В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Беляков: Гусли - гусельки... Назад
Алексей Беляков: Гусли - гусельки...
 

В своих воспоминаниях о памятных и значимых для меня вещах я оставил, как говориться, про запас, один интересный предмет. О нем я вспоминаю и сейчас, рассказываю своим друзьям и знакомым, вызывая удивление.

В раннем моем детстве, когда мне было не более семи-восьми лет, я был постоянным "хвостиком" у своего старшего брата Славы. Дома сидеть я уже не хотел, отец был на работе, мать постоянно ковырялась в огороде, и я всегда увязывался за братом, когда он уходил с друзьями. Славке это не нравилось, но деваться было не куда, и он принял эту "нагрузку" как должное.

Круг интересов старших был большой, и в своих походах мы бывали во всех дворах неоднократно. Один из одноклассников и друзей брата был Ислам-Оглы Гарий. Обыкновенный мальчишка, как и все, только имя и фамилия необычные. Я думаю, что он имел по происхождению турецкие корни. Но нас тогда такие этнические тонкости не интересовали. Все дружили, играли и учились вместе.

Забегая вперед, скажу, что дружеские отношения с Гариком у меня продолжились в Харькове, когда он был студентом четвертого курса Харьковского авиационного института, а я только поступил на первый курс. Потом жизнь нас развела в разные стороны, а пару лет назад я узнал, что его уже нет в живых, как и всех остальных из их неразлучной тройки.

А тогда все было интересно, и в каждом дворе мы лазали по всяким углам и сараям. Однажды у Гарика в сарае мы искали какие-то детали к велосипеду, и на стенке я увидел необычный струнный музыкальный инструмент. Я уже имел довольно большое представление о всяких инструментах, потому что в доме были балалайка, гитара и мандолина, на которых играл отец. Я видел домру, скрипку, виолончель, арфу и прочие известные струнные инструменты.

Но этот инструмент сразу удивлял своей конфигурацией. Был он плоский, не более четырех сантиметров толщиной. Одна, основная длинная сторона, была прямой, левая сторона была с небольшим внутренним изгибом к основанию. А вот верхняя, противоположная, начиналась параллельно основе, а потом изгибалась по большой дуге и, плавно переходя в прямую линию, под прямым углом примыкала к правой стороне основы. Тогда я спросил у Гарика, что это такое. И он сказал, что этот инструмент называется гусли. Меня это очень удивило, потому что я считал гусли инструментом древним, почти из сказок, который не должен существовать в реальном мире.

Дома я рассказал об этом инструменте отцу и о том, что он меня очень заинтересовал. Я уже тогда был увлечен музыкой, мог до бесконечности слушать игру отца на инструментах. Разговор забылся. Прошло довольно много времени, и я снова попал к Гарику в гости. И снова я увидел гусли. Мне даже разрешили подержать их в руках.

Тогда я смог внимательно их рассмотреть. Вдоль основной нижней стороны слева сверху располагались лады, как на грифе гитаре. И струны там были толстые басовые. Цеплялись струны справа за металлические крючки сбоку правой стороны. А с левой стороны басовые струны заводились на металлическую планку с колками, как на гитаре, только их было пять. А выше басовых колков располагались в два ряда колки для других струн. Крепились они в бруске с отверстиями. Струны цеплялись с правой стороны на крючки, через правую подставку на верхней деке протягивались до левой подставки возле колков, а затем накручивались на колки. Левая подставка была фигурная, по изгибу боковины. Это позволяло сделать длину струн разной. А значит сделать широким и диапазон звучания инструмента. Но уже тогда я обратил внимание, что части струн не хватало.
Да и весь инструмент имел запущенный вид. На нем уже давно не играли, и хранился он, по-видимому, по одной причине - "жалко выбросить". А выглядел он первоначально очень красиво. Верхняя и нижняя деки были из темно-бордового, почти черного цвета. Все уголки были проклеены пластмассой светлого цвета. Возможно, это был другой какой-то материал. Розетка - отверстие в верхней деке, тоже была инкрустирована светлым кольцом. Самым главным украшением верхней деки была художественная инкрустация, изображавшая девушку в деревенском наряде в орнаменте из веточек, листьев и цветов.

Я снова рассказал отцу об этом удивительном инструменте и стал уговаривать его выпросить этот инструмент у родителей Гарика. Очень мне тогда захотелось попробовать играть на нем. Я понимал, что отец мог бы восстановить гусли до рабочего состояния. Насколько я помню, отец обращался с такой просьбой к родственникам Гарика, но они ответили отказом. Трудно объяснить мотивацию этого отказа. Негодный к игре, рассыхающийся инструмент, который никому не нужен был в доме, не захотели отдать, чтобы продлить ему жизнь.

С большим сожалением я выслушал тогда сбивчивые объяснения отца. Да и что еще он мог тогда мне сказать? После этого я еще один-два раза видел этот инструмент и с каждым разом он выглядел все хуже. Мне было жалко смотреть на него.

Прошло несколько лет. Я уже поступил учиться в военное училище в Харькове. И вот однажды я получил из дома письмо, в котором отец сообщил, что забрал гусли к нам домой. Я радовался этому известию как маленький ребенок. Тогда мне думалось, что моя мечта скоро осуществиться и гусли заиграют. В это время в училище я уже был в составе ансамбля бандуристов в художественной самодеятельности училища и играл на бандуре. Я с энтузиазмом начал готовиться к желанному событию. В первую очередь я купил в магазине "Музыкальные товары" полный аккорд струн для бандуры, полагая, что музыкальный строй гуслей и бандуры близки.

