В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экономист Андрей Кобяков: `Запад шлет нам советчиков для третьего мира` Назад
Экономист Андрей Кобяков: `Запад шлет нам советчиков для третьего мира`
Известный экономист и публицист - о сотрудничестве России с западными институтами
Нас все время учат, что нам делать, как лечить свою экономику. И пока мы следовали рецептам советчикам из МВФ, нам, как лосю из анекдота, который "все пил, а становилось все хуже", тоже не здоровилось. Последние годы МВФ отошел на второй план, но появились советчики и консультанты из числа крупных представителей частного сектора. О перспективах этого сотрудничества "КП" рассказал постоянный член "Изборского клуба", экономист и публицист Андрей Кобяков.
КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА
- Андрей Борисович, недавно прошло сообщение о том, что банк Goldman Sachs займется исправлением международного имиджа России, и за три года этой работы получит не более 500 тысяч долларов...
- Вы ничего не путаете? Работа над инвестиционной репутацией должна стоить, как минимум, на три нолика дороже. А тут, извините, сумма по цене неплохой двухкомнатной квартиры в Москве или плохонькой трешки на окраине.
- Нет, не путаем, сами удивляемся.
- Не буду называть людей, которые мне в свое время рассказывали, как один работавший в то время и сейчас работающий в России швейцарский банк оказывал подобные услуги компании ЮКОС и лично Ходорковскому за 350 млн. долларов вознаграждения. Отсюда, кстати, и росли ноги всех комментариев об удивительной открытости этой компании, о том, что она лучше других ведет бухгалтерию, и так далее. А после уже вскрылись неуплаченные налоги на десятки миллиардов долларов. Я думаю, что государство российское не меньше ЮКОСа.
- Возможно, Goldman Sachs как раз срочно нужна трешка в Братеево. Речь не об этом. У Goldman Sachs репутация, по-моему, вообще ниже плинтуса.
- Это стандартно, что репутацией других занимаются люди совсем без репутации. Профессия пиарщика не предусматривает, что у него есть какая-то собственная. Недавно рассказали анекдот о том, как Моисей в пустыне уже несколько десятилетий водит народ и не знает, что дальше делать. Тут прискакивает к нему с иголочки одетый, в костюме-тройке с итальянским галстуком молодой человек и говорит: все знаю, подойдите к морю, расступится, проведете народ. Моисей спрашивает: вы можете гарантировать? - Нет, гарантировать, что море расступится, не могу. А вот публикацию в Ветхом завете...
Мы имеем дело со странным заблуждением, что какие-то рейтинги, какие-то кривые зеркала, в которых мы отражаемся, мы должны вот этим сейчас заниматься. Не поправкой настоящего инвестиционного климата в стране, не заботой о собственном предпринимателе, не реальным сектором экономики, а тем, что нам скажет по этому поводу доклад Мирового банка, в рейтинге которого мы стоим ниже Нигерии. Само по себе бредово, что мы ниже Нигерии. Тем не менее, сколько тратится усилий и государственных средств, чтобы поправить положение России в этом рейтинге. Никого не интересует реальное положение вещей. Интересно - как я смотрюсь в зеркале. Вот это меня пугает.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ - ЭТО ЮМОР И САТИРА
- А почему мы, раскрыв рот, смотрим на Запад и ждем от него помощи?
- Я еще с горбачевской перестройки воюю, что надо искать свой собственный путь. И все успешные реформы всегда опираются на собственные ресурсы и силы. Даже в маленьком Сингапуре была преимущественно опора на собственные силы. А уж что говорить тогда про крупные страны. Вспомните откуда эти слова, что заграница нам поможет? Из юмористического, сатирического романа. А мы почему-то восприняли эту формулировку всерьез. Мы провели все виды чистки сознания. Изменили законодательство. Мы приняли, самое что ни на есть западное законодательство по фондовому рынку, по защите прав иностранных инвесторов. Своим инвесторам мы таких прав не гарантировали. А инвестиции не шли и не шли.
Я в то время много общался с инвестиционно-банковской среде, в том числе с тем же Goldman Sachs. Имел удовольствие беседовать 45 минут с бывшим на тот момент главой Goldman Sachs председателем правления Джоном Корзайном, а также главой их лондонского международного подразделения Питером Сазерлендом - фигурой еще более внушительной. Достаточно сказать, что он член постоянных органов секретариата в трех самых малоизвестных по сути, но всем известных организаций, как Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб и Совет по международным отношениям США. Когда мы имеем дело с Goldman Sachs, это говорит о многом. Goldman Sachs - это не просто коммерческий или инвестиционный банк, а определенные щупальца или инструмент большой глобальной политики.
