В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: Финансовые индикаторы - июль-октябрь 2013 Назад
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: Финансовые индикаторы - июль-октябрь 2013

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: Финансовые индикаторы - июль-октябрь 2013Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования,
Ирина Сухарева, эксперт; Артём Дешко, эксперт; Михаил Мамонов, ведущий эксперт; Олег Солнцев, руководитель направления.

Ликвидность

Обеспеченность банковской системы абсолютно ликвидными рублёвыми активами (денежная наличность, остатки на корреспондентских счетах и депозитах в Банке России, вложения в облигации Банка России) остаётся невысокой. Отношение абсолютно ликвидных рублёвых активов к рублёвым обязательствам банков по счетам и депозитам в третьем квартале в основном колебалось в диапазоне 8.5-9.5%, что примерно соответствует среднему уровню последних двух лет - периода структурного дефицита ликвидности в банковской системе. Только к началу октября наметилось небольшое повышение этого показателя (до примерно 10%). Однако это было вызвано не ускорением роста абсолютно ликвидных рублёвых активов, а резким замедлением динамики средств на рублёвых счетах и депозитах предприятий и населения.
Несмотря на невысокую обеспеченность ликвидными активами, можно говорить о частичной адаптации банковской системы к этой ситуации. На это указывают: - умеренный уровень премий за риск на рынке межбанковского кредита; - данные ежеквартального обследования условий банковского кредитования, проводимого Банком России, согласно которым с начала 2013 г. большинство банков не рассматривает ситуацию с ликвидностью, как вынуждающую проводить ужесточение этих условий.
Основные механизмы адаптации: - расширение привлечения кредитными организациями средств от Банка России и Минфина. В третьем квартале был зафиксирован исторически максимальный уровень задолженности банков перед монетарными властями (без учёта субординированных кредитов, предоставленных на докапитализацию банков). Чистая ликвидная позиция банков по операциям с монетарными властями значительно углубилась в отрицательную область (-3.3 трлн. руб. на конец октября), также пробив рекордный кризисный уровень начала 2009 г. (-2.5 трлн. руб.) ; - продажа банками части своих валютных активов; - продолжающееся постепенное удлинение средних сроков привлекаемых банками депозитов населения и предприятий; - расширение рынка межбанковских кредитов, счетов и депозитов, способствующее более оперативному перераспределению ликвидности в системе.

Валютный рынок

В третьем квартале и октябре тенденция к ослаблению рубля практически исчерпалась: за этот период рубль обесценился по отношению к бивалютной корзине всего лишь на 0.7% (для сравнения: за второй квартал - на 6.3%).
Относительная стабильность курса рубля была достигнута во многом благодаря значительному расширению объёма валютных интервенций Банка России (около 14 млрд. долл. за третий квартал, что в 3.5 раза превосходит показатель второго квартала и в 7 раз - третьего квартала 2012 г.).
Фундаментальные факторы, наоборот, не способствовали укреплению рубля. Положительное сальдо счёта текущих операций в третьем квартале снизилось до 1.1 млрд. долл. (по сравнению с 3.4 млрд. долл. во втором квартале и 5.8 млрд. долл. в третьем квартале 2012 г.). При этом в отдельные месяцы квартала (август и, возможно, июль) сальдо текущего счёта уходило в отрицательную область. Отношение этого сальдо к ВВП за скользящий год опустилось ниже 2% (справочно: кризисный минимум 2009 г. составлял 3.3%). Основная причина ухудшения - продолжающееся интенсивное увеличение импорта услуг. В третьем квартале его прирост к аналогичному периоду предшествующего года составил 25%. Это даже выше темпов, зафиксированных во втором квартале (+21% к аналогичному периоду предшествующего года).
В сторону ослабления рубля также действовал другой фактор - увеличение чистого оттока частного капитала. По оценке, за третий квартал он составил около 13 млрд. долл., что на 5 млрд. долл. выше уровня второго квартала и на 4 млрд. долл. - уровня третьего квартала 2012 г. В основном это было обусловлено резким увеличением прямых инвестиций российских нефинансовых компаний за рубеж (до примерно 17.4 млрд. долл. за квартал - против 9.5 млрд. за аналогичный период прошлого года). В результате была прервана двухлетняя тенденция к уменьшению чистого оттока капитала из нефинансового сектора. Является ли этот скачок случайным, или речь идёт о существенном ухудшении российскими компаниями оценок перспектив инвестирования в России и новом витке экспорта не находящего применения капитала - на этот вопрос ответит будущее. Усиление чистого оттока частного капитала было немного смягчено сокращением чистых иностранных активов банков. Последнее, вероятно, было связано с фиксацией банками прибыли, ранее полученной от игры против рубля.
Возможности Банка России сдерживать процесс ослабления рубля, обуславливаемый фундаментальными факторами (устойчивой тенденцией к ухудшению сальдо по текущим операциям), весьма ограничены. Тем более сложно будет это сделать в условиях перехода к свободному плаванию российской валюты, который Банк России планирует завершить к концу 2014 г. Это позволяет говорить о высокой вероятности возобновления ослабления рубля в перспективе ближайшего года.

