В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Основные проблемы взаимодействия России и Белоруссии в рамках союзного государства Назад
Вячеслав Лапидус: Основные проблемы взаимодействия России и Белоруссии в рамках союзного государства
Проблема построения Союзного государства Белоруссия-Россия остается наиболее важной с политической, экономической и военной точек зрения. Никакие внутренние и международные события, какими бы острыми и драматическими они ни были, не могут отодвинуть или приглушить проблему формирования Союзного государства. Этому есть объективные причины, основными из которых являются следующие:

Политический аспект проблемы. В целом процесс интеграции на постсоветском пространстве и между Россией и Белоруссией не может рассматриваться вне важнейших мировых процессов. Прежде всего, это происходит на фоне осуществляемых в глобальном масштабе интеграционных процессов. В этой связи интеграция, прежде всего в политической сфере, выступает единственно надежным противовесом "глобальному наступлению" с целью построения однополярного мира и одновременно средством обеспечения безопасности, в том числе стран, идущих на создание интегрированных объединений.

Если смотреть на происходящие в постсоветское время процессы на территории бывшего СССР, то можно констатировать, что сама жизнь установила важнейший приоритет, как для России, так и для Белоруссии: союз двух государств. Он обеспечивает сохранение белорусской национальной идентичности, безопасность в политической, экономической и духовной сферах жизни Республики Белоруссия, является предпосылкой поступательного развития Белоруссии в системе современных международных отношений.

Создание Союзного государства открывает весьма широкое поле для интеграционных процессов не только между Россией и Белоруссией, но и в целом на постсоветском пространстве.

Это во многом объясняет незатухающую политическую борьбу вокруг всего комплекса вопросов российско-белорусских отношений как внутри России и Белоруссии, так и на международной арене. При этом необходимо четко определить, что нынешняя интеграция - это не механическая реанимация инфраструктуры СССР, а принципиально, качественно новое явление, учитывающее и опирающееся на новые экономические, военные, политические, духовные реалии современного мира.

Экономический аспект проблемы. Экономический аспект проблемы интеграции России и Белоруссии является с содержательной точки зрения ведущим. От полноты его решения будут зависеть в немалой степени темпы и формы политической интеграции. В этой сфере отношений между Россией и Белоруссией за последние годы произошли и продолжают происходить значительные, объемные изменения.

Исходные условия, сформировавшиеся еще в советский период, и новые реалии (потребность в использовании белорусской транспортной и внешнеторговой инфраструктуры, увеличении емкости внутреннего рынка) обусловили взаимную заинтересованность России и Белоруссии. При этом в условиях асимметричной зависимости ими была сделана попытка перейти к горизонтальной интеграции и, что не менее парадоксально, при асинхронности проводимых реформ, применить рыночно - институциональную с усилившимися позднее элементами дирижизма концепцию. Она предполагала вариацию функционального метода европейской интеграции, когда приоритетны социально-экономические задачи. Установление Договором 1999 г. предметов ведения Союзного государства с определением исключительного ведения Союзного государства и совместного ведения Союзного государства и государств- участников закладывало основы внедрения коммунитарного метода, характерного для ЕС.

Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с переходом к Единому экономическому пространству (ЕЭП) и, в дальнейшем, к экономическому союзу позволяет не только преодолеть тенденции дезинтеграции постсоветского пространства, но и существенно улучшить условия для развития государств-членов на новой технологической основе. Экономики объединившихся в Таможенный союз государств Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) органично дополняют друг друга и объединены множеством воспроизводственных контуров. К примеру, в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России.

Многочисленными кооперационными нитями соединены экономики России и Казахстана. Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Разрыв технологических связей между предприятиями, состоявшими в производственных и научно-производственных объединениях, повлек утрату их способности к производству и совершенствованию технологически сложной продукции, требующей развитой глубокой кооперации. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение НИОКР и обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии.

По различным оценкам, около половины из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства произошло из-за разрыва кооперационных связей вследствие распада единого народнохозяйственного комплекса.

При этом наибольшие разрушения произошли в машиностроении и других высокотехнологических отраслях экономики.

Сегодня, когда Россия и другие государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства стало объективной необходимостью.

