В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Муниципальная нищета Назад
Муниципальная нищета
Чем обернется бюджетная экономия

Снижение темпов роста экономики, поступлений от экспорта, низкая производительность труда, высокая инфляция заставляют верховные власти снижать бюджетные расходы и копить деньги на черный кризисный день, чего они и не скрывают от общественности. Все последние московские заседания и совещания проходят именно под этим "соусом".
воронеж экономика стагнация экономики бюджетное финансирование регионов
        

Неутешительные долгосрочные прогнозы

Особо удивил, даже, пожалуй, поразил экономический мир России руководитель Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Его привычный центро-банковский оптимизм быстро испарился в кабинете министров. Средний рост ВВП до 2020 г. прогнозируется министерством в размере 3,1%, далее: 2,5% - в 2020-25 гг., 1,8% - 2026-30 гг. Куда уж хуже, тут не до игр в догонялки, а борьба за мрачное и нудное выживание. МВФ на основе анализа экономики РФ считает, что ВВП мог бы расти в ближайшие годы примерно на 5% ежегодно, если будет проводиться жесткая политика по снижению инфляции (таргетирования), проведения структурных реформ, включая энергетику. А по текущему состоянию экономики МВФ в очередной раз понизил свои цифры и прогнозирует на 2013 г. - до 1,5% (было 2,5%), 2014 г. - до 3% (было 3,25). Цифры почти совпадают с российским прогнозом. Эксперты МВФ считают (как и российские), что модель роста ВВП за счет нефтегазовых доходов исчерпала себя. И надо переходить к улучшению инвестклимата, эффективному использованию ресурсов и диверсификации экономики. К тому, что уже повторялось многократно. Оценки состояния экономики РФ у МВФ и Минэкономразвития почти идентичны.

Отрадно, что ведущий министр решился обнародовать подобные низкие цифры. К тому же Минэкономразвития выбрало в качестве базового варианта развития РФ не инновационный, а консервативный вариант, вероятно, потеряв последние надежды на модернизацию и диверсификацию российской экономики. Да и откуда возьмутся новые и новейшие конкурентоспособные технологии, если руководство страны последовательно ухудшает отношения со странами, их производящими. Необходимо плодить друзей, а не противников.

Автаркия - далеко не лучший способ жизни, повышения ее качества и вариант развития. Собственные же конкурентоспособные технологии производить мы не могли в прошлом, не производим сейчас и не сможем создавать в обозримом будущем. Отсюда и производительность труда в обрабатывающей промышленности очень низкая. Отсюда и преимущественно сырьевой характер экономики, причем отсталой. Инновации в России чахнут на корню, а выбираются наверх через коррумпированных чиновников в основном инновации ложные.

Прогнозы правительства Воронежской области более оптимистичны, хотя по сравнению со сверхудачным 2012 годом в разы ниже. Руководитель департамента экономического развития Анатолий Букреев на заседании правительства области сообщил, что темп роста ВВП в 2014 году ожидается около 5%, в 2015-16 гг. даже выше - 6%. Достигнуть этих сравнительно высоких показателей в условиях стагнации экономики РФ планируется за счет роста с/х и обрабатывающей промышленности. Воронежский оптимизм вполне оправдан, поскольку на федеральном уровне запланирован защищенный рост расходов на ОПК и развитие его производств, а также пик роста инвестиций в НВАЭС в 2014-15 годах. В с/х все туманнее, поскольку оно было, есть и останется плохо предсказуемым и сугубо дотационным, если беречь черноземы. Область взялась за самый сложный участок животноводства - производство говядины. Федералы дотации на кредиты с/х уже поприжали, им самим выживать надо, а самостоятельно дотационная наша область может развивать с/х только за счет деградации Воронежа, за счет налогов с его территории и дальнейшего сжатия бюджета города. Есть еще существенный вклад в рост ВВП инвестиций в строительство платных федеральных дорог из ФБ. Но в целом ведущий вид экономической деятельности - обрабатывающая промышленность области, - за исключением ОПК, не растет и не развивается. Ее доля в ВВП давно и стабильно снижается. За вычетом непроизводительных и неэффективных затрат на ОПК.

