В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус:Саммит `Восточного партнерства` в контексте внешнеполитической стратегии Украины Назад
Вячеслав Лапидус:Саммит `Восточного партнерства` в контексте внешнеполитической стратегии Украины
28-29 ноября 2013 г. состоялся саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе, в работе которого приняли участие лидеры государств-участников ЕС, высокопоставленные чиновники ЕС, главы и министры стран восточного партнерства.

Необходимо подчеркнуть, что "Восточное партнерство" является проектом ЕС, направленным на развитие сотрудничества между ЕС и странами постсоветского пространства. Данный формат рассматривается как часть Европейской политики соседства (ЕПС), предусматривающей укрепление отношений между ЕС и странами-соседями в политической, экономической, энергетической, гуманитарной сферах, в области безопасности и защиты окружающей среды.
Цели "Восточного партнерства" реализуются в рамках двустороннего формата, путем углубления двусторонних связей между ЕС с каждым из государств-участников вышеуказанного проекта. Это достигается путем заключения двусторонних договоров, таких как соглашения об ассоциации, углубленные и всеобъемлющие соглашения о зонах свободной торговли, двусторонний диалог по либерализации визового режима, развитие тесного двустороннего сотрудничества. Важно отметить, что "Восточное партнерство" дополняет уже существующие двусторонние договорные отношения и опирается на принципы дифференциации отношений ЕС со странами-партнерами.

По итогам работы саммита была принята итоговая Декларация - "Восточное партнерство: дорога вперед". Интересным элементом данного документа стали некоторые терминологические и фактологические уточнения в сравнении с изначальным вариантом, направленные на снижение уровня амбициозности планов и задач ЕС в отношении государств-партнеров ЕС. В Декларации констатируется значительный прогресс ЕС в реализации различных проектов в сфере ЕПС. Страны-участницы программы "Восточное партнерство" выразили готовность развивать тесные связи и продолжать сотрудничество в стратегических областях: укрепление демократии, обеспечение гражданских и личных прав и свобод, либерализация визового режима, модернизация энергетических сетей. Участники саммита приветствовали увеличение роли ЕС в укреплении региональной и мировой безопасности, содействии стабильности и разрешении конфликтов, укреплении норм международного права.

Основной целью политики ЕС на саммите стало подписание Соглашения об ассоциации между ЕС и странами постсоветского пространства: Украиной, Молдавией, Грузией, Арменией. Данное международное соглашение было парафировано Молдавией и Грузией, но не подписано Украиной и Арменией. При этом ЕС и Армения подписали Совместное заявление, в котором декларируется необходимость развития всеобъемлющего сотрудничества и укрепление партнерства в различных сферах.

Центральным вопросом саммита стал вопрос подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Несмотря на официальные заявления представителей украинской правящей политической элиты и приостановку процесса подготовки к подписанию вышеуказанного документа, неясность позиции Украины в данном вопросе сохранялась вплоть до последнего дня заседания "Восточного партнерства". В итоге, хотя Украина и не подписала Соглашение об ассоциации, курс Украины на евроинтеграцию был подтвержден на декларативном уровне. Так, по словам В. Януковича, Украина и ЕС "вышли на завершающий этап подписания Соглашения об ассоциации", которое планируется "подписать в ближайшей перспективе".

Данный документ будет подписан после "осуществления программы совместных мер, направленных на адаптацию экономики Украины к новым реалиям", "разработки и реализации программы финансово-экономической помощи", "введение безвизового режима для граждан Украины" со стороны ЕС, - подчеркнул Президент Украины. Вышеуказанные мероприятия, наряду с программами финансовой помощи, смогут минимизировать негативные последствия для украинской экономики в случае введения экономических мер со стороны стран-участниц Таможенного Союза. В результате, по словам Советника Президента Украины А. Гончарука, "ближайшей возможностью для подписания Соглашения об ассоциации будет Саммит Украина-ЕС", проведение которого запланировано на март 2014 г.

Важно подчеркнуть, что в условиях сохраняющегося дуализма внешнеполитических подходов Украины и раскола украинской политической элиты в отношении приоритетности векторов внешней политики, ключевыми элементами, определяющими систему украинских внешнеполитических приоритетов, являются политические и финансовые факторы. Речь идет об уровне влияния внешних акторов на украинскую внутриполитическую ситуацию, величине финансовых и экономических выигрышей, позиции региональных лидеров, соотношении политических сил в рамках правящей политической элиты Украины, бизнес-интересах и лоббистских возможностей крупнейших финансово-промышленных групп данного государства. В этой ситуации выбор между европейским и евразийским направлением носит не идеологический и ценностный, а ситуативный и прагматический характер.

Неопределенность позиции Украины и попытка избежать четкого выбора между ЕС и Россией привело к тому, что подобная ситуация перестала устраивать основных внешних игроков. В силу этого украинское руководство столкнулось с жестким давлением с обеих сторон с целью принудить Украину занять четкую позицию и присоединиться к одному из конкурирующих интеграционных проектов: ЕС или ТС.

Важным элементом урегулирования противоречий между российскими и европейскими интересами на Украине выступила идея трехстороннего формата переговоров Россия-Украина-ЕС, которая была отвергнута европейской политической элитой на Вильнюсском саммите. Так, по словам Президента Еврокомиссии Ж.М. Баррозу "для двустороннего соглашения между ЕС и Украиной не может быть трехстороннего формата". Вместе с тем, попытки исключения России из украинского переговорного процесса акцентирует внимание на негативных аспектах указанной инициативы для российских национальных интересов в контексте ослабления влияния России на постсоветском пространстве и возникновения новых разделительных линий в Европе. Россия остается ключевым региональным игроком и обладает значительными возможностями для повышения или снижения эффективности проекта "Восточного партнерства". В этом контексте для урегулирования текущего украинского кризиса, необходимо развитие диалога, укрепление доверия, либерализация торгово-экономических и визовых связей как между Россией и ЕС, так и между ТС и ЕС.

Док. 667993
Опублик.: 03.12.13
Число обращений: 0

  • Янукович Виктор Федорович
  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``