Единое экономическое пространство (ЕЭП) является третьим в рамках процесса экономической и политической интеграции на Евразийском (постсоветском) пространстве форматом и этапом, после создания Зоны свободной торговли СНГ (20 сентября 2012) и Таможенного союза (1 января - 6 июля 2010). Решение о создании Единого экономического пространства вступило в силу 1 января 2012 года. В данном регионально-экономическом блоке принимают участие Беларусь, Казахстан и Россия (член ВТО). В ближайшем будущем ожидается вступление в данное объединение и Кыргызстана.
ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, т.е. наднациональное регионально-экономическое сообщество стран, целью которого является либерализация внешнеэкономических отношений внутри и осуществления коллективного протекционизма за пределы вне объединения. Задачами ЕЭП являются обеспечение т.н. "четырех свобод" между странами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Кроме того, управление и организация ВЭД в рамках ЕЭП предполагает обеспечение начал координации экономической политики государств-членов в отношении ключевых отраслей: макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов, и т.д.
С 2 февраля 2012 года за управление и организацию внешнеэкономической деятельностью в рамках Единого экономического пространства отвечает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая является пока что единственным органом на постсоветском пространстве, обладающим наднациональные полномочия для реализации вышеназванных целей и задач. Важнейшей задачей ЕЭК на ближайшую перспективу является обеспечение необходимых макроэкономических и внешнеэкономических условий для совершения к 2015 году четвертого этапа Евразийской экономической интеграции - создания Евразийского Экономического Союза.
ЕЭК подчиняется Высшему экономическому совету, состоящему из Глав государств или Правительств стран-участников. По своей структуре ЕЭК подразделяется на Совет комиссии, на Коллегию комиссии и на департаменты. Совет является "законодательным" органом комиссии. Он сейчас состоит из трех представителей, по одному из каждой страны-участника.
Каждое государство-член, представленное в Совете ЕЭК, имеет равное количество голосов при принятии решений, несмотря на значительные различия в размерах экономики и населения (например, совместный ВВП Беларуси и Казахстана составляет всего 17% от ВВП России, а общее числа населения - 18% от российского). При этом, принятие решение происходит на сугубо консенсусной основе.
Коллегия является исполнительным органом комиссии и состоит из девяти профильных министров. По негласному правилу состав министров распределяется поровну между государствами-участниками. Сейчас три министра представители Беларуси, три - Казахстана, три - России.
ЕЭК имеет 23 департамента и 17 консультативных комитетов по соответствующим направлениям управления и организации ВЭД в рамках работы ЕЭК, которыми являются:зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин. | взаимная торговля услугами и инвестициями | установление тороговых режимов в отношении третьих стран | транспорт и перевозки | статистика внешней и взаимной торговли | валютная политика | макроэкономическая политика | охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индувидуализации товаров, работ, услуг | конкурентная политика | трудовая миграция | промышленные и сельскохозяйственные субсидии | финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг) | энергетическая политика | другие... | Государственные и (или) муниципальные закупки | |
ЕЭК действует на основе более 16 межгосударственных соглашений по внутрирегиональной либерализации внешнеэкономической политики. Особенностью работы ЕЭК является наличие у неё полномочий на издание актов прямого действия в рамках объединения, не требующих национальной ратификации. Подробнее об этом я написал в своей статье "О союзе демократичном и союзе недемократичном".
Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства означает появление единого рынка для 170 млн. потребителей, в котором применяются нормы Единого Таможенного кодекса, действуют Единый таможенный тариф, единая система внешнеторогового и таможенного регулирования, осуществляется единое техническое регулирование. Уже сегодня мы можем наблюдать конкретные результаты его функционирования: В целом по ТС и ЕЭП прирост ВВП за январь-сентябрь 2012 года составил 4% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. | Работа ТС-ЕЭП способствует преодолению сырьевой ориентации экспорта стран-участников. Так ,в январе-сентябре 2012 года удельный вес минеральных продуктов, в том числе топливо-энергетических товаров, во взаимной торговли составил 38,7%, в то время как в структуре экспорта в третье страны – 72,6%. А удельный вес машин, оборудования и транспортных средств во взаимной торговле составил 20,1%, тогда как в третье страны – лишь 2,3%. | Даже во время замедления мировой экономики взаимная торговля в рамах ТС и ЕЭП имела постоянную тенденцию к росту, и выросла:в 2010 году на 29,1%;в 2011 году на 34,6%;в 2012 году (январь-сентябрь) на 9,9%.Темпы прирости взаимной торговли в рамках ТС-ЕЭП в был 2 раза выше чем торговли с третьими странами (4,7%). | Растущая `конкуренция юрисдицкий` становится важным стимолом для повышения конкурентноспособности государств-членов ТС-ЕЭК.Прирост объемов промышленного производства за январь-сентябрь 2012 года составил 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, а прирост объема производства в обрабатывающей промышленности – 4,6%. |
Юрий Кофнер
член Экспертного совета Института ЕврАзЭС
Подробнее: http://eurasec.com/pozitsija/2688/
21.06.2013
Док. 667354 Перв. публик.: 21.06.13 Последн. ред.: 11.11.13 Число обращений: 0
Кофнер ЮрийКофнер Юрий
|