Актуальность интеграции усиливается но мере углубления глобального экономического кризиса - расширение и диверсификация экономического пространства становятся важным фактором повышения устойчивости и расширения возможностей для развития объединяющихся национальных экономик.

Вместе с тем, несмотря на очевидную экономическую целесообразность формирования Таможенного союза и ЕЭП, в каждом из государств-членов были свои оппоненты этому процессу, который вызвал отрицательное отношение и у наших влиятельных западных соседей - ЕС и США. Противодействие интеграции носило, как правило, скрытые формы, лишь изредка выливалось в публичные акции, самой заметим из которых стали открытые обращения ряда деятелей национальной культуры к Президенту Казахстана. Но если некоторых представителей гуманитарной интеллигенции беспокоили вопросы сохранения национального суверенитета, которые были легко решены на основе конституционного права, то сопротивление коррумпированной част бюрократии, паразитирующей на пограничных барьерах, а также влиятельных зарубежных "экспертов" носило скрытый и весьма изощренный характер.

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, в 10-летней перспективе составит примерно 500 млрд долл. Согласно результатам экономико-математического моделирования ожидаемого макроэкономического эффекта, формирования ЕЭП по модели межотраслевого баланса, он даст дополнительно около 15% прироста BBП.

Любопытно, что эксперты Мирового банка пытались доказать обратное - что создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС повлечет ухудшение возможностей дли развития государств-членов, пользуясь при этом схоластическими и не отражающими реальность моделями. При этом основанные на моделировании реальных экономических процессов оценки, которые делают наши коллеги в экономических институтах в Киеве, в Минске и в Астане, подтверждают результаты Российской академии наук.

Речь идет о возможностях повышения в среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5-2 раза за счет восстановления кооперационных связей и общего экономического пространства. Этого не хотят признавать в Вашингтоне в силу сохраняющегося синдрома страха перед восстановлением.

Результаты вариантных расчетов макроструктурной межотраслевой модели показали, что развитие экономической интеграции стран СНГ является важным дополнительным фактором экономического роста и создает значительные дополнительные возможности для преодоления сложившейся топливно-сырьевой направленности экономики. Ускорение развития обрабатывающих отраслей промышленности, продукция которых, как правило, неконкурентоспособна на западных рынках, возможно лишь при условиях форсированного создания общего внутреннего рынка на постсоветском пространстве.

Прогнозировавшая еще до глобального финансового кризиса высоким эффективность создания ТС и ЕЭП была подтверждена на практике первыми греми годами функционирования Единой таможенной территории.

Объем взаимной торговли в рамках Таможенного союза увеличился в прошлом году почти в полтора раза. При этом взрывной рост взаимной торговли наблюдается в приграничных территориях, а также между Беларусью й Казахстаном, которые ранее были разделены двумя таможенными границами. Таким образом, во многом успешное завершение создания ТС в установленные сроки способствовало смягчению последствий кризисного сокращения международной торговли в период глобального кризиса и существенно улучшило условия посткризисного восстановления экономики.

Работа по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС велась в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, этапами и сроками формирования единой таможенной территории Таможенного союза, Планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза и другими решениями Высшего органа Таможенного союза - Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств и правительств.

К настоящему времени выполнены все актуальные мероприятия Плана действий.
Завершены предусмотренные Этапами и сроками мероприятия. Сформирована договорно- правовая база и институциональная структура Таможенного союза, создана единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведения согласованной политики в области технического регулирования, применения мер санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. В основном завершен План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. В полтора раза увеличились поступления в доходы бюджетов государств-членов Таможенного союза от импортных пошлин, взимаемых в "общий котел" и распределяемых в соответствии с установленным критериями.

Сконцентрировав полномочия по регулированию внешней торговли в КТС и сняв таможенный контроль на своих межгосударственных границах, государства-члены ТС быстро двинулись по пути интеграции, унифицируя все виды пограничного контроля движения товаров. Вслед за таможенным, на межгосударственных границах был упразднен санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль, введены единые нормы технического регулирования. Сразу же после завершения формирования единой таможенной территории эти государства приступили к созданию Единого экономического пространства, введя с 1 января 2012 года базовый пакет соглашений, устанавливающий нормы регулирования общего рынка не только товаров, но и услуг, труда и капитала. Одновременно было объявлено о формировании Евразийского экономического союза.