Я с нетерпением ждал отпуска, но меня ожидало большое разочарование по приезду домой. Инструмент оказался совсем "убитым". Корпус наполовину рассохся, струн не было ни одной, а инкрустация вся расклеилась и начала высыпаться. Я несколько раз брался за него, пытаясь определиться, с чего начинать. Но так и не смог прийти к окончательному решению. Отец пообещал мне попробовать восстановить хотя бы корпус. Тогда же я более внимательно и тщательно пытался определить происхождение инструмента.

На внутренней стороне нижней деки, против розетки я увидел наклейку. Обычно там клеят сведения о производителе. На этой наклейке темного цвета буквы почти выцвели, но с помощью лупы мне удалось прочитать надпись, когда-то выполненную золотистой краской в верхней части наклейки: "Юлий Генрихъ Циммерманъ". Прошу запомнить эту фамилию. Далее надпись меньшим шрифтом была нечитаемая. А в самой нижней строке можно было с трудом прочитать в левом углу "Москва" а в правом - "Санктъ-Петербург". Еще ниже был виден оттиск четырех знаков. Но прочитать их мне не удалось. Полагаю, что это был год изготовления инструмента. Тогда же я сфотографировал инструмент.
После окончания училища я уехал к месту службы. Прошло еще несколько лет, но за эти годы отец так и не смог найти времени, чтобы заняться реставрацией или хотя бы консервацией инструмента. Он стал чаще болеть, зрение ухудшилось, жаловался на боли в руках. А я не сообразил тогда забрать остатки инструмента к себе. В это же время я пытался найти еще хоть какую-то информацию об этом необычном инструменте. В местном краеведческом музее мне дали несколько адресов музеев в других городах, но мои запросы остались без ответа. А потом наступил 1995 год, когда отец ушел из жизни. В тот год мне было уже не до инструментов, да и позже тоже. А в 1998 году нам с братом пришлось вообще продать всю нашу усадьбу вместе с домом, садом и огородом. Прошлая жизнь ушла. И с ней ушло в небытие все, что с ней было связано. Осталась у меня только фотография этого инструмента и воспоминания о нем.

Уже завершая свой рассказ, я решил заглянуть в Интернет, надеясь найти новую дополнительную информацию о гуслях. Сайты предложили мне массу всевозможной информации о гуслях, в том числе и фотографии существующих инструментов. Но среди этих фото не было ни одного инструмента , близко похожего на наш. И тогда я в поисковике обратился к фамилии Циммерман. Страничка дала мне много интересной новой информации.

Юлий Генрихович Циммерман (1851-1923гг), был родом из известной семьи фортепианных мастеров Германии. В 1876 году он приехал в Россию и открыл в Санкт-Петербурге музыкальный магазин и нотное издательство. Его продукция сразу заслужила уважение у музыкантов. В издательстве публиковались произведения всех известных композиторов Европы и России.

В 1882 году в Москве, а затем в 1883 году в Санкт-Петербурге Ю.Г. Циммерманом были открыты фабрики музыкальных инструментов. Продукция фабрик отличалась высоким качеством изготовления и пользовалась большим спросом исполнителей. Выпускались скрипки, мандолины, цитры, флейты, кларнеты и другие инструменты.

Он являлся Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Был награжден "Орденом Святого Станислава" за заслуги в Российской империи (1901).

В 1886 году Ю.Г. Циммерман уехал в Германию. А в 1919 году его фабрики были экспроприированы в пользу революционной России.

В этой очень интересной для меня информации я не нашел ни одного упоминания о гуслях. Но меня заинтересовал совершенно незнакомый мне инструмент, упоминаемый в тексте - цитра. Следуя своему правилу вести дело до конца, я открыл ссылку по этому слову. И каково было мое удивление, когда я увидел фотографию точно такого же инструмента, какой был в свое время у меня в руках. И там же было описание этого инструмента и история его появления. И даже образец той наклейки, которую я когда-то пытался прочитать.

Цитра, струнный музыкальный щипковый инструмент, получила распространение в Австрии и Германии с конца 18 века. А в России - со второй половины 19 века. Вот теперь все становилось на свои места. Цитра, которая оказалась в моих руках, уже тогда являлась раритетом, так как была изготовлена еще до революции! Каким образом она попала на Кубань, и через какие руки прошла, останется неразгаданной тайной.
Одно мне доставило большое удовольствие, осознание того факта, что такие инструменты есть, они живут и на них играют. В чем я смог убедиться, просмотрев видеоролик на том же сайте. Удивительное звучание у этого инструмента. И с огромным сожалением надо признать, что был навсегда утрачен прекрасный по художественному оформлению инструмент, который мог стать ценным экспонатом в мировой коллекции раритетов.

Как актуально звучит известное выражение: - Если бы молодость знала, если бы старость могла!

И чтобы не было разочарования от такого грустного конца моего повествования, даю ссылку в интернете на сайт, где можно услышать замечательное звучание не только этого удивительного инструмента, но и струнного оркестра. Не пожалеете!

http://eomi.ws/plucked/zither/



Док. 668756
Опублик.: 07.01.14
Число обращений: 0

  • Беляков Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``