Кредитный рынок

В третьем квартале ускорилось охлаждение розничного кредитного рынка - годовые темпы прироста кредитов физическим лицам снизились на 3 проц.п. (с 34% в июне к июню 2012 г. до 31% в сентябре к сентябрю 2012 г., здесь и далее - с устранением валютной переоценки). При этом охлаждение рынка наблюдалось несмотря на снижение процентных ставок по данному виду кредитования. По всей вероятности, важным фактором замедления спроса на кредит со стороны населения стало снижение уровня потребительского оптимизма и некоторое ухудшение ситуации на рынке труда. Так, доля безработных в экономически активном населении в третьем квартале составила 5.6% против 5.2% и 5.5% в первом и втором кварталах соответственно (с устраненной сезонностью, по оценкам ЦМАКП)
Возможности проведения агрессивной процентной политики для банков в сегменте розничного кредитования сокращаются. В третьем квартале ухудшение качества портфеля кредитов населению продолжилось с ускоряющимися темпами. Увеличение доли просроченной задолженности по кредитам физическим лицам в совокупном объеме кредитов за третий квартал составило 0.4 проц.п. против 0.08 проц.п. за второй квартал (до 5.8%). В дальнейшем, ужесточение банками кредитной политики в розничном сегменте и последующее ускорение темпов коррекции рынка может привести к новому витку реализации кредитных рисков - за счет затруднения доступа к новым кредитам со стороны заемщиков, зависящих от возможности рефинансирования существующих долгов. Так, согласно проводимому ЦБ обследованию условий банковского кредитования (УБК, "Изменения в кредитной политике банков"), на фоне прекращения смягчения непроцентных условий кредитования со стороны банков уже в третьем квартале "подскочил" спрос населения на пролонгацию имеющихся кредитов.
Замедление рынка корпоративного кредитования, напротив, прекратилось. В июле-сентябре годовые темпы прироста корпоративного кредитного портфеля оставались на уровне 12.6-13.4% (в июне - 12.8% к июню 2012 г.), а квартальные темпы даже повысились. Одним из значимых факторов стабилизации рынка, вероятно, стала мягкая кредитная политика государственных банков, обеспечивших большую часть прироста корпоративного кредитного портфеля. Так, например, в сентябре Сбербанк декларировал снижение ставок по кредитам нефинансовым предприятиям (в среднем на 0.5 проц.п.). Политика госбанков способствовала общему повышению конкуренции на рынке корпоративного кредитования. Судя по данным ежеквартального обследования УБК, в ответ на смягчение отдельных условий кредитования (требования к заемщику, дополнительные комиссии), прекратилось снижение корпоративного спроса на кредит.
На фоне стабилизации динамики рынка корпоративного кредитования несколько возросли показатели соотношения кредитов и депозитов (LDR, Loans-to-deposits ratio - до 1.11 в сентябре против 1.06 в июне) и кредитной нагрузки на активы банков (на 1.3 проц.п., до 55.5%). Данному росту также способствовало замедление привлечения банками средств на внутреннем рынке.
Несмотря на повышение конкуренции на кредитном рынке, плавное снижение процентных ставок по корпоративным кредитам и депозитам населения, стартовавшее с начала 2013 г., в третьем квартале приостановилось. Так, средние ставки по краткосрочным корпоративным кредитам в июле-сентябре оставались на уровне 9.9%, по краткосрочным депозитам - на уровне 7.9% (все ставки без учета Сбербанка). Среди основных причин стабилизации

