В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Закат общества потребления Назад
Закат общества потребления
Заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов Андрей Коротков - о кризисе доверия и обществе потребления, а также о том, как эти явления связаны с "арабской весной" и протестами в Великобритании.

Злость и растерянность - вот самые сильные чувства, которые владеют сегодня умами отечественных и международных инвесторов. Злость на тех, кто обещал бескрайние денежные пастбища, обернувшиеся загоном для холощения. Растерянность, связанная с кризисом доверия: как превратить во что-то осязаемое нули и единицы на мониторах компьютеров, совокупность которых сегодня принято называть электронными деньгами?

То, что переживают сегодня мировые рынки, является типичным кризисом доверия. Человеческая цивилизация, мировая и отечественная финансовая система, вся наша жизнь основаны на доверии, и именно доверие стало в последние дни самым привлекательным товаром и большим дефицитом.

Что такое современные деньги? Это договоренность между участниками о том, что нечто эквивалентно чему-то. Бусы, раковины, бумажные банкноты, нефть в танкерах и зерно на элеваторах, единицы и нули на экранах мониторов - все это элементы договоренностей, основанных на взаимном доверии. Когда стороны начинают шельмовать, возникает кризис доверия и вытекающие из него неприятные последствия.

Более 10 лет назад европейские страны, объединившиеся в зону единой валюты, договорились о правилах формирования своих бюджетов. Подписали бумаги о том, что долги и инфляция не должны превышать некоторых пределов. Они доверяли друг другу и не предусмотрели ни механизмов контроля, ни карательных мер на случай нарушения кем-то единых для всех правил. Сегодня былое доверие ушло, и на лицах европейских лидеров вместо улыбок мы видим злость и растерянность.

США в течение десятилетий является не только производящим лидером мировой экономики, но и крупнейшим ее должником. Пока существует вера в экономическую мощь лидера и есть надежда на то, что США за все заплатит, - механизм работает. Но вот сегодня вера пошатнулась: а что, если Америка не сумеет рассчитаться с долгами? Не администрация президента Обамы придумала "правила игры", но нынешний президент может стать жертвой неверно сформулированных правил.

Бизнес интернационализировался - сегодня экономика некоторых транснациональных холдингов превосходит по размерам экономики большинства отдельно взятых стран. Но эти транснациональные гиганты действуют по современной "западной" модели, и их деятельности присущи все пороки модели потребления.

Какими бы эпитетами ни характеризовали современное общество - постиндустриальное, информационное, основанное на знаниях общество, - самым обобщающим определением будет "общество потребления". В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в семь раз. Статус человека в современном обществе, как правило, определяется тем, как много он потребляет, будь то продукты питания, вещи, услуги. Даже образование и сами знания обратились в ходовой товар, за который надо платить все больше и больше. Появились лидеры "новой экономики", ничего не производящие сами и торгующие знаниями и услугами. По таким же критериям в заничительной степени определяется статус компании или корпорации. Пока тебе доверяют, никто не спрашивает, сколько ты должен. Будучи должником-миллиардером, ты можешь даже фигурировать с списках богачей, составляемых известными журналами.

В звоне бьющихся витрин в лавках британских пригородов, также как и в молодежных протестах "арабской весны", явно слышно несогласие молодых с предлагаемой им моделью построения жизни, где экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие социальные слои. Молодежью сегодня движет все то же недоверие - к старшим, к властям, к СМИ, к политикам. Монополия на знания, модель получения образования, навязывание жизненного пути - вот против чего выступает молодежь. Скоро молодые люди обретут своих политических лидеров - и мы услышим их голоса.

Падение индексов покупательской активности, который фиксируется в большинстве стран, является плохой новостью для флагманов промышленности, ориентированной на потребителей. Но это же является и хорошей новостью для тех, кто пытается реформировать общество потребления, изменить траекторию развития современного общества.

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.


Эксперт МГИМО: Андрей Коротков

http://www.mgimo.ru/

15.08.2011

Док. 666767
Перв. публик.: 15.08.11
Последн. ред.: 16.10.13
Число обращений: 0

  • Коротков Андрей Викентьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``