В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор Александр Гусев: Заинтересованы ли США в создании системы европейской безопасности...? Назад
Профессор Александр Гусев: Заинтересованы ли США в создании системы европейской безопасности...?
После исчезновения СССР с политической карты мира и распад системы Варшавского договора, главной задачей НАТО становится не коллективная оборона, а участие Альянса в создании основ стабильной евроатлантической безопасности. Наряду с этим НАТО заявила о готовности реагировать на весь спектр международных кризисов и конфликтов, которые могут угрожать ее безопасности, а также способствовать прекращению конфликтов и постконфликтному восстановлению.
Североатлантический альянс стремится сейчас доказать свою необходимость, расширяя спектр выполняемых миссий и увеличивая как представительный состав, так и географический охват своей деятельности.
Новым и стратегическим направлением деятельности НАТО является сейчас выход в постсоветское пространство, с одной стороны, и строительство ЕвроПРО, с другой.
Новая стратегическая концепция НАТО принята на Лиссабонским саммите в ноябре 2010 года. Авторы концепции постарались не обойти ни одну из ключевых угроз, с которыми столкнется трансатлантическое сообщество в ближайшем будущем. При этом, в отличие от концепций 1991 и 1999 годов, коллективная оборона стран- членов НАТО, регулируемая 5-й статьей Вашингтонского договора, недвусмысленно поставлена на первое место среди приоритетных задач Альянса.
Этим НАТО фактически подтвердило свое расставание с теми иллюзиями о новой роли Альянса, которые существовали до терактов 11 сентября 2001 года.
Новая концепция фиксирует новый подход к созданию системы глобальной безопасности, которая теперь трактуется американцами весьма расширительно. Альянс должен реагировать на вызовы, которые не имеют чисто военного ответа, включая экстремизм, международный терроризм, морское пиратство и нелегальную миграцию.
В числе вызовов, стоящих перед странами-членами НАТО, упоминаются кибератаки, направленные против национальной безопасности стран НАТО и евро-атлантического пространства в целом, а также безопасность жизненно важных коммуникаций, транспортных и транзитных путей, от которых зависят международная торговля, энергетическая безопасность и процветание.
Новая стратегическая концепция по-прежнему провозглашает принцип "открытых дверей" в отношении всех европейских стран, которые разделяют ценности НАТО и готовы нести соответствующие обязательства. Однако о том, в каких направлениях теперь может расширяться НАТО, когда возможности такого расширения существенно уменьшились, документ умалчивает.
Правда, новая концепция в своем разделе о партнерских отношениях альянса, не забывает упомянуть об Украине и Грузии, об их отношениях с НАТО в рамках соответствующих комиссий, с учетом их "евроатлантических устремлений и ориентации".
Что касается возможностей создания системы европейской безопасности, то НАТО, безусловно, в этом заинтересовано.
Однако заинтересованность американцев заключается не в том, чтобы соблюсти интересы европейских стран, а позаботиться о расширении своих интересов в Европе, естественно под прикрытием НАТО. И об этом американцы говорят сейчас совершенно открыто и недвусмысленно давая понять своим партнерам, что сначала интересы США, а уже затем все остальные.
Не случайно же американцы все время подчеркивают то, какую финансовую помощь они оказывают Альянсу и что без их участия НАТО давно уже перестало бы существовать.
Сегодня, по их мнению, готовность вносить вклад в совместную оборону разная у США и стран Европы и эта тенденция, наверняка, будет только углубляться в будущем.
Так, генеральный секретарь НАТО А.Ф.Расмуссен, выступая на Мюнхенской конференции по проблемам безопасности, привел данные согласно которых за последние два года военные расходы европейских стран - членов НАТО сократились примерно на 45 млрд. долл, т.е. сумму, эквивалентную годовому военному бюджету Германии. Десять лет назад на США приходилось менее половины суммарных военных расходов НАТО, а сегодня эти расходы увеличились до 75 процентов и доля США продолжает увеличиваться с каждым годом.
По мнению А.Ф.Расмуссена, если европейские страны-члены НАТО будут недооценивать необходимость своего финансового вклада в формирование военного потенциала НАТО, то это серьезно уменьшит способность Альянса реагировать на новые угрозы, прежде всего, в самой Европе и отдалит создание европейской системы безопасности, о которой так часто говорят европейцы...

Профессор Александр Гусев в интервью радиовещательной компании "Голос России" http://rus.ruvr.ru/ 06.11.2013 года

Док. 667313
Опублик.: 08.11.13
Число обращений: 0

  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``