В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
`Новый социализм: каким он может быть?` Назад
`Новый социализм: каким он может быть?`
Постиндустриальное, информационное производство не противоречит основным базовым постулатам идеологии коммунизма, а напротив, предполагает их наиболее полную реализацию

Почти сто лет назад страна оказалась единой в стремлении к социализму. На выборах в Учредительное собрание более 90% голосов получили социалистические партии, разошедшиеся, правда между собой в том, как они видят социализм и каким путем предполагают к нему идти.

Три четверти века спустя элита (не народ!) от этого намерения открыто отказалась. И если ее представители сами и знают, какой они хотят в будущем видеть страну, то от самой страны они это явно скрывают.

Все последствия этого можно видеть во всей жизни России. Не зная куда и к чему идти вперед, элита все чаще ищет вдохновение в том, чтобы оправдать свои неудачи, уходя все дальше назад. Отсюда и архаика, и явная реакционность интеллектуальных устремлений: от лубочного почитания ненавистных народу царей до попыток замаскировать отсутствие внятной идеологии навязчивой пропагандой религии, на самом деле больше вредящей власти и ее дискредитирующей.

В тоже время и носители той идеологии, которая когда-то провозглашала идею создания справедливого общества, так и не сумели сегодня сказать, каким они видят это будущее общество сейчас.

Из четырех мировых идеологий к рубежу 21 столетия три - либерализм, консерватизм и национализм - представили свои "неоформы", так или иначе пытающиеся осознать реалии наступающего постиндустриального общества. На сегодня единственной идеологией, не предложившей миру свой новый проект, остается коммунизм, во многом травмированный поражением социализма в конце 80х-начале 90х годов 20 века. Само это поражение во многом оказалось связанным с отсутствием такого проекта, хотя на более глубинном уровне оно объясняется его внутренними противоречиями, в конечном счете, вытекавшими из его успешного развития в 20 веке.

Ранний социализм разрешил противоречия между трудом и капиталом. Обеспечил возможности развития общества, отказавшегося от частной собственности. Создал мощную систему планирования. Удивил мир темпами развития производства. Обеспечил комплекс социальных гарантий, казавшихся невозможными - право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, восьмичасовой рабочий день. Была создана уникальная система социальной демократии, ликвидирована эксплуатация человека человеком, открыта для каждого возможность доступа к достижениям культуры и науки.

Ранний социализм открыл дорогу развитию мощный производительных сил, создал плацдармы постиндустриального производства, колоссальный интеллектуально-личностный потенциал. Однако этот потенциал пришел в противоречие с индустриальным производством, в котором не было места его использованию и реализации. Это означало, что старый индустриальный социализм выполнил свою миссию и исчерпал возможности своего развития.

Разрешение этого противоречия требовало технологического прорыва, коренной реконструкции экономики и перехода к постиндустриальной фазе развития производства. Однако в девяностые годы, вместо этой стратегии прорыва в развитии производительных сил и возвышения их до уровня производственных отношений, была, по сути, принята стратегия опускания производственных отношений до старого уровня, обернувшаяся запуском механизма социального и исторического регресса, утверждения на территории СССР во многом даже не капиталистических, а докапиталистических отношений.

Однако постиндустриальное, информационное производство не противоречит основным базовым постулатам идеологии коммунизма, а напротив, предполагает их наиболее полную реализацию.

Основным аксиологическим постулатом коммунизма является признание человека и возможностей неограниченного творческого развития его личности основной ценностью, основным богатством общества.

В условиях капитализма эта возможность ограничивалась делением общества на имущих и неимущих, собственников и наемных работников. В условиях раннего, индустриального социализма она была ограничена самим уровнем развития производства, предполагавшего доминирования простого, инструктивного труда, превращавшего человека в придаток производственной и организационной машины.

Изначально коммунизм связывал конечное освобождение человека и обеспечение возможностей его развития не только с устранением частной собственности, превращающей большинство общества в людей, вынужденных посвящать свою жизнь экономическому обеспечению своего биологического существования, но с созданием на этой основе такого производства, при котором наука становится непосредственной производительной силой, а человек выводится из непосредственного процесса производства и становится над ним в качестве его организатора и контролера.

Переход в постиндустриальную фазу производства как раз и создает условия, при которых виды деятельности, не требующие от человека самостоятельного принятия самостоятельного принятия решения, в принципе от человека передаются технике, а за человеком остаются те виды, которые требуют такого самостоятельного принятия решений, то есть требуют сложной творческой деятельности.

Это означает, что за счет перемещения человека в сферу производства информации, новых знаний и технологий число занятых в непосредственном материальном производстве, пусть даже в качестве его организаторов и контролеров, сокращается примерно до одной десятой всех занятых, тогда как остальные оказываются задействованы в эвристической творческой деятельности, в производстве нового знания, становящегося основным производственной силой.

С развитием таких форм производства сегодня, в основном связано относительное процветание и относительная устойчивость ведущих капиталистических стран. Однако в них постиндустриализация производства носит лишь частичный характер, при котором сложные и высокооплачиваемые виды труда достаются населению этих стран, а более примитивные виды деятельности, не требующие столь высокой оплаты, передаются в остальные регионы мира. Результатом этого является раздел мира на процветающие постиндустриальные страны и обслуживающую их периферию, к которой относится большинство человечества.

В отличие от такой организации, постиндустриальный социализм предполагает полную постиндустриализацию, перевод всего производства в новую эвристическую фазу, в принципе обходящуюся без превращения человека в придаток производства.
Это общество, в котором на место всеобщей конкуренции приходит всеобщая кооперация и сотрудничество, на место изолированного владения средствами производства - совместное владение, на место труда, как способа обеспечения себя продуктами пропитания - труд, как способ творческой самореализации личности. Основным производителем общественного богатства вместо гигантов индустрии становятся центры производства знания - мультиверситеты. Основной экономической доминантой вместо владения финансовым капиталом становится владение информацией.