Так что пока основной оптимизм руководителей экономики области и их прогнозов держится исключительно на затратных инвестиционных механизмах федерального центра (ФЦ). Как только ФЦ мировая судьба посильнее прижмет с нефтегазовыми доходами, подобные поступления исчезнут или существенно снизятся, что уже случалось в начале катастрофических 1990-х годов. Собственных воронежских заслуг, достижений в росте экономики, особенно в ключевой обрабатывающей промышленности, у области немного. Главные проблемы области - высокие коррупция и доля теневой экономики, деградация человеческого капитала, деградация обрабатывающей промышленности, снижение эффективности региональных и муниципальных институтов власти - не решены.

Пессимизм муниципалов

Стагнация российской экономики уже в более тяжелой форме вызвала федеральную бюджетную экономию, обернувшуюся снижением в долях от общих расходов по незащищенным статьям бюджетов всех уровней - культуры, образования, здравоохранения, ЖКХ, дорожного строительства и т.д. То есть тех статей, которые определяют качество жизни населения - главную озвученную цель всех программных документов нынешней власти.

Пессимизм и недовольство муниципалов долей налогов, оставляемых городам, а также финансированием сельских районов и поселений буквально пропитали атмосферу недавнего совещания под руководством В.В. Путина по поводу состояния и развития муниципальных образований (МО). Эти заседания еще раз продемонстрировали бюджетную волюнтаристскую зависимость МО от верхних уровней власти, полную их несамостоятельность и незащищенность от произвола администраций регионов, что противоречит Конституции РФ и БК.

В.В. Путин сразу же на заседании достаточно жестко заявил, что дополнительных денег для МО нет. В общем-то, совещание на этом можно было бы и завершить. Но власти дали высказаться некоторым руководителям муниципалитетов, представляющих их групповые интересы и общие проблемы. Надо отдать должное выступившим. Говорили они о наболевшем от всего сердца.

А. Соколов, мэр Хабаровска: "Сегодня у нас осталось 15% НДФЛ. Конечно, этого недостаточно. И я думаю, что уже никогда, наверное, мы ниже этого уровня не опустимся. Но нужны другие источники, мы готовы с этими источниками работать. Конечно же, в этих условиях становиться дотационным городу или получать поддержку краевого бюджета - наверное, это не совсем правильно, потому что в распоряжении того потенциала, который собирает город, остается меньше 9%. Мне группой поручено поднять главный вопрос - вопрос полномочий, чтобы полномочия, естественно, были увязаны законодательно чтобы государственные полномочия не передавались без достаточного денежного сопровождения на уровень муниципалитетов".

Мэр Обнинска А. Авдеев: "К сожалению, нельзя признать, что существующая система сильно способствует развитию экономики муниципалитета. Не секрет, что 50 и более процентов всего налогового "пирога", конечно, уходит в ФБ, где-то 30-35 процентов - это региональный бюджет, и только 5-15% - то, что остается в муниципалитетах субъект получает в 5-7 раз больше налогов, чем муниципалитет".

Адекватно оценил ситуацию с бюджетами городов известный экономист и политик Владимир Милов: "Муниципалитеты крупнейших городов страны влачат жалкое существование. Бюджеты большинства крупных российских городов на 25-35% зависят от дотаций субъектов Федерации. Скажем, в Екатеринбурге или Новосибирске примерно треть бюджетных расходов (около 30 млрд рублей) покрывается областными дотациями, а например, в Самаре ситуация еще хуже: область покрывает более 40% расходов городского бюджета (примерно 14 млрд рублей). Обеспеченность жителей этих городов муниципальными бюджетными расходами составляет $300-700, против $3-5 тыс. в Лондоне, Париже или Москве и около $8 тыс. - в Нью-Йорке. Это только крупнейшие российские города: с бюджетами МО поменьше ситуация еще хуже".

