В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Cовременные принципы, факторы и модели интеграции на постсоветском пространстве Назад
Вячеслав Лапидус: Cовременные принципы, факторы и модели интеграции на постсоветском пространстве
С самого начала интеграция на постсоветском пространстве проходила с оглядкой на Европейский Союз. Именно на основе опыта ЕС была сформулирована поэтапная стратегия интеграции, закрепленная в "Договоре об экономическом союзе" (1993 г.). До настоящего времени в СНГ создаются аналоги структур и механизмов, хорошо зарекомендовавших себя в Европе. Так, "Договор о создании союзного государства" (1999г.) во многом повторяет положения договоров о Европейском Сообществе и Европейском Союзе. Однако зачастую попытки использовать опыт ЕС для интегрирования постсоветского пространства ограничиваются механическим копированием основных принципов западных технологий.
Рассмотрим основные принципы интеграции на постсоветском пространстве на основе которых строится единое Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сотрудничество и в дальнейшем будет обеспечено построение Евразийского Союза:
Принцип партнерских отношений. Именно на основе партнерских отношений строится Союзное государство России и Белоруссии, а в дальнейшем должен быть подготовлен договор о Евразийском Союзе - всеобъемлющий комплексный документ, охватывающий    все направления нашего сотрудничества.
Принцип политической интеграции заключается в самой природе постсоветского пространства. Постсоветское пространство даже сегодня представляет собой регион, состоящий из более десятка государств с неустойчивой политической системой, переходной экономикой и острыми социальными проблемами, а также с неурегулированными межгосударственными и межнациональными отношениями. Низкий уровень жизни основной части населения, бедность и нищета, сепаратизм и религиозный экстремизм, потоки беженцев и вынужденных переселенцев, нелегальная миграция, рост    преступности и мафиозных групп, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков, вот далеко не полный перечень проблем, характерных для постсоветских государств. На этом фоне объединение усилий и создание любых международных политических механизмов, направленных на решение этих проблем, являются благом не только для     стран постсоветского пространства, но и для всего мирового сообщества.
Принцип экономической интеграции государств на постсоветском пространстве основаны на сближении и взаимодействии национальных хозяйств, формирования региональных экономических группировок, где для этого сложились необходимые условия. В основе региональной интеграции находятся естественные процессы усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и рынков. В повседневной жизни это проявляется, прежде всего, в растущем объеме международных торговых, кредитных, финансовых операций, соглашений, договоров государств и дополняется их сознательным совместным регулированием взаимных хозяйственных связей. Цель такого регулирования заключается в устранении национальных барьеров на пути взаимного торгового и инвестиционного взаимодействия. В дальнейшем, исходя из совместно выработанных экономических и социальных приоритетов, на основе согласования, унификации и гармонизации бюджетной, налоговой, валютной политики может быть создано полноценное экономическое пространство.
Вместе с тем ни одна из сфер общественной жизни не функционирует изолированно. Экономика страны теснейшим образом связана с внутренней и внешней политикой, с социальным и экологическим благополучием, с моральным и физическим здоровьем граждан, со всей совокупностью факторов, обеспечивающих свободу и права личности, безопасность общества. Иначе говоря, экономическая интеграция неизбежно приобретает и другие формы: правовую, социальную, культурную, оборонную.
Принципы правового обеспечения интеграции. Ряд государств и их лидеров - Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения - придерживаются твердой линии на тесную интеграцию, как в рамках СНГ, так и всего Евразийского пространства. Поэтому ключевой задачей интеграционного развития постсоветского пространства, по-прежнему, остается правовое обеспечение. В этой связи следует отметить, что особую значимость приобрела работа над проектом нового "Договора о зоне свободной торговли". К сожалению, Договор подписали не все государства-участники СНГ, поэтому Президентам России и Узбекистана, например, пришлось даже подписать специальное коммюнике о присоединении Узбекистана к этому Договору. Российская Федерация первой завершила ратификацию Договора. Теперь российским парламентариям предстоит поработать с партнерами по СНГ, в том числе в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, чтобы ускорить вступление его в силу.
Очевидно также, что модель развития постсоветского пространства требует соответствующих международно-правовых механизмов, совместных координирующих институтов, наделенных необходимыми полномочиями.