Согласно уже принятым и внедренным на всей единой таможенно территории решениям, были устранены таможенные и технические барьеры во взаимной торговле, а также иные ограничительные меры экономического характера, включая таможенные пошлины, защитные и эквивалентные им меры. Тем самым был сформирован общий рынок товаров.

Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям-резидентам Сторон в оказание услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности, устранение организационных монополи и гармонизацию национального законодательства.

Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности.

Для достижения поставленных целей предполагается сформировать процедуры стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития государств, предусматривающие выбор и реализацию общих приоритетов, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ. При этом процедуры разработки этих программ и контроля за их выполнением должны быть максимально упрощены. Планируемый переход к согласованной макроэкономической политике предусматривает установление общих ориентиров по основным макроэкономическим показателям, включая уровень инфляции, ставку рефинансирования, дефицит бюджета.

Создание ТС тремя ведущими государствами СНГ дало мощный импульс активизации интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. О желании присоединиться к ТС заявило руководство Киргизии.

В октябре 2011 года было, наконец, подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. В дополнение к нему государства-члены ТС, установили отношения свободной торговли с Сербией и Черногорией. Перед историческим выбором встала Украина, намерения руководства которой перейти к отношениям свободной торговли с ЕС вошли в конфликт с объективной ориентацией ее экономики на интеграцию с ТС.

Создание Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС происходило с беспрецедентной для интеграционных процессов скоростью. В какой-то степени она была реакцией на полутора десятилетнее "топтание на месте", в течение которого принимались громкие декларации о создании различных объединений, после которых ничего не происходило. Для того, чтобы запустить, наконец, интеграционный процесс главами государств и правительств были приняты перечисленные выше планы и создан первый на постсоветском пространстве наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза. Эффективность и скорость создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России во многом были достигнуты за счет двух сущностного свойства его наднационального органа. С одной стороны. Комиссия ТС - это орган, решения которого были обязательны для исполнения на территории всех трёх государств. С другой стороны, она работала строго по инициативам национальных правительств. То есть, с точки зрения подготовки и принятия решений. Комиссия действовала как межгосударственный орган - наднациональный по форме и межгосударственный по содержанию своей работы.

Основная часть мероприятий по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП была проведена в 2010-2011 годах. В дальнейшем, до 2016 года, планируется подготовить и принять 5 международных договоров и 25 документов КТС. При этом основная тяжесть работы должна быть перенесена на адаптацию национальных законодательств к законодательству ЕЭП, которая будет осуществляться силами национальных правительств и парламентов.

Необходимым условием успешного развития в условиях глобального экономического кризиса и финансовой турбулентности является создание системы стратегического планирования развития ЕЭС, включающей долгосрочные прогнозы, среднесрочные концепции и стратегии торговой, промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической политики, основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и налоговой политики, а также межгосударственные программы и планы мероприятий по их реализации. Можно было бы разработать и утвердить систему стратегического плана развития ЕЭС и программ его реализации на 2015-2025 годы.

В дальнейшем возможно было бы формирование единой платежной системы, общего финансового рынка ЕЭС с приданием рублю статуса резервной валюты ЕЭС, а также придание наднациональному органу международной правосубъектности в торгово - политических вопросах, включая предоставление полномочий на ведение международных переговоров по торгово-экономическим вопросам с подписанием международных договоров от имени Союза.

Военный аспект проблемы. Военный аспект проблемы из всех трех указанных проблем оказался наиболее успешно решаемым. Объяснение этому кроется в ряде важных причин:

Во-первых, изменение геополитического положения России и особенно Белоруссии после распада СССР повлекло за собой усложнение положения этих стран. Совершенно по-новому в этой ситуации встала проблема обеспечения обороноспособности и России, и Белоруссии. Сама ситуация подталкивала руководство этих стран к поиску конкретных форм взаимодействия в целях укрепления обороноспособности обеих стран.