Вместо стабильных дополнительных источников доходов наполнения муниципальных, в том числе городских бюджетов, президент пообещал добавить некие виртуальные совещательные возможности. То есть возможности, в частности, выпрашивать городам собственные налоги и трансферты у региональных властей. К сожалению, подобным образом кончаются (ничем) практически все ключевые для реальной жизни населения, в первую очередь горожан, совещания и "съезды" муниципалов и регионалов по важнейшим для них проблемам. Выскажутся отобранные провинциалы весьма осторожно и отправятся восвояси ни с чем. А накопившийся пар из них власти временно выпустят. И галочку для себя чиновники проставят.

Сытый голодного не разумеет

В Воронеже бюджетная обеспеченность - одна из худших в стране для крупных городов. Абсурдность бюджетной системы РФ как раз и состоит в том, что крупные и средние города - столицы регионов, на которых в экономиках регионов все держится, выступают на подобных совещаниях наравне с малыми и экономически нищими изначально поселениями. Хотя их проблемы, задачи, миссии в экономике регионов и страны совершенно и глубоко различны.

ФБ уменьшается по расходам, региональные бюджеты, соответственно, тоже. А крайними остаются города с их изношенной инфраструктурой. Советские власти выстроили неплохие города с приличной инфраструктурой. А нынешняя власть даже при баснословных нефтегазовых доходах ее почти угробила. Жилые дома и торговые центры непрерывно и в больших масштабах строятся, а инженерные сети, инфраструктура в целом отстают. И совсем забыты окраины городов.

По расчетам экспертов, для модернизации системы ЖКХ РФ необходимо около 70 трлн руб. А в ФБ плановые расходы на ЖКХ резко снижаются, как, соотвественно, и в Воронежской области (2013 г. - 3,24 млрд руб.; 2014г. - 2,5; 2015 г. - 1 млрд; 2016 г. - 736 млн руб.). Полномочия по теплу, газу, воде для населения возложены на МО, но у них нет средств для удовлетворительного их исполнения. А стратегические инвесторы в ЖКХ, по данным тех же экспертов, не идут.

Федеральные власти запланировали последовательно снижать трансферты в регионы, а те, соответственно, в МО. Безвозмездные поступления в бюджет Воронежской области на 2014 год планируются в сумме 12,5 млрд руб.; в 2015 г. - 9,6 млрд, в 2016-м - 7,4 млрд руб. Для сравнения: в 2013 г. ожидаются по исполнению более 20 млрд руб., в 2012 г. по исполнению составили 25,4 млрд руб.; в 2011 г. - 23,4 млрд руб. Процесс обнищания регионов и еще большего обнищания их столиц ускорился.

Выступавшие муниципалы на совещании с президентом 8 ноября 2013 г. (и не только на этом) отметили недостатки с передачей на региональный уровень полномочий от муниципалитетов. Руководители МО не возражают (в основном мэры городов) против самой передачи. Только вот деньги при этом у них забирают в двойном размере, еще более урезая бюджеты городов. И оставшиеся полномочия исполнять не на что. Да и передача, в частности, дошкольного образования на уровень региона в Воронежской области с 2014 года выглядит не слишком убедительной. Подобное произошло и с передачей здравоохранения на региональный уровень. Крайними остаются люди, качество жизни у них снижается. Особенно раздражает и беспокоит мэров городов необходимость постоянного выпрашивания средств на самые необходимые нужды. В целом, по выступлениям и репликам муниципалов чувствуется их приниженное положение с финансированием самых насущных направлений хозяйств городов и других МО. Местная власть у нас явно в загоне.

Низкое бюджетное обеспечение крупных и средних городов (в основном столиц регионов) порождает неэффективность управления бюджетными средствами, пассивность, постоянную зависимость и неполноценность муниципальной власти, ее повышенную коррумпированность и склонность к изощренным схемам расхищения бюджетных средств.

Юрий Корчагин

http://vrn.mk.ru/article/2013/11/20/948062-munitsipalnaya-nischeta.html#comments-form

Док. 667620
Опублик.: 20.11.13
Число обращений: 0

  • Улюкаев Алексей Валентинович
  • Милов Владимир Станиславович
  • Соколов Александр Николаевич
  • Букреев Анатолий Митрофанович
  • Корчагин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``