На одной из инвестиционных конференций их аналитик, в ответ на мои возмущенные вопросы - почему к нам инвестиции не идут, вот мы все уже сделали? - ответил, что они идут не туда, где их просят, приглашают, подметают перед ними ковровую дорожку, а туда, где экономический рост и политическая стабильность.
- Но ведь у нас были ими же присланные иностранные учителя. МФВ, например...
- Они предлагали нам делать все просто по матрице, под копирку. До этого то же самое предлагалось для Польши, для Венгрии, для Мексики. И везде их рецепт приводил к плачевному состоянию реального сектора экономики, к поглощению наиболее ценных активов иностранными монополиями. Наиболее высокотехнологичные отрасли вымывались из этой экономики. Инфляция сопутствовала экономическому спаду. Причем гиперинфляция. И пока все это налаживалось, налаживалось все это на некой нижней точке, которая означала более чем 50-процентный спад ВВП. Все это было изучено уже к началу 90-х годов.
Чехия прошла через ту же самую шоковую терапию, имела те же самые 30-40-процентный спад ВВП. Просто быстрее вылезли. А причины - это была уже вотчина германского капитала. Чехия еще с XIX века - мастерская Европы. Немецкий капитал пришел на конкретные активы. "Шкода" осталась "Шкода", только она стала частью "Фольксвагена".
- Может, у нас просто нет специалистов такого уровня? Англия, Америка традиционно страны с сильной экономикой...
- В царской России достаточно вспомнить хотя бы графа Витте или Менделеева, которого все знают как химика. А он вообще сам себя считал экономистом. В некоторых своих высказываниях прямо говорил, что я в памяти потомков останусь как экономист. Не угадал. А у него 900-страничное исследование по таможенному тарифу о том, как применять протекционизм с целью развития страны. Правительство Александра Третьего одно за одним сменялось. Бунге был министром финансов, Вышнеградский и потом Витте. Они, опираясь и на этот труд Менделеева, абсолютно аграрное государство превратили в страну с сумасшедшими темпами роста, с железнодорожным строительством, со сталелитейным сектором, нефтянкой и прочим. В советское время у нас было много высоких профессионалов. Были Косыгин, Байбаков - глава Госплана, выдающиеся ученые экономисты.
- Ну, вот сейчас кризис в Европе, США чувствуют себя не лучшим образом. Почему бы МВФ не применить свои умения там? Или их не хотят там видеть?
- Если вы сидите и играете в, например, преферанс, а к вам кто-то пристает со своими советами... К одному вяжется, к другому. А тот, кто им следует, все время проигрывает. А вы видите все это. Более того, а может, вы же и специально подослали этого советчика. Ну, зачем вам-то пользоваться его рекомендациями, если вы знаете, что он ничего хорошего не посоветует? Скажите вы в Германии, что они должны следовать каким-то рецептам МВФ. Попробуйте заявить это где-нибудь во Франции во всеуслышание. Это смешно. То же самое и США. Они скажут: у нас собственного ума хватит, мы же знаем, что вы умеете, а что нет, мы сами вас учили.
Поэтому и не слушают. Это специально для нас. Это советчики для третьего мира. Это советчики для тех, кто вдруг захочет проявить завтра какие-то амбиции. Чтобы они не превратились в реальность. А тот, кто с реальными амбициями, он их не слушает. Вот Китай не слушает.
- Но ведь там инвестиций от иностранных компаний - выше крыши!
- Китай показал, что у него реальные амбиции на дело, а не поза "чего изволите", и потому к ним потекли реальные инвестиции в экономику, а не короткие спекулятивные. Он шел по своему пути, строил одну электростанцию за другой, железные дороги. И имеет сейчас, кстати, самые протяженные в мире скоростные железные дороги, собственный подвижной состав и локомотивы, которые разгоняются на экспериментальных участках до 500 км/ч.
- Собственные разработки? Верится с трудом.
- Они очень хитро делали. Выбрали в Европе двух наиболее толковых производителей - французов и немцев. Те говорят: дайте нам большой проект. А китайцы - мы не уверены, что мы можем такие сейчас инвестиционные ресурсы отводить, земли, а вдруг плохо получится. Одним дали построить железную дорогу от Пекина до пекинского аэропорта. А другим - ровно такую же от Шанхая до шанхайского аэропорта. В одном случае 19 км, в другом случае - 40 с чем-то. После этого им сказали: пока ждите. Поезда все эти запустили. А один разрезали вдоль и поперек. Еще один разобрали, но оставили для сборки. И ровно через три года сказали: нам не нужны ваши услуги, мы выпустили весь свой подвижной состав. Более того, они опережают их по всем характеристикам, потому что их улучшили. Они так и у нас самолеты покупают. По 3 штуки.