Важнейшим принципом межгосударственной интеграции является принцип политической зрелости государств-участников. Лишь в условиях активного участия всех групп населения возможно найти баланс интересов и тем самым гарантировать эффективность принимаемых в рамках интеграционной группировки решений. Неслучайно вокруг органов ЕС образовалась целая сеть лоббистских структур - более 3 тыс. постоянных представительств ТНК, профсоюзов, некоммерческих ассоциаций, союзов предпринимателей, других НПО. В подобных условиях сколь угодно тщательное копирование сложившихся в ЕС институтов и механизмов не даст никакого эффекта. Экономические и политические реалии постсоветского пространства настолько сильно сопротивляются привносимым европейским технологиям интеграции, что неэффективность последних очевидна.
Каким бы многообразным и противоречивым ни было мировое пространство, каждое государство должно стремиться к интеграции с ним. Глобализация и перераспределение ресурсов на наднациональном уровне становятся единственно верным путём дальнейшего развития человечества в условиях экспоненциального роста численности населения на планете.
Интеграция, таким образом, проявляется в наши дни и на транснациональном уровне. Используя опыт и результаты деятельности Европейского Союза можно выделить шесть базовых причин, которые чаше всего на протяжении истории лежали в основе более или менее добровольной интеграции:
общие экономические интересы; родственная или общая идеология, религия, культура;
близкая, родственная или общая национальная принадлежность;
наличие общей угрозы, чаще всего внешней военной угрозы;
понуждение к интеграции, искусственное подталкивание объединительных процессов;
наличие общих границ и географическая близость.
Консолидирующими событиями в деятельности СНГ на постсоветском пространстве стали принятие "Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года", которую поддержали все государства-участники, празднование б5-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, утверждение "Стратегии международного сотрудничества на период до 2020 года", а также подготовка ряда перспективных стратегических документов, в частности, межгосударственной программы "Культурные столицы Содружества" и "Межгосударственной программы инновационного сотрудничества".
Принцип интеграционной зрелости национальных экономик. Интеграция национальных экономик возможна лишь при достижении довольно высокого уровня развития промышленности и сельского хозяйства. До этого момента любая деятельность правительств по межгосударственной интеграции обречена на неудачу. Простейшим показателем степени интеграции национальных экономик региона является интенсивность внутрирегиональной торговли. В ЕС ее доля составляет 60% от общей внешней торговли, в НАФТА - около 50%, в СНГ, АСЕАН, МЕРКОСУР - около 20%, а в ряде "квазиинтеграционных" объединений слаборазвитых стран не достигает и 5%. Очевидно, что степень интеграции национальных экономик обусловливается структурой ВВП и товарооборота. Страны, экспортирующие сельскохозяйственную продукцию, сырье и энергоресурсы, на мировом рынке объективно являются конкурентами, а их товарные потоки ориентированы на развитые индустриальные страны.
Так внутрирегиональный товарооборот стран СНГ невелик по объему. Более того, в течение 1990-х годов его объем неуклонно уменьшался (с 18,3% ВВП в 1990 г. до 2,4% в 2012 г.), а его товарная структура ухудшалась.
В настоящее время в ряде стран СНГ: Россия, Грузия, Киргизия, Армения, Казахстан переход к рыночной экономике идет более или менее интенсивно, другие: Украина, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан затягивают проведение реформ, в то время как Белоруссия, Туркмения, Узбекистан откровенно предпочитают нерыночный путь экономического развития. Растущая дивергенция моделей хозяйствования стран СНГ создает определенные препятствия для межгосударственной интеграции.
Следовательно, значительный разрыв в уровне развития ослабляет интерес производителей из более развитых стран к рынку менее развитых стран; уменьшает возможности внутриотраслевой кооперации; стимулирует протекционистские тенденции в менее развитых странах. Если же межгосударственная интеграции между разными по уровню развития странами все же осуществляется, она неизбежно ведет к замедлению темпов роста в более развитых странах. В наименее развитой стране ЕС Греции ВВП на душу населения составляет 56% от уровня наиболее развитой Дании. В СНГ лишь в Белоруссии, Казахстане и Туркмении этот показатель составляет более 50% от показателя России. Хочется верить, что рано или поздно во всех странах СНГ абсолютный подушевой доход начнет увеличиваться.
Принцип интеграционной зрелости политических элит. Политическая интеграция развивается лишь при определенной зрелости региональных политических элит. Проблема качества политической элиты наиболее актуальна для постсоветских стран, вступивших на путь демократизации политической системы и создания рыночной экономики. После распада СССР в новых независимых государствах начался процесс формирования политической элиты, которая соответствовала бы новым политическим реалиям. Однако анализ современной ситуации показывает, что данный процесс сталкивается со значительными проблемами. Согласно данным Института социологии РАН более 75% политической и 60% бизнес-элиты - выходцы из старой советской номенклатуры`". При этом более половины представителей политической элиты сохранили свое положение в неизменном виде. Подобная ситуация, общая для всех стран СНГ, объясняется, прежде всего, процессом приватизации, которая позволила номенклатуре сохранить свои позиции и влияние в обществе.