Банковская система

Сохранился тренд к снижению прибыльности активов (ROA, Return-on-assets ratio), наметившийся еще в конце 2012 г. Ключевой фактор снижения - продолжающийся рост резервов под возможные потери по ссудам, вследствие повышения кредитных рисков в сегменте розничного кредитования и ужесточения требований регулятора. При этом негативное воздействие на прибыльность со стороны роста отчислений в резервы было частично смягчено увеличением чистого процентного дохода банков (на 0.3 проц.п., до 3.5% в сентябре) - показатель прибыльности активов до формирования резервов в третьем квартале возрос на 0.2 проц.п. (до 2.6% в сентябре).
Средний по банковскому сектору показатель отношения собственного капитала к активам, взвешенным с учетом риска (Н1), в третьем квартале возобновил снижение, и по результатам августа (13.2%) вновь приблизился к историческим минимумам - 13.1-13.2%. Снижение достаточности капитала наблюдается, несмотря на опережающий темп прироста собственного капитала по отношению к активам. Этому способствует и ускоряющийся рост объемов просроченной задолженности в сегменте розничного кредитования, и вступление в силу (с 01.07.2013) поправок в расчет норматива Н1, ведущих к увеличению коэффициентов риска по необеспеченным потребительским кредитам.
Резко замедлилась динамика притока сбережений населения на рублевые депозиты. Начиная с августа остатки средств на этих депозитах практически перестали расти. По оценкам ЦМАКП, склонность населения к сбережениям (доля организованных сбережений населения в располагаемых доходах) в третьем квартале 2013 г. снизилась до 4.4% против 5.4% за аналогичный период предшествующего года. Отчасти снижение склонности населения к организованным сбережениям объясняется повышением вложений в наличную валюту. Не исключено, что определённую роль играет также снижение уровня доверия к банкам.
Появляются признаки прекращения процесса дедолларизации вкладов населения. В третьем квартале темп прироста средств на валютных депозитах физических лиц превысил темпы прироста средств на рублевых (эффект валютной переоценки устранён).

Денежная база и денежная масса

В третьем квартале динамика денежного предложения (денежной базы в широком определении) замедлилась: был зафиксирован рост всего на 0.6% по сравнению с 5%-ым ростом в предшествующем квартале. Правда, в сентябре наметилось небольшое эмиссионное "оживление": прирост денежной базы на 2.5%. Основным фактором замедления роста денежного предложения в июле-августе стала значительная чистая продажа Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке. Другим фактором замедления роста денежного предложения стало менее активное размещение Минфином временно свободных средств на депозитах в коммерческих банках в первые два месяца 3 кв. по сравнению с тем же периодом предшествующего квартала. Так, в июле-августе величина средств на этих депозитах увеличилась всего на 80 млрд. руб. (для сравнения: за апрель-май предшествующего квартала - увеличилась на 134 млрд. руб., а за июль-август предшествующего года - увеличилась на 373 млрд. руб.). Бодрый рост предложения денег в сентябре 2013 г. был обусловлен в основном двумя факторами:
-значительным притоком средств с бюджетных счетов на депозиты банков - 237 млрд. руб.;
-ростом задолженности банков перед Банком России - темп прироста за скользящий год в сентябре составил почти 30% (справочно: в июле и августе соответственно 3% и 18% за скользящий год).
Прекратилось расширение спроса экономики на рублёвые денежные средства (денежную массу М2). Это говорит о повышении девальвационных ожиданий у населения и предприятий. Индикатором последнего является увеличение остатков наличной иностранной валюты, находящейся на руках у населения, на 0.4 млрд. долл., что контрастирует с ситуацией предшествующего квартала (снижение на 1.8 млрд. долл., судя по данным платёжного баланса).

Док. 667442
Опублик.: 14.11.13
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``