В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Кофнер: К проблемам создания общеевразийской идентичности Назад
Юрий Кофнер: К проблемам создания общеевразийской идентичности
Евразийство, при всей ее гениальности, и той основы универсальной правды и любви, которая содержится в ней, что, по моему убеждению, есть главное ее преимущество, не является совершенной философией. В ней есть недостатки, нестыковки и недоработанные постулаты.

Доклад для XXII Заседания Московского Евразийского Клуба по теме: "Лев Гумилёв: актуальность идей в эпоху межэтнических конфликтов".

1. Проблема: Русские - европейцы или азиаты?

Во-первых, существуют претензии к самой сути ее мировоззрения о единой исторической судьбе народов постсоветского пространства, о союзе Руси с Ордой, об отдельной евразийской цивилизации[1] как симфонической личности. Например, часто ставятся такие вопросы как: Не являются ли восточные славяне скорее европейским этносом, нежели составляют часть отдельного евразийского культурного круга? Что общего между, иногда кажущимися, столь разными людьми, как русские и кавказцы? И т.д. ...

2. Проблема: Изменились и мы...[2]

Во-вторых, необходимо понимать, что евразийство возникло в белой эмиграции и развивалось в период наибольшего могущества Советского Союза. Дело в том, что времена изменились, а евразийство необходимо адаптировать к новым реалиям. Не только больше не существует СССР, но еще мы прошли темные 90-е, эру разобщенности и развала, ситуацию которую, кстати, предвидел один из немногих Лев Николаевич Гумилев. И точно по его сценарию Россия недавно встала на путь возрождения на именно евразийских основах в качестве экономического инноватора и как центра евразийской интеграции. По направлению экономического развития начали работу научно-инновационный центр Сколково и Комиссия Президента по модернизации, Роснано и Ростехнологии. Успешно работают интеграционные организации ОДКБ, ЕвразЭС и Таможенный Союз, который в к 2012 году должен превратиться в Евразийский Экономических Союз. Как мы видим, практически сбылось то, о чем евразийцы 20-х годов прошлого века могли только мечтать.

3. Проблема: Красно-коричневый обман

В-третьих, евразийство прошло такой этап, когда ее светлые идеи были перевернуты и извращенны в корыстных целях некими консервативными и ультранациональмыми движениями.

Новые евразийцы для Новой Евразии

Для того, чтобы евразийство, как межнациональная идеология, получило общее признание, и вошло в создание людей нашего пространства, необходимо адаптировать данную философию к новым условиям. От этого и зависит успех практического воплощения евразийского мировоззрения.

Необходимо подчеркнуть, что вторую и третью проблемы можно решить. И за это мы уже взялись. Например, Центр им. Л.Н. Гумилева и Евразийский Клуб МГИМО активно занимаются разработкой современных концепций евразийства, выработкой позиций в отношении вопросов еще не достаточно или вообще не затронутых классическими евразийцами: защитой окружающей среды, экономической политики, как по модернизации, так и интеграционной, развитии демократических институтов и проблемы коррупции.

Учение премудрого Льва

Однако, как выше сказано, сами начала евразийской идеологии подвергаются критике. О сути данной историософской школы уже спорили многие ученные долго и упорно. И, в связи с этим, ее недостатки не поддаются такой "легкой" доработки. А, что же является основой гумилевского учения в отношении евразийства?

Лев Гумилёв утверждал наличие суперэтнической целостности народов евразийского пространства. По его словам их объединяет взаимная комплиментарность, то есть взаимодополнение культур, существующая, несмотря на кое-какие различия в их быте и поведении. На основе исторических и биосферных предпосылок у наших народов сложились общее мировоззрение, общности идеалов в обустройстве социальной жизни, особое и неповторимое единство в чувстве духовности. Из этого вытекает их естественная тяга к политической интеграции и к созданию крупных государственных образований повторяющие естественные рамки евразийского пространства.

Несмотря на всю положительную энергию, содержащуюся в гумилевских идеях, существуют пункты в данной концепции, явно требующие научную доработку и дополнительной конкретизации.

1. Евразийство - в дуализме

Во-первых стоит вопрос о сути национальной политики евразийцев. С одной стороны, по трудам Гумилева, многонациональное государство, основанное на евразийской идеологии должна заниматься созданием и продвижением общеевразийского национализма-патриотизма, т.е. консолидацией в умах населения чувства принадлежности к единой евразийской цивилизации. Слова "Я евразиец", должны звучать так же гордо и уверенно, как слова "Я европеец" или "Я американец". С другой стороны, евразийство от всей души выступает за культурную и экономическую эмансипацию каждого народа и этноса евразийского пространства взятого в отдельности. По данному направлению, например, уже три года успешно работает Движение по Защите Прав Народов. Научная работа по сочетанию принципов союзно-идеологической целостности и развития национальной самоидентичности многочисленных больших и малых народов и выработка механизмов по их применении в реальных условиях должны стать главной задачей евразийского движения в области национальной политики.