Принцип единства духовных и культурных ценностей. Постсоветские государства сохранили многообразные исторические и культурные связи между народами своих стран. Здесь пока еще нет значительных языковых барьеров. Русский язык широко используется как язык межнационального общения. Переговоры, деловая переписка между государствами Содружества, их организациями и предприятиями ведутся, как правило, также на русском языке. Сформированная за советское время большая часть национальных кадров специалистов и управленцев получали образование на русском языке. Преимущественно они и составляют сейчас национально-политическую элиту государства.
Одним из важнейших достижений СНГ за эти годы является также сохранение общего гуманитарного пространства. Русский язык, по-прежнему, остается мощнейшей объединительной силой на пространстве Содружества. Этому, во многом способствует политика России и многих других стран Содружества, а также деятельность различных организаций, таких как Телерадиокомпания "Мир", журналы "Славянский мир" и "Содружество независимых государств", фестивали "Славянский базар" и детский музыкальный конкурс "Витебск", Международная общественная организация "Единство Наций" и Фонд социально-экономических отношений "Развитие нации".
Основные факторы интеграции на постсоветском пространстве. Следует выделить важнейшие, на наш взгляд, факторы, которые способствуют успеху интеграции и а постсоветском пространстве:
1. Четкое осознание целей интеграционного развития и определение общих долгосрочных приоритетов. Интеграционные процессы должны проводиться на основе выверенной стратегии, с определением механизмов и инструментов их достижения.
2. Поэтапность интеграционного развития. История интеграционного развития, например. Европейского Союза свидетельствует о движении начиная от низших ступеней интеграции к высшим: от Зоны свободной торговли к Таможенному союзу и Единому внутреннему рынку, далее к экономическому, валютному и политическому союзам.
3. Усиление роли межгосударственных институтов при постепенной передаче им наднациональных полномочий в различных сферах деятельности. Активное использование принципа субсидиарности, когда решения должны приниматься на том уровне, где это возможно сделать с наибольшей эффективностью.
4. Принятие политических решений должно осуществляться на основе экономических предпосылок, заинтересованности реальных субъектов -хозяйствования и крупного бизнеса.
5. Преемственность интеграционной политики. Несмотря на смену правительств, их различную политическую ориентацию необходима приверженность региональных политических элит общим целям интеграции.
6. Поиск взаимоприемлемого баланса интересов и нахождение согласия. В интеграционной политике исключительно важна роль компромиссов. Выработка коллективных решений должна осуществляться на основе взаимных уступок РГ согласования интересов различных сторон.
7. Тесное взаимодействие национального и основ международного права. Становясь внутренним правом государств-членов, система международного права должна формировать единое правовое пространство. Граждане и предприятия государств- участников, их физические и юридические лица, где бы ни осуществлялась их профессиональная и коммерческая деятельность, в областях, покрываемых национальными нормами права, сталкиваются с одинаковой юридической средой, оказывались бы в равном положении. Право и наднациональные суды должны стать определяющими при разрешении возникающих споров. Должна быть проведена подготовка необходимой нормативно-правовой базы интеграции, а также тщательность и детальность разработки интеграционных документов и механизмов их реализации.
8. Опора на общественную поддержку. Необходимо внимательное и бережное отношение к общественному мнению. Особенно важно разъяснение целей и предполагаемых результатов тех или иных интеграционных шагов для рядовых граждан.
Таким образом, в настоящее время наиболее перспективным направлением интеграции на постсоветском пространстве считается образование на базе СНГ объединений, где осуществляется сотрудничество по конкретным проблемам с конкретными задачами. В этом отношении Союзное государство России и Белоруссии является, во-первых, тем интеграционным проектом, который, охватывает политическую, экономическую, военную и социальную сферы двух государств: России и Белоруссии. Во-вторых, Союзное государство России и Белоруссии следует рассматривать как интеграционную основу для всего постсоветского пространства.
