В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Иванов: Сибирь и Дальний Восток в контексте отношений Россия со странами АТР Назад
Андрей Иванов: Сибирь и Дальний Восток в контексте отношений Россия со странами АТР
В последние годы Россия предпринимала определенные шаги для активизации сотрудничества со странами АТР как на двусторонней основе, так и в рамках региональных организаций. Однако процесс интеграции России в этот регион осложняется целым рядом факторов.
Если говорить о внутрироссийских факторах, то налицо перекос в сторону сырьевого и энергетического секторов в развитии экономики Сибири и Дальнего Востока, продолжающийся отток населения и недостаточно высокая привлекательность рынка инвестиций, обусловленная неразвитостью инфраструктуры и слабой защищенностью интересов предпринимателей и инвесторов.
Препятствием на пути развития в восточных регионах России высокотехнологичных секторов служит высокая стоимость труда по сравнению с Китаем, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Однако сейчас в этой сфере происходят определенные изменения, связанные с появлением или активизацией в АТР ряда важных процессов, которые затрагивают и Россию.
Главный из этих процессов - взаимная "притирка" США и Китая, поиск взаимоприемлемой формы сосуществования. С одной стороны, США и КНР являются крупнейшими торгово-экономическими партнерами. С другой стороны, американская политика "возвращения в Азию" наряду с укреплением потенциала и ростом амбиций Китая поднимают вопрос о том, сумеют ли эти две державы договориться о правилах игры, которые позволили бы им избежать обострения соперничества и скатывания к конфронтации.
В журналистской и экспертной среде получил широкое распространение тезис об усилении соперничества между США и Китаем. Между тем, исходя из объемов двустороннего торгово-экономического сотрудничества, логично было бы предположить, что ни Пекин, ни Вашингтон не заинтересованы в этом, поскольку усиление соперничества чревато конфронтацией и может нанести ущерб экономическим связям. Об этом свидетельствуют попытки договориться по важнейшим вопросам, предпринимавшиеся в последние годы. Например, в 2008-2009 гг. США предлагали Китаю выработать совместную тактику по преодолению мирового финансового кризиса. Пытались ли американцы, как писали мировые СМИ, склонить Китай к образованию некоего союза сверхдержав, "Большой двойки", сказать сложно, но тогда Китай преодолел соблазн из опасений стать младшим и зависимым партнером в этом союзе. В 2013 г. уже Китай на неофициальном уровне зондировал возможности возвращения к идее установления особых отношений с США . Очевидно, что и в Пекине, и Вашингтоне есть интерес к выработке взаимоприемлемых правил игры в АТР.
Перспективы достижения договоренности между США и КНР о формировании некоего союза остаются неясными. В этих условиях США усиливают военно-политическое сотрудничество с союзниками (Япония, Республика Корея, Филиппины) и параллельно пытаются реализовать проект Транстихоокеанского партнерства (ТТП), цель которого - создание в АТР экономического союза, дающего Соединенным Штатам преимущества перед Китаем. Об антикитайской направленности ТТП свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что пока официальных предложений Китаю о присоединении к данному проекту не поступало. Но даже если это будет сделано, условия членства КНР окажутся, скорее всего, такими, что не позволят ему оказывать весомое влияние. 23 июля 2013 г. в ходе 18-го раунда переговоров в рамках Транстихоокеанского партнерства в Малайзии полноправным 12-м участником инициативы, наряду с Австралией, Брунеем, Новой Зеландией, Канадой, Чили, Малайзией, Мексикой, Перу, Сингапуром, Вьетнамом и США, стала Япония. Учитывая ее экономический вес, это неплохое приобретением для данного проекта.
Страны АСЕАН относятся к ТТП настороженно. Они опасаются, что предусматриваемые в рамках ТТП полная ликвидация таможенных пошлин в течение десяти лет, либерализация большинства секторов услуг, общая политика в сфере защиты прав интеллектуальной собственности приведут к потере контроля стран АСЕАН над развитием своих малоконкурентоспособных, но важных для обеспечения самостоятельности секторов экономики .