Во-вторых, задача облегчалась тем, что военные инфраструктуры России и Белоруссии идентичны, так как своей основой они имеют бывшую единую систему ВС СССР. Не надо забывать, что в России, Белоруссии и Украине сосредоточилось почти 95% военных специалистов бывшей советской армии и около 90% военного потенциала СССР. В силу этого на постсоветском пространстве окончательно сформировались и обладают определенным уровнем боеспособности только три армии - российская, белорусская и украинская.

Тем самым сохраняются условия не только для военного взаимодействия, но и для военной интеграции, конечно, при условии принятия политических решений по этой проблеме. В этом вопросе проявляется диалектическая связь: политические решения открывают дорогу для военной интеграции, а развитие отношений взаимодействия и объединения военных усилий по различным направлениям подталкивает, способствует более активным действиям по принятию политических решений в рамках объединения двух стран в Союзное государство.

В-третьих, когда противники объединения (интеграции) отрицают необходимость военной интеграции, они или "забывают", или сознательно искажают реальную действительность. А она такова, что после распада СССР западные области России (Смоленская, Брянская, Тверская, Псковская) стали передовыми рубежами, а вокруг России идет активное наращивание позиций НАТО, что создает весьма сложную обстановку. При объединении двух стран Белоруссия становится передовым рубежом Союзного государства, с позиций которого при непосредственном контакте с территориями натовского влияния возможно более эффективное с точки зрения обеспечения обороноспособности двух объединяющихся государств отслеживание, контроль за процессами непосредственно вблизи Союзного государства. Это взаимовыгодный процесс, так как для России - это удаление ее передовых рубежей, для Белоруссии - повышение уровня ее обороноспособности на основе единых вооруженных сил и единой системы обороны Союзного государства.

Весьма тесно к вопросу об обороноспособности примыкают вопросы обеспечения безопасности - политической, экономической, экологической, технологической и иной - для обоих государств. Поэтому далеко не случайно взаимодействие двух стран в вопросах охраны границ, борьбы с террором, борьбы с преступностью во всех ее видах и формах приобрело с 1996 года (провозглашение цели создания Союзного государства) довольно значительный объем и масштаб.

Таким образом, сфера обороноспособности и безопасности оказалась наиболее динамично развивающейся и, несмотря на имеющиеся противоречия в политической и экономической областях, имеет явную тенденцию к расширению и углублению взаимодействия.

В области обеспечения безопасности и внешней политики присутствуют стратегические интересы РФ ж РБ. Для России ключевое значение имеет геополитическое положение Белоруссии, которое предоставляет благоприятные возможности не только в экономическом (коммуникации, транзит), но и в военно-политическом смысле: 1) для противодействия формированию системы стран "Сообщества демократического выбора"; 2) для создания форпоста обороны как России, так и ОДКБ на западном направлении, учитывая размещение на белорусской территории первого эшелона противоракетной обороны и вступление приграничных с РФ и РБ стран в НАТО.

Для Белоруссии, на наш взгляд, более важна внешнеполитическая поддержка России, особенно в условиях фактической международной изоляции. К важнейшим направлениям военно-политической интеграции РФ и РБ можно отнести: 1) концептуальное обоснование и нормативно-правовое закрепление основных принципов создания единого оборонного пространства; 2) создание российско-белорусской группировки и согласование основных вопросов ее функционирования; 3) подготовку к образованию Единой региональной системы ПВО; 4) проведение совместных учений ("Щит Союза - 2006"), где речь идет уже о едином оперативном управлении; 5) кооперацию белорусских предприятий с оборонно-промышленным комплексом России (межгосударственная российско-белорусская ФПГ "Оборонительные системы").

Разумеется, осуществление стратегических задач невозможно без координации действий России и Белоруссии в сфере внешней политики. Внешнеполитические приоритеты РФ и РБ определяются в Программе согласованных внешнеполитических действий, на заседаниях совместной коллегии МИДов РФ и РБ, в ходе межмидовских консультаций. Главными направлениями признаны развитие сотрудничества в рамках СНГ (обеспечение мира и стабильности), ЕврАзЭС, ЕЭП и линия на развитие и укрепление ОДКБ. Предусматривается координация действий в области международной безопасности. В то же время, ввиду отмеченных сложностей, вероятнее всего сочетание попыток диверсификации внешней политики обоими государствами.

Док. 666889
Опублик.: 21.10.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``