Основные интеграционные модели развития. Важно отметить, что любые интеграционные проекты и объединения, которые образуют государства Содружества, должны вписываться в рамки СНГ. Это означает, что их цели и задачи не должны вступать в противоречие с общими целями и задачами Содружества, особенно в экономической и гуманитарной сферах, борьбе с преступностью, защите окружающей среды. Непременным условием должна быть их открытость для остальных партнеров по СНГ и координация деятельности с основными институтами Содружества.
Среди основных моделей интеграционного развития па постсоветском пространстве следует выделить следующие:
Модель интеграции "разных скоростей". Модель интеграции "разных скоростей", заключается в возможности более тесного сотрудничества среди тех государств СНГ, которые могут и хотят двигаться дальше и быстрее по пути интеграции, не опасаясь, что другие государства своим нежеланием или неготовностью смогут блокировать это движение. Концепция интеграции по принципу "разных скоростей" не является чем-то новым. Она имеет правовую основу и реализуется в создании "двойки" - Союзного государства России и Белоруссии, "тройки" - Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, четверки - Центрально-азиатского экономического сообщества: Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а также альянса Грузии, Азербайджана, Украины, Узбекистана и Молдавии (ГУУАМ).
Модель интеграции "по минимуму". В СНГ в силу значительных различий в уровне социально-экономического развития государств-участников, их геополитических ориентаций и интересов реально приемлемой для всех является поэтапная и постепенная интеграция. Это вынуждает отдельные государства создавать субрегиональные группировки "по интересам и развивать интеграцию "разных скоростей".
Модель "гибкой или мягкой интеграции". Модель мягкой или гибкой интеграции для постсоветского пространства была высказана 3. Бжезинским. По его мнению для России евроатлантическая интеграция - это единственный геостратегический выбор, в результате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене и получить максимальную возможность трансформироваться и модернизировать свое общество. Речь идет об интеграции России в две основные евроатлантические структуры - ЕС и НАТО. Вот с такой Европой, тесно связанной с США в рамках НАТО, России придется иметь отношения в том случае, если она хочет избежать опасной геополитической изоляции.
Вышеуказанный проект не являлся обычной политически мягкой доктриной регионального экономического сотрудничества. В ее геополитическом содержании имелся имперский контекст. Даже в довольно умеренном докладе в 1992 г. говорилось о восстановившейся России, которая в конечном счете установит стратегическое партнерство с Западом, партнерство, в котором Россия будет "регулировать обстановку в Восточной Европе, Средней Азии и на Дальнем Востоке". Однако в результате политического давления Запада даже этот "мягкий" либеральный вариант интеграции не состоялся.
Модель "умеренной евразийской интеграции". Модель умеренного евразийства была разработана Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, выдвинувшим концепцию Евразийского Союза (ЕАС) в качестве альтернативы безликому и неэффективному СНГ. Эта инициатива вызвана этнополитическим расколом, произошедшим, в Казахстане между коренными казахами и русскими переселенцами, число которых приблизительно одинаково. Поэтому возникло стремление найти формулу, которая могла бы несколько ослабить давление России, направленное на политическую интеграцию. По мнению Н. Назарбаева, Евразия определяемая географически в границах, аналогичных границам Советского Союза, представляет собой органичное целое, которое должно также иметь и особое политическое измерение.
Модель военно-политической интеграции. В его основе лежит подписанное в июне 2000 года на встрече глав государств СНГ в Москве "Соглашение о создании совместного антитеррористического центра в рамках СНГ". Участвовать в нем отказалась только Туркмения, которая придерживается политики нейтралитета. Предполагается, что антитеррористический Центр одновременно может стать и центром военно- политической интеграции стран СНГ.
Модель российско-белорусской интеграции". В основе российско-белорусской модели интеграции лежит союз народов России и Белоруссии. К настоящему времени сделаны реальные шаги по российско-белорусской интеграции. Так, 25 декабря 1998 года была подписана "Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России", 2 декабря 1999 года был подписан "Договор о создании Союзного государства". Вместе с тем необходимо отметить, что данные документы носят рамочный характер.
Российско-белорусский интеграционный процесс вызывает явное противодействие со стороны США и ЕС. Это происходит разными путями: через открытую поддержку оппозиции, непризнание результатов президентских выборов, торговые и экономические санкции.
Основной целью подобного подхода выступает противодействие интеграционным процессам, поскольку реальное появление на политической сцене полноценного Союзного государства России и Белоруссии существенно изменит расстановку сил на геополитической карте Евразии.


Лапидус Вячеслав Михайлович, соискатель
Института социологии РАН (г. Москва)

Опубликовано в журнале "Политические науки"

Док. 667492
Опублик.: 15.11.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``