В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Парламентарский вестник Дона`:комментарий председателя комитета ЗС РО по социальной политике В.Д.Катальникова по статье В.Гусева о статусе жестового языка: Назад
`Парламентарский вестник Дона`:комментарий председателя комитета ЗС РО по социальной политике В.Д.Катальникова по статье В.Гусева о статусе жестового языка:
30 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ".

Ранее жестовый язык признавался лишь в качестве средства межличностного общения. Однако такой статус, согласно Закону РФ "О языках народов Российской Федерации", не давал права на получение эффективных мер государственной поддержки при подготовке переводчиков и преподавателей ЖЯ. Ныне ситуация меняется кардинально! Жестовый язык становится одним из официальных языков Российской Федерации и получит государственную поддержку!

Федеральным законом в статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" вносятся изменения, уточняющие статус русского жестового языка и определяющие его как язык общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации.

Этот закон был инициирован Всероссийским обществом глухих (ВОГ).

Всероссийское общество глухих объединяет около 90 тысяч членов (примерно 47% от общего количества неслышащих граждан России), имеет 79 региональных и более 800 местных отделений (в Ростовской области 14 местных отделений ВОГ).

Именно ВОГ, получившее в 2008 году специальный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, с 2005 года принимало самое активное участие в разработке Конвенции ООН о правах инвалидов, отстаивая необходимость признания роли жестового языка, культурной самобытности глухих, доступности информации и образования для глухих.

3 мая 2012 год Президент РФ Д. Медведев подписал Федеральный Закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов". Этим было положено начало работе по изменению законодательства России в целях его приведения в соответствие с нормами Конвенции ООН. Подписание В. Путиным нового закона - один из шагов на этом пути. И шаг важнейший для неслышащих граждан!

Глухие крайне нуждаются в переводчиках. Без них доступ к информации и качественному сервису сильно затруднен. Действующий ныне лимит переводческих услуг в количестве 40 часов в год не может полностью удовлетворить потребности глухих на получение информации. Если до 1990 года в СССР глухих обслуживало свыше 5,5 тысяч переводчиков ЖЯ, то после распада СССР созданная профсоюзами система обслуживания глухих практически распалась, и ныне переводческие услуги в России оказывают 1 112 переводчиков ЖЯ, которых явно не хватает. Причина - в отсутствии единой государственной системы профессиональной подготовки переводчиков ЖЯ и в низкой оплате их труда.

Государством будет обеспечена подготовка и переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка. В 2010 году в ростовском Центре числилось 17 переводчиков ЖЯ, одновременно РО ВОГ внесло в программу реализации мер социальной поддержки населения области пункты, касающиеся оплаты дополнительных переводческих услуг .

Еще 17 марта 2011 года постановлением Правительства РФ была утверждена государственная программа РФ "Доступная среда" на 2011-2015 годы". Этой программой предусмотрено обучение русскому жестовому языку на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению. Но именно поправки, внесенные в вышеупомянутый Закон, являются признанием государством русского жестового языка в качестве лингвистической системы. Они послужат значительным шагом в совершенствовании нормативно-правовой базы по проведению государственных тендеров на переводческие услуги, в реализации положений программы "Доступная среда" по увеличению количества переводчиков ЖЯ. У глухих ростовчан появилась новая возможность осуществлять контакты со слышащими людьми. В Закон "Об образовании" вводится новый пункт, который гарантирует предоставление бесплатных переводческих услуг.

Конечно, проблемы не решатся в одночасье. Придется пройти длинный путь по разработке соответствующей нормативной документации, без которой закон не воплотится в практику. Но действия властей на самом высоком уровне, понимание ими нужд глухих обнадеживают.



Комментарий:

В.Д. КАТАЛЬНИКОВ, председатель комитета ЗС РО по социальной политике:

- Федеральный закон N 296-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" был принят 30 декабря 2012 года. Эти изменения родились в силу ратифицирования международной Конвенции весной 2012 года. Всего в России 200 тысяч таких граждан. В течение трёх месяцев после принятия Федерального закона мы обязаны привести областное законодательство в соответствие с федеральным, поэтому до апреля текущего года будет принят соответствующий областной закон.

Что даёт инвалидам принятие этих изменений?

Прежде всего, поправки значительно облегчат жизнь инвалидам с нарушениями слуха и (или) речи. Теперь во всех государственных учреждениях появятся сурдопереводчики, но для этого нам необходимо подготовить специалистов, имеющих соответствующие образование и квалификацию. В основном это ложится на плечи областного бюджета, как и обеспечение инвалидов специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Исключение - обучение инвалидов за счёт федерального бюджета. Заботу о них возьмет на себя федеральный центр. Кстати, речь идёт только об обучении русскому языку. Государство не берёт на себя обязанности по обучению данной категории граждан иностранным языкам.

Кроме того, если в организации работают более 50 процентов инвалидов с нарушениями слуха и (или) речи, то она облагается 50-процентным налогом. Так было и раньше. К примеру, ранее в моем избирательном округе действовали две организации, где работали слепые - в Новошахтинске и Красном Сулине.

В целом работа предстоит очень большая: так как федеральный закон был принят в самом конце года, соответственно, деньги в областном бюджете на эти цели предусмотрены не были. Теперь необходимо всё основательно просчитать, сделать финансово-экономическое обоснование этого закона, разработать проект и заложить денежные средства для его реализации в областной бюджет.

Газета "Парламентарский вестник Дона" N1 (38), 31.01.2013
http://www.vestnikdona.ru/article/detail.php?ID=6666

Док. 668829
Опублик.: 10.01.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``