В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мельников: Русские народные.На родине маршала Жукова противостоит капитализму единственное на тысячу километров в округе народное предприятие Назад
Алексей Мельников: Русские народные.На родине маршала Жукова противостоит капитализму единственное на тысячу километров в округе народное предприятие
На родине маршала Жукова противостоит капитализму единственное на тысячу километров в округе народное предприятие

Дюков заставил перечитать Герцена: "Буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности...>> И далее: "...правилами политической экономии нельзя заменить догматы патриотизма, предания мужества, святыню чести...>> Алексей Алексеевич командует единственным в области народным предприятием. Порядком подзабытая нынче штуковина. За нее 15 лет назад героически бился Святослав Федоров. В угаре постсоветского капитализма проповедовал неслыханную вещь - справедливость.
Два часа к ряду Дюков горячо доказывает: акционерные общества работников или народные предприятия - то, что нужно сегодня России. Убеждает со знанием дела. "Я - единственный в области директор, который прошел все формы собственности, - признался глава "Жуковмежрайгаза", - и государственную, и муниципальную, и акционерную, и вот теперь - акционерную-народную".
В последней все просто. Почти как в известном лозунге: "Земля- крестьянам, фабрики - рабочим!" Не менее 75% акций - за работниками. Тузеть беспричинно не дадут - больше 5% в одни руки не полагается. Обнищать тоже не получится - акции постоянно наливаются добавочной стоимостью и при увольнении или выходе на пенсию конвертируются в безбедную старость.
Справедливость - превыше всего: заработки каждого - под общественным рентгеном, а директора - в особенности. Мало того, что они известны каждому вплоть до уборщицы, но еще и всякий имеет право эти заработки своему начальнику откорректировать: проголосуют за минимум - будет у директора зарплата, как средняя у кочегара, захотят больше - умножат на два, или на три... Но не больше десяти крат.
По таким принципам почти полтора десятка лет живет относительно небольшое (чуть больше 100 человек численностью) ЗАО работников или народное предприятия "Жуковмежрайгаз". Алексей Алексеевич Дюков его бессменный руководитель:
- Вообще-то я не газовик - закончил железнодорожный институт. Десять лет стажа на "железке". Перекинули в Москву -у нас эксплуатировался участок до Ворсино. Молодой, двое малых детей на руках. А тут жилье в Малоярославце - в горгазе с каждого нового дома тогда давали. Ну, я и пошел в горгаз экономистом. С Петуховым, тогдашним начальником, разговариваю. А он: "Ну, какой ты к черту экономист. Иди на ГРС начальником". "Да я ж - не газовик, - отвечаю. - Я плиту газовую никогда не видел. Я в газе - ноль. У нас в Сибири только электричество было". А он: "Ты думаешь, это - космический корабль? Разберешься". Вот так я и попал. Подучился, конечно, потом...
Сетей в начале 90-х в районе было километров сто. Непромышленный жуковский участок камнем тянул экономические показатели Малоярославецмежрайгаза. Решили отделять - пусть сам барахтается. Короче - отдали всю эту газовую кухню под началом Дюкова муниципалитету. Жуковские власти взяли, думали, очевидно, раскрутятся.
- Ушли мы в самостоятельное плавание, - рассказывает Дюков, - а тут- начало девяностых - передел собственности. Cтали спрашивать: как вы оказались муниципальными? Ни одного предприятия в газовой сфере нет муниципального. А я уже - директор. Уже юридическое лицо, налоги, прочее...
Приезжает Дюков в область. Ему: муниципальными вам не быть. А кем тогда? Или назад в Малоярославецмежрайгаз или... Подумал: вроде школа за спиной нормальная и образование экономическое, да и молодой, бесшабашный. Плюс - район поддерживает. Рискнул создать госпредприятие. По правам и полномочиям сравнимым с облгазом. Такого не было нигде в России, чтобы два, по сути, облгаза были на одной территории.
