в том числе, на региональном и муниципальном уровне.
На данный момент расширяется сотрудничество между коммерческими компаниями двух стран на региональном уровне. Экономическая деятельность американских компаний представлена на регулярной основе в Москве и Санкт-Петербурге; в Воронежской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской областях; в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в северных регионах России и на Дальнем Востоке страны. Активность российских компаний проявляется, преимущественно, в Техасе, на Аляске и в других штатах Западного и Восточного побережья США. При этом следует отметить, что далеко не во всех американских штатах происходит взаимодействие с российским бизнесом. Потенциальные возможности такого сотрудничества на данный момент не использованы до конца, как и взаимное лоббирование экономических интересов.

Заключение

При всём многообразии международного сотрудничества всегда присутствуют приоритеты. Для России и США на новом этапе взаимодействия - это сохранение уже достигнутого уровня и шаг вперёд. Ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации от 21 июля 2012 года, упрощение позднее визового режима для граждан России и США с 9 сентября 2012 года, как и отмена 14 декабря 2012 года Поправки Джексона-Вэника, действовавшей с 3 января 1975 года на протяжении 38 лет, являются весьма значимыми событиями в российско-американских отношениях.
Если в ближайшие годы Президентам Путину и Обаме удастся в разы увеличить товарооборот между РФ и США, стабилизировать международную обстановку, не допуская новых обострений, а также найти взаимоприемлемое решение по ЕвроПРО (системе противоракетной обороны в Европе), можно будет смело утверждать, что свою историческую миссию в российско-американских отношениях они выполнили. Период с 2014 по 2016 год для этого - самый благоприятный.
Этому свидетельствует, в частности, один из пунктов Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом России 12 февраля 2013 года: "Российская Федерация выстраивает отношения с США с учетом... особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом".
При наличии политической воли и разумной экономической дипломатии, США и Россия продолжат двусторонний диалог и смогут укрепить взаимопонимание солидной политико-экономической базой межгосударственных отношений путём раскрытия и реализации взаимного потенциала.

Савойский А.Г. Хроника событий экономической дипломатии в российско-американских отношениях (1990-2010): Справочно-информационное издание. - М. - П., 2011. С. 97-99.
Савойский А. Цикличность экономической дипломатии в российско-американских отношениях // Дипломатическая служба. 2011, N 1. С. 57-63; Савойский А.Г. Моделирование российско-американских отношений возможно // Вестник МГИМО - Университета. 2013, N 2. С. 238-245.
Ворошилов Д. Ромни уверен, что Россия является врагом номер один для США [Интернет-ресурс] // РИА Новости - http://ria.ru/world/20120327/606934037.html. Дата обращения - 27.03.2012.

Дружественные акции россиян и американцев // В кн.: Cавойский А.Г. Россия - США: 200 лет экономической дипломатии (1807- 2007): Монография. 2-е изд. с доп. - М. - П., 2011. С. 99.
Трофименко Г.А. Американская энциклопедия российских реформ // США. Канада: ЭПК. 2001, N 12. С. 111.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14.06.2002 N 2880-III ГД.
Всемирно известный политолог, философ и экономист Фрэнсис Фукуяма выступил с лекциями в Москве // Известия, 19.06.2007.
Путин: Вступление России в ВТО требует повышения качества экономической дипломатии [Интернет-ресурс] // Московские новости - http://mn.ru/politics_president/20121121/331174575.html. Дата обращения - 21.11.2012.
Савойский А.Г. Менеджмент внешнеэкономической деятельности. Российско-американское направление: Программа спецкурса для высших учебных заведений Российской Федерации. - М. - П., 2012. - 32 с.
Пути повышения результативности экономической дипломатии России в современных условиях // В кн.: Савойский А.Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. - 2-е изд. - М. - П., 2011. С. 219-225.
U.S. Trade in Goods with Russia [Интернет-ресурс] // U.S. Census Bureau. U.S. Department of Commerce - http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4621.html. Дата обращения - 11.04.2013.
Савойский А. Россия - США: итоги 20-летнего экономического сотрудничества // Международная экономика. 2012, N 10. С. 59-66.
Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая Президентом России 12 февраля 2013 года. - М., 2013.

Док. 668873
Опублик.: 14.01.14
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Горбачев Михаил Сергеевич
  • Гагарин Юрий Алексеевич
  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)
  • Савойский Александр Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``