- Но это же не честно!
- А кто вам сказал, что с вами будут играть честно в мировой экономике? Это иллюзия.
- Ну а вот эти консультанты, банки западные?
- А эти с нами честно и не играли никогда.
КОМУ И ВОЙНА МАТЬ РОДНА
- Поражает, что вне зависимости от того, бум в экономике или мировой кризис, те же банки только увеличивают свою прибыль, зарабатывают на всем так, что им любая война - мать родна.
- Сейчас это обсуждается уже на уровне даже международных институтов - Всемирного банка, МВФ, Базельского комитета и так далее. Термин этот звучит так: приватизация прибыли и социализация убытков. Когда они на коне, экономический подъем, они могут раздавать ипотеку всем, включая безруких, безногих, безработных. Потом эта пирамида начинает рушиться, и они кричат: если разрушится хотя бы один системообразующий банк, все граждане, ни в чем не повинные, потеряют свои вложения, которые в наших банках лежат. Спасайте нас. И их начинают спасать на деньги налогоплательщиков. Социализируют их убытки.
Кстати, самое интересное, что Goldman Sachs спасли в последний момент во время последнего кризиса. И решение принимали об этом в ночь с субботы на воскресенье. Потому что открытие рынков в понедельник привело бы к банкротству этого института. В среду обанкротился Lehman Brothers, в пятницу была решена судьба Merrill Lynch, с помощью государственных средств, 30 млрд. долларов. И за ночь между выходными решили судьбу Morgan Stanley и Goldman Sachs, которых подключили к дисконтному окну ФРС. А они в эти самые годы, когда их спасали, в самые тяжелые, выписывали себе бонусы. Весь топ-менеджмент банков - от 10 млн. долларов годовых каждому и больше. Нормально? И такой бизнес банковский повсюду.
- Я слышал от российских экономистов формулу "приватизация прибыли, социализация убытков" еще несколько лет назад. Задолго до того, как этим озаботились на Западе. Но ведь это тупик, а не развитие. Мы слушаем тех, кто ведет нас в него. Нас учат те, кто в этот тупик завел весь мир. И не без их советов в последние годы наше правительство решило проводить очередной этап приватизации.
- Приватизацию надо осмысленно проводить. Она хоть в какой-то степени оправданна, когда вы можете продать за реальную стоимость, когда государство получит некие средства, которые оно дальше может вложить в социальные программу, на поддержку науки, еще что-то. Страна, которая сейчас излишки бюджета складывает в Стабилизационный фонд, я не понимаю, зачем она занимается приватизацией. У нее и так лишние деньги. Это нелепость. Если бы не хватало чего-то, что надо профинансировать. Полеты в космос мы хотим с помощью приватизации поднять на новый уровень, скажем, или еще что. Но нет таких программ. Мы лучше продадим, а деньги в кубышку Стабфонда. И пусть они опять вращают эту пирамиду госдолга США.
Да и вообще, не все должно быть прибыльно в экономике. Есть сферы, где это просто невозможно, обеспечивающие жизнеобеспечение страны. Если бы иначе рассуждали, Япония должна была бы перестать сеять рис. В этой горной стране с маленьким числом пригодных для земледелия участков и перенаселением свой рис обходится в четыре раза дороже импортного. Но, случись что, и этот вьетнамский, китайский рис перестанет существовать, у вас вымрет население. Пускай в четыре раза дороже, чем у соседей, но его производят. Это не только экономические соображения.
К тому же, в условиях кризиса, когда сейчас российская экономика получила такое замедление, что я не исключаю рецессии, за активы можно выручить пятую, десятую часть настоящей цены. Это расточительство. Либо просто хотят опять рассовать по карманам своих и не будут допускать других до приватизационных конкурсов. Что решает приватизация в нашей стране, показал ее предыдущий этап. Какие технологии стояли в советское время, за малым исключением, те же и остались. Наш бизнес сложно заподозрить в том, что он займется модернизацией. Уж лучше здесь по старинке рассчитывать на государство. Несмотря на всю коррупцию, воровство и так далее. Хоть что-то будет сделано.
ДОСЬЕ "КП"
Андрей Борисович Кобяков - экономист, публицист и общественный деятель. Доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, к. э. н. Председатель правления "Института динамического консерватизма". Постоянный член "Изборского клуба" - собрания известных экспертов, созданного как альтернатива "либеральному проекту".


http://www.kp.ru/

14 марта 2013 г.

Док. 666620
Перв. публик.: 14.03.13
Последн. ред.: 14.10.13
Число обращений: 0

  • Кобяков Андрей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``