В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Варвара Черкасова: Телевидение и интернет как каналы формирования политического сознания граждан Назад
Варвара Черкасова: Телевидение и интернет как каналы формирования политического сознания граждан

Варвара Черкасова: Телевидение и интернет как каналы формирования политического сознания гражданВ.П. Черкасова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации. 119454, Россия, Москва, просп. Вернадского 76.

Автор рассматривает специфику и перспективы развития таких каналов медиаманипулирования как телевидение и Интернет. Основное внимание уделено характеру и потенциалу воздействия этих каналов информации на общественное и политическое сознание граждан. Телевидение и Интернет - это антагонисты: если Интернет двусторонен, интерактивен, учитывает механизм обратной связи, учит взаимодействию, позволяет, как потреблять информацию, так и создавать ее, то телевидение односторонне, однонаправленно, не рассчитано на ответ и учит лишь слушать.
Автор полагает, что Интернет - это стремительно растущая сила и что в будущем ее ожидают существенные изменения, связанные как с развитием новых способов контроля поведения граждан и их настроений со стороны властей, так и новыми возможностями граждан оказывать сопротивление попыткам власти манипулировать их мнением. Вместе с тем Интернет пока доступен не всем, что снижает потенциал его политического воздействия. Что же касается ближайшей перспективы, то телевидение по-прежнему останется важнейшим каналом формирования политического сознания граждан, хотя в будущем эта роль, очевидно, будет постепенно снижаться. Говорить о том, что Интернет вытеснит и заменит телевидение в России, пока также преждевременно. Качественный высокоскоростной Интернет сначала должен стать доступным каждой российской семье.

Ключевые слова: медиаманипулирование, политическое сознание, формирование общественного создания, телевидение, Интернет.


Список литературы
1.    Number of Internet users worldwide reaches 2 billion, 2011, January 26. - URL: http://www.physorg.com/news/2011-01-internet-users-worldwide-billion.html
2.    MacDonald J.F. One nation under television: The rise and decline of network TV. New York, Pantheon Books Publ., 1990. URL: http://jfredmacdonald.com/onutv/nationalculture.htm
3.    Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры" Института экспериментальной социологии, 2002. С.26.
4.    Телевидение -главное оружие избирательных кампаний // ВЦИОМ. - Пресс-выпуск N 657, 2007. URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=4248
5.    Лебедев П. Медийные предпочтения населения: Интернет теснит телевидение // Доминанты. N16. С. 60-61. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d16lp.pdf
6.    Gruenwedel E. Deloitte: 71% of Americans still prefer watching TV. 2011. February, 1. - URL: http://www.homemediamagazine.com/research/deloitte-71-americans-still-prefer-watching-tv-21852
7.    Morales L. In US Confidence in Newspapers, TV News remains a rarity // GALLUP, 2010. URL: http://www.gallup.com/poll/142133/confidence-newspapers-news-remains-rarity.aspx
8.    Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. С.26.
9.    Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003. С.125-126.
10.    Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М.: Академический проект, 2009. С.357.
11.    Azeem I. We shouldn`t Judge Leaders by Values of Hollywood // The Scotsman. - 2009. - October, 27. URL: http://belfercenter.ksg.harvard.edu/publication/19646/we_mustnt_judge_leaders_by_values_of_hollywood.html?breadcrumb=%2F
12.    Соловьев В.Р. Манипуляции: Атакуй и защищайся. М.: Эксмо, 2011. С.26.
13.    Дондурей Д. Элиты не протестуют против доходов от падения морали. // Новая газета. 2010. N141. 15 декабря. С.20.
14.    Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. - С.320.
15.    Белл Д. Социальные рамки информационного общества. // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. С. 330-342. - URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0klass--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz 125110&a=d&c=klass&cl=CL2.1&d=HASHc7c3dc971e598b39e2c6ec
16.    Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильяме, 2004. С.397.

Черкасова Варвара Петровна-аспирант кафедры политической теории МГИМО(У) МИД России. E-mail: varv.cherkassova@gmail.com

Текст статьи см.: www.vestnik.mgimo.ru

Док. 667194
Опублик.: 04.11.13
Число обращений: 0

  • Кара-Мурза Сергей Георгиевич
  • Соловьев Владимир Рудольфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``