- Я понимаю, был бы это горгаз Новороссийска, или горгаз Новосибирска, - продолжает Алексей Алексеевич, - а тогоргаз Жуковского района. Да один цех калужской "турбинки" газа потреблял больше, чем весь наш район... Скрипели-скрипели, но постепенно вышли на прибыль. Уровень газификации в районе с 36% довели до 86%. Чувствуем, пошла тенденция - подмять. Что делать? Нам говорят: что ты дергаешься, есть такой вариант - нырнуть в народные предприятия. Мы почитали закон, покумекали. Чудно на первый взгляд - зарплату директору устанавливают рабочие. Где это видано? По закону от ноля до 10 средних по предприятию. Сидим думаем. Работяги тоже обсуждают в кулуарах: мол, сколько ему дадим? Да чего там, рассуждают, два дадим или три, остальное он и так сопрет. Мы что ли ему запретим? Другой: а если мы ему дадим два-три, то больше его все равно не получим - давай тогда дадим десять, глядишь и мы за ним потянемся.
А голосовать? Ведь как в акционерных обществах привыкли: две руки с тяжелыми пакетами акций поднял - вот тебе и решение собрания акционеров. А тут две руки подняли - два голоса. А рабочих - 120 рук. И мы решаем - кого избирать.
- А с акциями как - выпускали под переоценку активов?
- Если бы выпускали. Мы этого лишены. Это самый основной недостаток. Вот мы говорим: самый важный стимул - наделение акциями. Человек пришел - ему одну акцию подарили, год прошел - еще акцию. А что такое акция? Это твоя доля чистых активов предприятия. И когда ты уходишь, то в зависимости от того, сколько ты заработал, ты свою долю забираешь. Смысл в этом. Только тогда будет мотивация. И человек четко понимает, за что он работает. Пришел - цена акции была 10 рублей, ушел - стала 12.
- Уходящий работник продает акции предприятию?
- Продает таким же работникам, как он. И чтоб нам тут горбатого не пели, мы должны понять: не будем работать - не будем жить. И когда нам коммунисты говорят: пойдемте к коммунизму, а капиталисты - к капитализму, мы отвечаем: нет. Есть нормальный третий путь. Им идет Европа. Это - коллективная форма собственности.
И за 15 лет, которые закон существует, никто этого не анализировал. Будущее - только за народными предприятиями. Потому что другой формы нет. Нам ведь это еще близко и по духу. Что такое народные предприятия? Это - артели, которые были задолго до революции. Собирались мужики, кто-то печку кладет, кто-то стропила рубит...
- Вы сами добровольно ограничили свои собственные доходы. А могли ведь остаться нормальным акционерным обществом и положить себе зарплату, какую положили себе все остальные наши директора, то есть - неограниченную. Лично вам зачем это нужно?
- Каждый несет свой крест. Просто я из той еще страны. Судя по возрасту - и ты, наверное, тоже. Из - советской. Если я тебе скажу, что моя мама читать-писать не умела - ты не поверишь. Я из глухой деревни, где даже школы не было, пришел в Новосибирск, окончил школу, институт, приобрел хорошую специальность по строительству железных дорог. И кайлом пришлось путейцем помахать. И если бы не преимущества социализма - как мы, деревенские, могли бы получить высшее образование?.. А что капиталист? Какую кроху он захочет нам скинуть со стола - такую и скидывает...
Дюков признается, что более десяти лет к нему в кабинет никто из работников не приходил и не просил, мол, Алексей Алексеевич, зарплата жидковата, подкинуть бы чуток. "Это я к ним, к рабочим, должен идти и говорить: ребята, что-то заработок маловат, поджали бы", - улыбается директор. Коллективный договор "Жуковмежрайгаза" - отдельное песня. Прибавки к отпуску за вредные условия труда, родины, свадьбы, погребение. Ежемесячные выплаты за стаж - от 2300 рублей до 5700. Матпомощь к юбилеям, рождениям детей и печальным событиям. Ежемесячные доплаты к пенсиям - до 3000 рублей. Компенсации до 100% за детские сады и аренду жилья. День Знаний - официальный выходной для всех пап и мам, имеющих детей в начальных классах. В рабочем кабинете Дюкова на видном месте - переливающиеся на солнце кубки "Лучшему налогоплательщику Жуковского района".