Еще один влиятельный экономический игрок в АТР - Республика Корея - пока сомневается в целесообразности своего участия в ТТП (как и в присоединении к американо-японскому проекту ПРО) . Причины сомнений кроются не только в неясности экономических перспектив членства в ТТП для южнокорейских компаний, но и в его антикитайской направленности. По мнению профессора Университета Кунмин (Сеул) А. Ланькова, РК опасается оказаться заложником противостояния Китая, с одной стороны, и США и их союзников, в первую очередь, Японии, с другой. В отличие от США и Японии, отделенных от Евразии водным пространством, Южная Корея вынуждена воспринимать усиление Китая как данность и не усложнять отношения с ним усилением экономической и военной зависимости от блока США - Япония. Фактор Северной Кореи, влияние на которую сейчас имеет лишь одна страна в мире - Китай, также повышает значимость для Сеула сохранения хороших отношений с Пекином.
Поэтому Южная Корея, по крайней мере, пока, делает ставку на участие в еще одном формируемом в Азии торгово-экономическом и валютно-финансовом союзе - Япония-КНР-Республика Корея. Данный проект предполагает создание зоны свободной торговли с взаиморасчетами в национальных валютах этих трех стран. Его создание, по идее, открывает большие перспективы для экономик стран-участниц. Примечательно, что переговоры о создании трехстороннего союза не прервались даже после того, как в 2012 г. произошло значительное ухудшение отношений между Японией и Китаем, а также между Японией и Республикой Корея из-за территориальных споров по поводу островов Сенкаку (Дяоюйдао) и Токто (Такэсима). Япония пока не отказалась от участия в этом проекте, даже несмотря на то, что приняла решение о присоединении к проекту ТТП. По мнению российского эксперта А. Панова, Япония вполне может попытаться "усидеть на двух стульях", т.е. получить выгоды от участия в обоих проектах.
Еще один полюс интеграции в АТР - это АСЕАН, которая еще в 2002 г. создала свою зону свободной торговли, а сейчас намерена сформировать на этой основе более широкую по составу региональную зону свободной торговли с подключением Китая, Индии, Республики Корея, Японии, Новой Зеландии и Австралии. По мнению ряда экономистов, создание такой зоны приведет к доминированию в ней Китая в силу его экономической мощи и ориентации стран АСЕАН на китайский рынок. В результате позиции Китая в АТР серьезно укрепятся .
Пока трудно сказать, как все эти формирования будут уживаться на просторах АТР, как будут строиться отношения Японии, имеющей членство в ТТП и трехстороннем союзе, с Китаем и Республикой Корея в случае, если они так и не присоединятся к ТТП. Однако все эти экономические формации, членами которых станут четыре ведущие экономики региона и мира, будут, безусловно, определять экономическую ситуацию в АТР и на всей планете.
Россия пока не получила официальных предложений принять участие в проектах ТТП и трехстороннего союза Китая, Японии и Южной Кореи, хотя она остается важным партнером в топливно-энергетической и сырьевой сферах для всех трех участников трехстороннего проекта свободной экономической зоны и как минимум одного участника ТТП.
Процесс экономической интеграции России в другие региональные структуры осложняется рядом факторов. Вероятно, это связано с превалирующими в АТР представлениями о пока еще низком уровне экономического сотрудничества России со странами и региональными структурами АТР и отсутствием уверенности у ее потенциальных партнеров в том, что в ближайшем будущем Россия сумеет преодолеть негативные тенденции в экономике и социальной сфере своих восточных регионов.
Получается своего рода замкнутый круг: для повышения своей привлекательности как экономического партнера в глазах деловых и политических кругов стран АТР и региональных организаций, Россия должна улучшить экономическую ситуацию в целом и, в частности, в регионах Сибири и Дальнего Востока, а для этого ей необходимо активизировать экономическое сотрудничество этих регионов с АТР.
В аналитическом докладе "Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года" , подготовленном под научным руководством академика-секретаря Отделения общественных наук РАН А. Кокошина, приводятся три вероятных сценария развития Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 г., из которых только один позитивный.
Первый сценарий ("От инерции к стагнации") предусматривает попытки освоения ресурсов без существенного улучшения инфраструктурной и технологической основы в условиях, когда мировая экономика развивается без крупных потрясений. В рамках этого сценария бизнес продолжает осваивать ресурсы, опираясь, главным образом, на старую технологическую и инфраструктурную основу.
