В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Тренев: Почему капитал уходит из РФ Назад
Николай Тренев: Почему капитал уходит из РФ
Тренев Н.Н., д.э.н., ИПУ РАН

Почему капитал уходит из России? Капитал приходит туда, где на него ожидается хорошая отдача и уходит оттуда, где отдача на капитал ожидается плохая. Считается, что низкая инфляция притягивает капитал. Собственно, ради этого в РФ и борются с инфляцией.

Но это не совсем так. Капитал притягивает долгосрочная устойчивая прибыль - длительный финансовый поток положительный прибыли. Этот поток надо оценить - мы должны понимать: сколько будет стоить такой поток ежегодной прибыли. И это хорошо, нормально или плохо.
Финансовый поток оценивается в настоящем времени при помощи ставки дисконтирования. Ставка дисконтирования равна 1/(1+r), где r - процентная ставка. Проблема заключается в том, что r - далеко не всегда ставки инфляции.

Ставку инфляции необходимо применять для неработающего капитала, т.е. для капитала не только не вложенного в предприятия, но даже и для не вложенного в банковские депозиты.
Работающий капитал, вложенный в предприятия, будет в следующем временном периоде иметь ценность, увеличенную в (1+норма прибыли)/(1+ставка инфляции). Капитал, вложенный в банковские депозиты, будет иметь ценность, увеличенную в (1+ставка по депозиту)/(1+ставка инфляции). Мы видим, что для сохранности и тем более роста капитала важно отношение (1+норма прибыли) к (1+норма инфляции). И инфляцию, действительно, имеет смысл снижать, но только до тех пор, пока от этого не снижается норма прибыли. А затем, смотреть на отношение (1+норма прибыли)/(1+ставка инфляции) и стремиться к тому, чтобы оно было максимально. Если снижение инфляции ведет к снижению этого соотношения, то условия для капитала в стране ухудшатся.

Любые предпринимательство и ведение бизнеса связаны с риском. Риск мы также должны учитывать вместе с инфляцией. Поэтому и ценность капитала в будущем времени увеличится в (1+норма прибыли)/(1+ставка инфляции + премия за риск). Премия за риск меряется в процентах, также как норма прибыли и инфляции. Премия за риск отражает вероятность потерь. Для того, чтобы стоимость капитала как минимум не уменьшилась норма прибыли должна покрыть и ставку инфляции, и премию за риск.

Прибыль предприятия равна выручке за вычетом фиксированных и переменных издержек. Если все товары и услуги растут с одинаковой скоростью, то выручка и издержки в будущем растут со скоростью инфляции. Соответственно, и прибыль растет со скоростью инфляции. В этом случае инфляция оказывается к прибыльности предприятий. И для капитала уровень инфляции оказывается безразличным.

Другое дело, если Правительство начинает бороться с инфляцией путем регулирования тарифов и цен предприятий. В этом случае издержки предприятий растут со скоростью инфляции (стоимость труда, материалов, ..), а выручка растет со скоростью меньшей скорости инфляции, если растет вообще. В этом случае выручка со временем растет медленнее издержек. Соответственно, в какой-то момент времени издержки превысят выручку - прибыль станет отрицательной, т.е. обернется убытком. Такие условия для капитала крайне неблагоприятны. Он будет сворачивать свою деятельность, и искать возможности выхода из страны. Правительство такой страны будет фиксировать отток капитала.

Произвольное изменение правил игры увеличивает риск инвестиций и бизнеса. Правила могут поменяться, а вследствие них меняются выручка, издержка, объем прибыли. Предприятие может не только снизить объем прибыли, но и стать убыточным. Рост риска деятельности оборачивается и ростом прибыли за риск. Если сумма премии за риск и ставки инфляции перекроет норму прибыли, то деятельность капитала начинает рассматриваться как убыточная, а сам капитал начинает искать возможности покинуть страну.

Может быть так, что норма прибыли капитала перекрывает ставку инфляции. Однако, перекрыть сумму ставки инфляции и премии за риск норма прибыли уже не может. По этой причине бороться с риском не менее важно, чем бороться с инфляцией. Для Правительства страны это означает выполнение своих обязательств, в том числе инвестиционных обязательств по тарифам.

Инвестиционный проект всегда просчитывается. Изменение правил игры - например, введение тарифного регулирования - вносит дополнительные риски. Инвестиционный проект становится убыточным, но деньги уже вложены. Радоваться Правительству здесь нечему: инвесторы, приходя в следующий раз, заложат в проекты увеличенную премию за риск.
Увеличенная премия за риск отсечет ряд проектов, в том числе проектов по обновлению инфраструктуры, которые при выполнении Правительством обязательств остались бы прибыльными и были бы реализованы инвесторами.