- Миссия вашей компании, ее корпоративная культура - как бы вы все это охарактеризовали?
- Это - новые производственные отношения. Обрати внимание, что наша цель, хоть мы и акционерное предприятие - не прибыль, а благосостояние. Это разные вещи, понимаешь?..
- Закон о народных предприятиях идеален, или в нем что-то вас серьезно не устраивает?
- Неидеально то, что в законе слишком много прав дано директору. Де-факто я обладаю почти неограниченной властью, больше, чем президент Российской Федерации. Мне, допустим, завтра в голову стукнет - продам какую-нибудь базу, положу себе на карман - и на море загарать. Кто мне, что сделает?
- То есть вы мучаетесь от того, что у вас, как генерального директора, слишком много власти?
- Я не мучаюсь. Такая норма была заложена в федеральный закон о народных предприятиях намеренно. Потом я понял - почему: если бы урезали директорский корпус в правах, то тогда вообще народных предприятий не создавалось бы. И действительно: что бы я пошел тогда туда, шило на мыло менять? Мне, что под одного тогда было ложиться, что под другого, что на "железку" возвращаться.
- Падение многих народных предприятий, в том числе и в Калужской области, произошло по этой причине?
- Сегодня директор может сделать народное предприятие, и директор же может его похоронить. Но он может разрушать дело до той крайней точки прозрения, которая обнаруживается в народе и когда рабочие начинают понимать: мы - не просто акционеры или рабы, а люди, способные реально повлиять на ситуацию и имеющие смелость противопоставить себя директору. Такие люди уже не позволят сдать предприятие. Ограничить права директоров необходимо.
- Чтобы уйти от соблазна денег и власти?
- А что - это очень серьезное испытание. Многие его не выдерживают.
- В области вас, как народное предприятие, кто-нибудь поддерживает?
- Да ты что? Да разве кто-то в области знает, что я народное предприятие? Никто. Я даже в районе не пишу. А то написал Калашников на своей колбасе "Народное предприятие Калужский мясокомбинат" и где теперь это предприятие и эта колбаса?
- А в целом по стране?
- В целом оживление. Посмотри, например, что в Липецке делает господин Ковалев - тамошний губернатор. Он сказал: как минимум, 10% предприятий в области должны быть народными. Особенно в мелком бизнесе. Преимущества? Пожалуйста: гляди, сколько у меня в шкафу вымпелов "Лучший налогоплательщик района".
- Дивиденды платите?
- А зачем? Да, мелочь все это. Вот смотри: все сегодня только и говорят, что о пенсионной реформе. Мы - народные предприятия этот вопрос давно решили. В Подольске, например, на народном предприятии, хорошем, прибыльном, люди уходили на пенсию и получали по миллиону.
- А у вас?
- Уж на что мы небольшие, но максимально уходящему на заслуженный отдых я выплачивал 600 тысяч. Недавно женщина проводили - 300 тысяч ей выплатили. Разве это не деньги?..
Дюкова то и дело теребят по телефону. Кроме хлопот в газовом хозяйстве есть еще немалые заботы депутатские. "Жуковмежрайгаз" исправный поставщик в районное собрание своих парламентариев. С партийными предпочтениями Дюков определился давно - это партия власти. Коммунисты за это на него слегка обиделись. Справедливо россы - очевидно, тоже. Слишком уж хорошо жуковское явление подпадало под соответствующую партийную риторику. Последняя, впрочем, мало волнует Алексея Дюкова. Ему не до пустых лозунгов о народной экономике. Ему эту народную экономику нужно творить собственными руками.

Алексей Мельников.

Док. 666572
Опублик.: 11.10.13
Число обращений: 0

  • Мельников Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``