Второй сценарий ("Падение в пропасть") описывает ситуацию в регионе в условиях мирового экономического кризиса, падения спроса на ресурсы и снижения цен на них. Возникнут проблемы бюджетной обеспеченности. В результате постепенно будут сняты необходимые ограничения на доступ иностранных инвесторов к освоению природных ресурсов, будут активно разрабатываться наиболее эффективные месторождения на основе СРП. В этом случае освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока будет происходить все более бессистемно и фрагментарно, а развитие инфраструктуры будет сведено к формированию инфраструктуры экспортного назначения.
Третий сценарий предусматривает "эффективное сочетание комплексного развития ресурсного потенциала, человеческого капитала, генерации и активного использования новых знаний и технологий. В этом случае развитие минерально-сырьевой базы регионов происходит на системной основе с выделением крупных центров экономического роста" .
По мнению экспертов Finmarket.ru, занимавшихся анализом программы развития Дальнего Востока и Сибири, этот макрорегион "не сможет конкурировать в машиностроении, информационных технологиях или других инновационных отраслях, поэтому правительство будет развивать там энергетику, добычу сырья и его переработку, то есть то, что больше всего нужно Китаю, Японии и другим дальневосточным соседям России" .
Но позволит ли это решить проблему преодоления отсталости Восточной Сибири и Дальнего Востока? Как отмечает А. Панов, "обладание значительным ресурсным потенциалом не гарантирует его постоянную востребованность на внешних рынках. Уже сейчас, например, растет конкуренция со стороны как традиционных поставщиков газа в регион (Катар, Австралия), так и новых (Мозамбик, Туркменистан, Казахстан, Канада и США - сланцевый газ). Китай и Япония вкладывают огромные средства ... в приобретение месторождений газа и их освоение в Африке и Латинской Америке. В то же время разработка новых российских месторождений в Сибири и на Сахалине запаздывает. Кроме того, ряд зарубежных производителей газа уже предлагает его на внешнем рынке по ценам ниже российских" .
Ставка на топливно-энергетический сектор с прицелом на экспорт сырья, топлива и энергоресурсов на рынки АТР как на локомотив развития Сибири и Дальнего Востока может не оправдаться. Но стоит ли надеяться на то, что Россия сможет создать в своих восточных регионах промышленность, которая производила бы технологичную и высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию? Еще лет десять назад это казалось невозможным. Все попытки завлечь в Сибирь и на Дальний Восток инвесторов, готовых вложиться в строительство промышленных предприятий, заканчивались неудачей. Во многом это было связано с непривлекательностью российского рынка инвестиций, неразвитостью инфраструктуры, высокими тарифами на энергоресурсы, запутанностью российского налогового законодательства, коррупцией чиновников, а также с конкуренцией со стороны КНР. Производить в Китае с его более дешевой рабочей силой было гораздо выгоднее, чем в России.
В последние годы ситуация начала меняться. Рост стоимости труда уже привел к оттоку капитала из КНР. В качестве основных площадок для перемещения производств из Китая японские и западные инвесторы рассматривают, в первую очередь, Индию и страны Юго-Восточной Азии. Шансы заполучить инвесторов есть и у России. Об этом свидетельствует наблюдающийся в последнее время рост активности в России инвесторов из Японии и Южной Кореи. Они вкладывают средства в строительство предприятий по производству широкого спектра товаров, в том числе и дорогостоящих, например, автомобилей. Это вызвано повышением привлекательности соответствующих российских потребительских рынков по мере роста уровня жизни в России.
Чтобы закрепить эти позитивные тенденции, России следует активнее использовать шансы для развития экономических отношений со странами и региональными структурами АТР, появляющиеся с изменением ситуации в этом регионе.

Япония
К развитию торгово-экономического сотрудничества с Россией Японию подталкивает целый ряд нерешенных проблем. Отметим некоторые из них.
1. Проблемы в энергетике и экономике, связанные со страхом населения перед ядерной энергетикой. С одной стороны, это повышает заинтересованность Японии в потреблении российских энергоресурсов, а с другой - может дать шанс на развитие российско-японского сотрудничества в научно-технической сфере, т.е. в разработке и исследованиях, касающихся новых энергетических и энергосберегающих технологий.