2. Русско- (?) Евразийская цивилизация

Во-вторых, если уж говорить о существовании "евразийской цивилизации", то необходимо конкретизировать, какие у нее характеристики. Существует парадигма противопоставления "русско-евразийской" и просто "евразийской цивилизации".

По первому термину главное для определения "евразийскости" любого явления является ее соприкосновение к русской культуре. В данном понимании акцент ставиться на роль русского этноса в качестве естественного имперского народа и как стержня евразийской интеграции. Другие этносы, как узбеки, армяне и таджики, например, стали частью евразийской цивилизации лишь после того, как они вошли в состав Российской Империи. Они начали общаться на языке Пушкина и Толстого, учили труды Вернадского и Менделеева, участвовали в прорывных экономических и научных проектах Королева и Сталина. Данное определение евразийской цивилизации, прежде всего, верно в отношении религии. Ислам и буддизм исповедоваемые народами евразийского пространства явно отличаются от ислама и буддизма исповедоваемые в остальных регионах света. Под воздействием русского мироощущения их с православием объединяет особая духовность и одновременно с этим высокая степень терпимости и светскости.

Второй термин не привязывает суть евразийской цивилизации к какому-либо определенному этносу, а делает упор на климатические (например, температурные особенности), географические (степное, лесное и тундровое пространство от Бреста до Владивостока) и общеисторические предпосылки евразийской общности. Так, по Гумилеву, народы евразийского пространства уже четырехкратно объединились в единые державы под предводительством разных культур:
Скифская культурная общность (XIII в. - II в. до н.э.)
Тюркские каганаты (434 - VI в. н.э.)
Монгольская империя (1206 - 1369)
Российская Империя (1721 - 1991)

Нурсултан Назарбаев, самый видный из ныне живущих евразийцев, дополнял шкалу Гумилева, выдвигая мнение, что пятое и окончательное объединение евразийского пространства должно происходить благодаря совместным усилиям взаимоуважающих народов нашего пространства, основанное на принципах равноправия всех государств-участников Евразийского Союза быть "лидером в процессе интеграции".

Проблема определения сути евразийской цивилизация стол важна, так как затрагивает такие вопросы как: Русский народ - государствообразующий или один из равных? Роль России в евразийской интеграции - старший брать или равноправный партнер? И т.д. ...

Вперед, к работе!

Решение высшее изложенных проблем по адаптации и развитию великих заветов Гумилева должно стать первоочередной задачей современных евразийцев, которые продолжают ту устремленную в будущее энергию и мысль, позволяющую евразийскому многонациональному и многоконфессиональному народу строить Большое Государство, экономически процветающее и готовое распространить по космосу принципы любви и правды.

Юрий Кофнер, председатель Клуба Евразийской интеграции МГИМО (У)

Литература:
Вернадский Г.В. Евразийство: декларация, формулировка, тезисы. Прага. 1932 г.
Гумилев Л.Н. "Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого". Ленинград. 1990 г.
Гумилёв Л.Н. "Евразийская хроника". Ленинград. 1989 г.
Гумилёв Л.Н. "Этногенез и биосфера земли". Ленинград. 1990 г.
Кофнер Ю.Ю. "Русская философия: Очерк классического евразийства". 2010 г. / http://www.mesoeurasia.org/archives/2915
Перова М. "Евразийство Назарбаева". 2011 г. / http://www.mesoeurasia.org/archives/3631
Савицкий П.Н. "Евразийство как историческая замысел". Прага.1927 г.
Савицкий П.Н. "Географические и геополитические основы Евразийства". Прага. 1933 г.
Трубецкой Н.С. "Исход к Востоку". Прага. 1921 г.

_________

[1] "Евразия" или "евразийская цивилизация", в понимании евразийцев - это отдельный континент культурный внутри континента географического. Его контуры приблизительно совпадают с границами б. СССР.

[2] Из цитаты Н.А. Назарбаева: "Евразийская интеграция - это не возврат к временам СССР, мир изменился, изменились и мы". "Перспективы евразийской интеграции". Астана. 2004 г.


02.10.2011

http://www.peoples-rights.info/

Док. 667346
Опублик.: 11.11.13
Число обращений: 0

  • Кофнер Юрий

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``