В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Резонанс Владимира Гусева на публикацию:`Разрешат ли глухим учиться на их родном языке?` Назад
Резонанс Владимира Гусева на публикацию:`Разрешат ли глухим учиться на их родном языке?`
Впервые за более чем полвека в России жестовый язык признали языком, который может преподаваться и изучаться (соответствующий закон, N296-ФЗ, подписан в конце прошлого года). Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Как это может сочетаться с инклюзивным образованием? Попытаемся найти ответ на эти вопросы во время круглого стола "Роль русского жестового языка в образовании глухих", в котором примут участие депутаты Госдумы, представители специализированных коррекционных школ (I и II вида) и других образовательных учреждений, исследователи, переводчики, преподаватели русского жестового языка. Встреча организована Всероссийским обществом глухих и пройдет 25 апреля с 14.00 до 18.00 в рамках специализированной выставки "Интеграция. Жизнь. Общество 2013".


Об истории вопроса

Многие знают, что в общении между собой глухие и слабослышащие люди используют особую лингвистическую систему - язык, базирующийся не на звуках, а на жестах и мимике, этот способ им наиболее удобен. Часто, встречая глухих на улице и в метро, мы видим, как они оживленно общаются на жестовом языке. Вполне естественно предположить, что и в обучении глухих жестовый язык играет значимую роль. Но, увы, это не так.

Более полувека глухим не разрешали общаться на их языке, в школах детей даже били по рукам, пытаясь добиться звуковой речи. Сурдопедагоги учили детей читать с губ и опираться на остаточный слух, говорить исключительно голосом, учителя-предметники вели занятия голосом, и далеко не все использовали дактильную (пальцевую) азбуку в объяснении.

Значимость жестовой речи в развитии глухих подчеркивал знаменитый исследователь Лев Семёнович Выготский, под его влиянием в 1938 году на Всероссийском совещании сурдопедагогов дополнительными средствами педагогического процесса были признаны дактильная и жестовая речь. Однако, после издания в 1950 году работы И.В Сталина "Марксизм и вопросы языкознания", началась, по сути, языковая дискриминация. В этом "труде" утверждалось, что "ручной" язык глухих не является даже суррогатом языка. И сошли на нет исследования жестового языка, в школах наложили запрет на его использование.В глухих формировали брезгливое отношение к их же языку и в результате воспитывали чувство неполноценности. Попытки перековать глухих в слышащих редко увенчиваются успехом, ведь основа восприятия у глухих иная - она визуальна. Старания изжить жестовый язык провалились - глухие продолжали общаться на нем между собой, а русский (словесный) язык знали с переменным успехом...ВОГинфо.ру

http://www.voginfo.ru/novosti/item/363-press_reliz_kruglogo_stola.html

Резонанс Владимира Гусева:
Инклюзия глухих в школах означает протест против Закона об официальном статусе РЖЯ,фактическое насилие над природным языком глухих.Наиболее прогрессивной формой воспитания и обучения глухих и глухонемых детей является билингвизм.Совместное обучение слабослышащих и неслышащих в одной школе-великая ошибка нашего века!Запрет жестового языка в школах появился не со Сталинской эпохи,а ещё со второй половины 18 века в Западной Европе и затем распространялся на советский период.Сталин немного владел мимическим языком и вырастил слабослышащего сына Якова с детства.У него был глухонемой отец Виссарион,как свидетельствовала одна новейшая монография одного автора.Отец Сталина мимическим методом обучал 10-12 глухонемых сапожному делу,как об этом сообщила одна центральная газета 1930-х годов.Не случайно,что у Галины Яковлевны Джугашвили (она же дочь слабослышащего Якова ) родился глухонемой Селим,правнук Сталина,ныне здравствующий художник.Поэтому сомневаюсь в современной буржуазной интерпретации высказанных Сталиным слов о жестовом языке.Я не утверждаю,но полагаю,что Сталин в "Вопросах языкознания" относил "языковую дискриминацию" отнюдь не к языку глухих и слабослышащих детей. Многочисленные современные исследования крупнейших учёных свидетельствуют о том,что Сталин очень заботился о всех детях,в том числе и о глухонемых,создавал все условия для их "счастливого детства",для их счастливого воспитания и обучения.
В 1690 году в городе Пярну (на территории России или ,по другому источнику,Швеции в то время) появилось первое российское училище глухонемых,в котором применялся устный метод;обучали произношению речи.Через два года в 1692 году в Германии возникло первое научное издание Аммана о том,как научить глухонемых говорить голосом.Ему последовали Гельмонт,Арнольди,Лана-Терций,Рафаэль и др.Их учения положили начало отрицанию жестового языка.Во Франции Делепе(1712-1789) в своём доме основал школу для 75 глухонемых и разработал мимический метод обучения. В Российской прессе появилась ручная азбука глухонемых лишь в 1821 году.Во многих училищах глухонемых царской России оттесняли французский мимический метод и применяли устный немецкий метод.Так,в Астраханском училище глухонемых с 1885 года обучение велось мимическим методом,но потом с 1888 года-только устным.При этом постоянно существовали конфликты между двумя основными педагогическими системами:жестовой и устной.С этого начался запрет на жестовый язык на уроках.Во многих российских школах глухонемых дореволюционной поры применялся смешанный метод обучения на классных занятиях,а религиозное просвещение проводилось на мимическом языке.А после революции 1917 года в школах продолжается смешанный метод вопреки обстоятельствам до наших дней.Так,я начал обучение с 1956 года в школе глухонемых с "нулевого" класса и сразу осваивал жестовый язык у детей постарше.С самими учителями и воспитателями разговаривал даже жестами в течение 13 учебных годов.Запрет на жестовый язык существует только на каждом уроке по 45 мин. и часто нарушается для применения вспомогательного средства обучения.А в остальное время вне уроков свободно на протяжении всего советского периода и до нашего времени преобладает постоянная жестовая среда без всякого запрета и давления.Считаю,что родной язык глухих всегда могучий,влиятельный,животрепещущий,главенствующий во все времена во всех странах мира.Так что я сомневаюсь в том,что Сталин играл роль в дискриминации жестового языка глухих ...Вместе с тем убеждаюсь в преимуществах билингвистического обучения глухих детей.
Ярким примером современной дискриминации глухих и их языка является недавний факт "Прямой линии" с Президентом РФ В.Путиным 25 апреля 2013 года без сопровождения переводческими услугами,притом ни один вопрос-СМС от тысяч глухих россиян остался практически без ответа.Тогда как во многих странах выступления президента государства сопровождаются,как обычно, жестовым языком непосредственно рядом с этим лицом!Этого в России никогда не было и нет.

Док. 668819
Опублик.: 10.01.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``