При Советской власти у нас не было дешевых образования, здравоохранения, железных дорог, воздушного сообщения, ЖКХ, электричества и газа. Население получало эти блага, либо ничего не платя, либо платя мало. Но предприятия имели деньги на развитие: покупалось оборудование, вводились новые мощности. Строились электростанции, возводились линии электропередач. Все это оплачивало государство.

Сейчас, при регулировании тарифов, делается попытка получать эти блага, не оплачивая их: ни населением, ни государством. Это приведет только к износу фондов и дефициту благ.
Правительство должно делать свой бюджет прозрачным. Прозрачные расходы, доступные контролю со стороны населения в том числе, затруднят увод средств, что будет стимулировать снижение издержек. Прозрачность бюджетные трат - прозрачность потоков информационно-аналитических, материально-финансовых, административно-управленческих - видится существенно более эффективным путем нахождения дополнительных средств, чем простое регулирование тарифов.

К снижению премии за риск может привести развитие судебно-правовой системы. Ее пересмотр: законы должны стимулировать развитие бизнеса, создание добавленной стоимости на своей территории. Законы, препятствующие созданию добавленной стоимости, необходимо либо убрать, либо переработать. Законы, стимулирующие создание добавленной стоимости, необходимо разработать, ввести в законодательство и судебную практику.
Необходимо также защищать интересы собственников и лиц, создающих добавленную стоимость. Лица, умеющие создавать добавленную стоимость, - фактор производства. Выдавливание этих лиц за рубеж ослабляет нашу экономику и усиливает экономики зарубежные.

На западе часть цен и тарифов регулируется. Но делается это совсем по другим причинам. Многие продукты имеют общественные составляющие (externalities, public externalities) положительные и отрицательные. К общественным составляющим относится и проблема безбилетника. Предприятия должны компенсировать истощение тех общих благ, которыми они пользуются, т.е. предприятия должны оплачивать ущерб экологии. Застройщики должны либо вкладываться в развитие инфраструктуры, либо оплачивать ее развития. Предприятия же решающие важные для общества проблемы должны, наоборот, получать от государства дотации.

Три четверти валового объема рынка медикаментов РФ производят Российские предприятия. А в рублевом объеме продаж - только одну четвертую. Получается, что медикаменты Российского производства стоят в три раза дешевле иностранных медикаментов. И в этих условиях Российское Правительство начинает замораживать цены на медикаменты Российского производства. Выручка Российских фармацевтических предприятий перестает расти и начинает снижаться, а прибыль снижается на порядок. Естественно, это приведет к выдавливанию Российских предприятий с рынка в пользу иностранных.

К примеру, можно сказать, что Турецкое Правительство считает, что национальные фармацевтические предприятия должны покрывать в основном потребности турецких граждан. При таком отношении Правительства к национальной экономике, экономика Турции в период кризиса 2008 года росла со скоростью около 8-9%. Китайское Правительство заботится о своей экономике, ее предприятиях. И экономика растет хорошими темпами.
Из прибыли идет покупка нового оборудования, развитие и расширение мощностей, НИОКР. К слову можно сказать, что фармацевтическое предприятие Синтез, г. Курган сумело пережить и распад СССР, и кризис 2008 года. Однако кризис 2008 года Синтез пережил в два раза лучше, чем регулирование цен.

Сейчас война идет за добавленную стоимость. За то, чтобы добавленная стоимость создавалась на территории своей страны. И задача Правительства состоит в создании всех условий для создания добавленной стоимости на территории своей страны, а вовсе не в выдавливании добавленной стоимости и рабочих мест на территории других стран.
Для этого надо разрабатывать и реализовывать программы развития отечественной промышленности, НИОКР, науки. Необходимо создавать и развивать импортозамещающие производства при помощи инвестиций. И защищать отечественную промышленность и помощи, в том числе не таможенного регулирования: спецификаций, стандартов, программ.
Фармацевтический сектор, естественные монополии, сети АЗС и АЗК, аптечные сети дают рабочие места, платят налоги, создают спрос в промышленности, развивают инфраструктуру. Задача Правительства развивать отечественную экономику, заботиться о добавленной стоимости, создаваемой на ее территории. Если что-то разорить, то на опустевшее место придут иностранные производители, а рабочие мести и добавленная стоимость уйдут за рубеж.

Решения надо принимать экономически обоснованные. Когда я был аспирантом, целый институт Энергетических исследований РАН просчитывал варианты развития энергетики и смотрел, чтобы для развития экономики было достаточно энергии, и чтобы был баланс энергоносителей.

Принимаемые решения необходимо прорабатывать и просчитывать. До перестройки целые институты РАН и отраслевые просчитывали варианты развития событий. Можно делать все, что приносит экономике пользу. И нельзя делать ничего, что уводит добавленную стоимость за рубеж.

Док. 666615
Опублик.: 14.10.13
Число обращений: 0

  • Тренев Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``