2. Вывод ряда производств из КНР в связи с ростом стоимости китайской рабочей силы и обострением японо-китайских отношений из-за островов Сенкаку. Смягчения ситуации в ближайшее время, скорее всего, не произойдет, поэтому России есть смысл попытаться предложить территории Сибири и Дальнего Востока как площадку для вывода предприятий из Китая.
3. Обострение экономической конкуренции с Японией со стороны растущих экономик АТР, в первую очередь, Южной Кореи и КНР, которые уже догнали Японию в электронике, судостроении, строительстве скоростных железных дорог и пр. Россия может предложить Японии объединить научные потенциалы для повышения конкурентоспособности, сославшись на пример своего успешного сотрудничества с Индией в создании сверхзвуковых ракет. Зависимость Японии от США в военно-политической сфере практически полностью исключает возможность сотрудничества Москвы и Токио в области создания военной техники. Но остается еще немало мирных сфер, хорошо развитых в России, сотрудничество в которых могло бы представлять интерес для Японии.

Республика Корея
1. Интерес для РК, помимо проектов объединения железнодорожных, газовых и электроэнергетических магистралей Южной Кореи, Северной Кореи и России, могут представлять проекты, связанные с восстановлением и подъемом экономики КНДР. О стремлении правительства Пак Кын Хе к нормализации отношений с КНДР свидетельствуют, в частности, возобновление работы комплекса в Кэсоне, закрытого ранее северокорейскими властями, и возобновление переговоров по другим проектам сотрудничества. Сеул явно заинтересован в развитии выгодного экономического сотрудничества с КНДР и в том, чтобы как-то подвигнуть Пхеньян на путь реформ. Важной задачей для Сеула будет оказание помощи Северной Корее в развитии ее экономики. Россия имеет опыт создания промышленности в КНДР, и он, вероятно, мог бы пригодиться сейчас при восстановлении северокорейской экономики.
2. По оценкам некоторых экспертов, Сеул в последнее время дистанцируется от Японии, чтобы продемонстрировать лояльность Китаю . Пробуксовывают корейско-японские переговоры о развитии сотрудничества в военной сфере, в частности, касающегося обмена разведданными. Стремление не раздражать Китай может в перспективе привести к торможению военно-технического сотрудничества РК и США. Это может открыть окно возможностей для развития военно-технического сотрудничества РК и России, поскольку Корея все равно будет вынуждена совершенствовать свои вооруженные силы в условиях сохранения угрозы обострения ситуации на Корейском полуострове и роста военного могущества Китая.
3. Перспективным представляется научно-техническое сотрудничество России и РК. В 1990-е годы южнокорейские компании активно (и практически бесплатно) заимствовали российские передовые технологии, использовали российских ученых и инженеров. В большинстве случаев сама Россия от такого сотрудничества получала мало или вообще ничего. В последнее время южнокорейская наука и технологии сделали большой рывок вперед. РК стала более самодостаточной страной и, соответственно, для нее снизилась ценность заимствования чужого опыта, чужого интеллекта и его плодов. Исходя из этого, у российских научных институтов и центров появился шанс выстроить сотрудничество с РК в научно-технической сфере на принципах действительного равенства и взаимной выгоды.

Китай
На российско-китайское экономическое сотрудничество определенный негативный отпечаток накладывают следующие факторы.
1. Китайские партнеры являются жесткими переговорщиками, отстаивающими собственные интересы.
2. Китай и Россия конкурируют в одних и тех же сегментах рынка, поэтому китайская сторона в значительно большей степени заинтересована в российском сырье и энергоресурсах, в российских рынках сбыта, чем в готовой продукции. Это осложняет поиск проектов для создания совместных российско-китайских предприятий за пределами топливно-сырьевой сферы.
3. Для китайского бизнеса, проникающего на территорию России, особенно в Сибирь и на Дальний Восток, характерна высокая степень криминализации.
Для нейтрализации негативного влияния вышеперечисленных факторов и создания более благоприятных условий для подлинно взаимовыгодного экономического сотрудничества России необходимо умело использовать ситуацию, складывающуюся сейчас в отношениях КНР с ее ближайшими соседями.

А.В. Иванов,
в.н.с. Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ

Док. 668750
Опублик.: 31.12.13
Число обращений: 0

  • Иванов Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``