На место экспорту сырья и продуктов его переработки приходит экспорт знания, технологий и культуры. Власть и собственность переходит от носителей финансового капитала и бюрократических структур к производителям знания и технологии. А поскольку в условиях полной постиндустриализации именно в этих видах деятельности сосредоточено все население - в полной мере исчезает имущественная и экономическая дифференциация общества.

Человек вместо исполнения роли средства производства и его придатка возвышается до роли демиурга, творца, освобожденного от необходимости посвящать свою жизнь исключительно обеспечению своего пропитания и имеющего возможность превращать ее в процесс творения самих условий существования мира и цивилизации. В этом смысле постиндустриальный социализм - это республика творцов, республика демиургов, т.е. республика "поэтов, инженеров и ученых".

В экономическом плане он подразумевает отказ от частной собственности на основные средства производства с сохранением своего рода "проектной собственности" - права на разработку и реализацию творческих проектов, направленных на развитие общества при ответственности создателя проекта за его реализацию. Она предполагает отказ от рыночных форм организации, т.е. переход от производства ориентированного на возможную коммерческую выгоду к производству, подчиненному удовлетворению осознанных потребностей общества. На место конкуренции продуктов производства приходит конкуренция творческих проектов граждан.

В политическом плане он предполагает систему профессионального и корпоративного самоуправления выстроенного снизу вверх, когда основным политическим и представительным органом становятся профессиональные и корпоративные Советы специалистов, в своей единой системе обладающие безусловным приоритетом над исполнительными структурами, точнее - сами исполнительные структуры из особой ветви власти превращаются в рабочие органы представительных органов.

Система организации представительной власти дополняется и ограничивается организацией форм прямой демократии, основанной на безусловном допуске всех граждан ко всему объему управленческой, политической, экономической и профессиональной информации и системе профессиональных, местных и общегосударственных референдумов через единую информационную национальную электронную сеть.

Поскольку творческий и профессиональный потенциал личности приобретает характер основной производительной силы, возможность творческого развития рассматривается не только как право личности, но как обязанность общества по отношению к личности.

Это предполагает, что каждому гражданину гарантируется не только общепринятый отпуск для восстановления его сил, но регулярный творческий отпуск, не уступающий по размерам основному, для профессионального самосовершенствования, а так же - профилактический оздоровительный отпуск для регулярного медицинского обследования и профилактического лечения.
Высшее образование становится всеобщим и обязательным, охватывая не только традиционные для него сферы подготовки специалистов умственного труда, но и сферу сохраняющегося физического труда с эвристическим содержанием. При этом образование и здравоохранение рассматриваются как базовые, основные сферы общественного производства, оплата в которых изначально существенно превышает средний уровень доходов по стране.

Система стимулирования труда выстраивается на трех уровнях:

- первый: текущая оплата труда, покрывающая стоимость рабочей силы, включая затраты на поддержание жизни, достойный уровень досуга человека, средства его личного саморазвития и интеллектуального совершенствования;
- второй: оплата общественной итоговой эффективности его деятельности по результатам того или иного этапа осуществления общественно-значимого проекта, в котором задействован данный человек;
- третий: стимулирование труда предоставлением более сложных видов деятельности, что рассматривается как основное и по ходу накопления общественных богатств начинает играть все большую роль.

В национально-государственном плане общество имеет форму единого Союзного государства с широкой автономией регионов и местного самоуправления, производство и экономика которого регулируются в рамках совместно принимаемых общих проектов союзными научными и производственными структурами, состоящими из представителей корпоративных и профессиональных Советов и лиц, обладающих высшими достижениями в профессиональной сфере.

Альтернативные общенациональные проекты, в зависимости от ох значимости, принимаются на основе профессиональной и научной экспертизы отраслевыми учеными советами, на профессиональных референдумах или в ходе общенародных референдумов.

Граждане страны составляют единую нацию при сохранении теми или иными образующими ее составными своих культурных особенностей и традиций, по мере взаимопроникновения и взаимообогащения друг друга тяготеющими к все большей культурной интеграции и образованию единой многообразной культуры.

Территориальная целостность страны в рамках границ Советского союза подлежит поэтапному разноскоростному восстановлению на основе свободного волеизъявления граждан самопровозглашенных на этом пространстве государств. Союзные органы власти реинтегрированных территорий оказывают народам этих государств культурную, информационную и политическую помощь в осуществлении своего права на национальное самоопределение в форме добровольного воссоединения в рамках Союзного государства. Сепаратизм и проявления межэтнической розни рассматриваются как тягчайшее преступление и пресекаются всей политической мощью реинтегрированных народов.

Союзное государство открыто для добровольной интеграции в него других народов и стран. В отношении с последними, общество постиндустриального социализма проводит политику экспорта новых знаний, технологий и культурных достижений, с учетом их культурных традиций и национальной специфики содействую освоению ими его культурных, социальных и цивилизационных достижений, рассматривая, в качестве конечной перспективы устранения разобщенности и национальной изолированности народов мира, интеграции их в не стесняемое государственными границами единое общество планеты, достижения ими фазы полной постиндустриализации производства.

Читать полностью: http://www.km.ru/spetsproekty/2013/11/06/istoriya-khkh-veka/724696-novyi-sotsializm-kakim-mozhet-byt

Док. 667306
Опублик.: 08.11.13
Число обращений: 0

  • Черняховский Сергей Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``