В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Государственная программа вернёт молодёжь в науку Назад
Государственная программа вернёт молодёжь в науку
А. Клименко, чл.-кор. РАН. Беседу ведёт О. Белоконева

Российская наука за последние годы стремительно стареет: в некоторых научных и образовательных учреждениях средний возраст сотрудников достиг пенсионного. Нынешние студенты вовсе не мечтают о карьере университетского профессора или лидера научной группы. Закончив с грехом пополам институт, они вливаются в ряды менеджеров. На этом фоне любая финансовая поддержка существующего положения вещей не сулит успеха. Осознание государственными структурами всей серьёзности стоящей перед наукой кадровой проблемы воплотилось в разработанной в 2008 году Федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы". Государственными заказчиками программы стали Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование), входящие в состав Министерства образования и науки РФ. Цель программы - создать условия для эффективного производства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодёжи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений. В конце февраля нынешнего года на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ были подведены первые итоги реализации программы. Об этом в беседе с корреспондентом журнала "Наука и жизнь" Ольгой Белоконевой рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям член-корреспондент РАН, профессор Александр Викторович КЛИМЕНКО.
- Александр Викторович, каким образом вы информировали научные и учебные заведения о конкурсе? Все ли заинтересованные учреждения смогли вовремя подать заявки на участие? Сложилось впечатление, что не все они были в курсе...

- Не могу с вами согласиться. Только по одному мероприятию программы "Кадры" - "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров" в 2009 году подано более трёх тысяч заявок. К нам поступили заявки, представляющие 42 ведомства плюс вневедомственные организации - негосударственные вузы, акционерные общества и пр. Конкурс был очень высокий, в среднем шесть заявок на один контракт. Организации двадцати ведомств стали победителями. Организаций, которые прислали хотя бы одну заявку, - 700. Среди победителей их 300. Этого мало? Разве эти цифры не подтверждают хорошую осведомлённость научно-педагогического сообщества о стартовавшей программе?

- Мне кажется, это четвёртая часть возможного числа заявок.

- Я назвал цифры только по одному мероприятию, которое закреплено за Роснаукой в рамках программы "Кадры". Всего же их у нашего агентства три: "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", "Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашённых исследователей", "Организация и проведение всероссийских и международных молодёжных научных конференций". Остальные мероприятия закреплены за Рособразованием.

От научно-образовательного центра требуется высокий уровень исследований, соответствующий мировому. Это требование не пустое, его надо подтвердить публикациями в престижных международных журналах, выступлениями на авторитетных форумах. И второе требование - воспитание подрастающего поколения, новой научной смены. То есть в центре должны быть студенты, аспиранты, молодые кандидаты, доктора наук. Далеко не каждая научная организация может удовлетворить данным требованиям.

- Какие ещё федеральные программы закреплены за Роснаукой?

- Таких программ - тринадцать. Выделяются три наиболее масштабные. Одна из них, "Научные и педагогические кадры для инновационной России на 2009-2013 годы", обсуждалась сегодня на заседании коллегии Минобрнауки. Программа, которая считается среди научно-технических программ программой номер один, - "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". И третья программа - "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы".

- Вы каким-то образом оценивали тенденции развития современной мировой науки, когда определяли разбиение лотов для поддержки научно-образовательных центров по тематике?

- Программа предусматривает ежегодную поддержку исследований в 450 научно-образовательных центрах, при этом 40% проектов должны относиться к области естественных наук, столько же к области технических наук, по 10% к области гуманитарного знания и к высокотехнологичному сектору экономики. Мы использовали схему так называемых зонтичных конкурсов. То есть тематика одного лота достаточно широкая, и по нему определяется не один, а несколько победителей.

Закон допускает участие в каждом лоте только одной заявки от организации. Поэтому перед объявлением конкурса перед нами стояли две серьёзные задачи. Прежде всего, нужно было разбить четыре области, которые я назвал, на более мелкие с тем, чтобы дать возможность крупным, авторитетным вузам и научным организациям участвовать в конкурсах по нескольким лотам. Было сформировано 24 лота по естественным наукам, 32 - по техническим, 6 - по гуманитарным и 14 - по высокотехнологичному сектору. Но одно дело - разбиение, другое дело - число победителей по каждому лоту. В поисках решения мы опирались на статистику аналогичных мероприятий. Для технических наук у нас имелась статистика по программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса". Применительно к естественным наукам использовали статистику Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), для гуманитарных - опыт Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Не обошлось, конечно, и без чисто интуитивных решений.

И нужно сказать, что, за малым исключением, мы не ошиблись. Может быть, это не наша заслуга, а отражение того огромного интереса, который был и есть у научной общественности. Мы не испытывали недостатка в числе заявок. Скорее наоборот - подчас средний конкурс по лоту превышал десять проектов на один контракт. У конкурсной комиссии сердце кровью обливалось, когда приходилось отказывать авторам очень хороших проектов. Но число контрактов ограничено.

- С учётом количества заявок, поданных в 2009 году, вы будете корректировать квоты контрактов в 2010 году?

- Научно-координационный совет решил классификацию 2009 года сохранить. Что касается квот, то здесь была сделана некоторая коррекция с учётом того конкурса, который был в 2009 году. Потому что, согласитесь, когда по лоту "Создание систем навигации" конкурс - 16 проектов на место, а на "Судостроение" - пять заявок на три места, это неправильно.

- Скажите, как осуществляется взаимодействие между различными федеральными программами, закреплёнными за Роснаукой?

- По программе "Кадры" мы поддержали 502 научно-образовательных центра. Руководители 38% этих проектов являются также руководителями проектов программы "Исследования и разработки". Это здорово, это означает, что научные центры не только делают хорошую науку, но и готовят подрастающее поколение. Это те лидеры, которых нам нужно всячески поддерживать.

Программа "Кадры" нацелена на поддержку, привлечение и закрепление молодёжи в науке. Но в той же самой программе "Исследования и разработки" есть показатель, за который мы отвечаем, который, не дай бог, нам не выполнить, - привлечение молодёжи к выполнению реальных научных проектов. Это самая лучшая форма работы с молодыми учёными - "learning by doing", то есть обучение в процессе работы.

Возьмём другую программу - "Развитие инфраструктуры". В ней также предусмотрен аналогичный индикатор - доля молодых учёных, работающих в организациях - участниках программы. По этой программе предусмотрено создание в 32 вузах страны центров по нанотехнологиям, чтобы в них молодые специалисты постигали на современном оборудовании азы такой перспективной области, как нанотехнологии. Подобные вкрапления, дополняющие друг друга, есть во многих программах. И эффект от совместного выполнения программ должен быть синергетический.

- Но я так понимаю, о синергетическом эффекте говорить пока рано. Ведь программа стартовала только в 2009 году...

- Многие контракты на сегодня длятся всего три-четыре месяца. Поэтому говорить, что в результате выполнения программы средний возраст учёных снизился на три-четыре года, ещё рано. Программа рассчитана на три года, каждый год мы должны поддерживать 450 научно-образовательных центров.

- Финансирование - это замечательно. Но не всё определяется деньгами, "проесть" их можно очень быстро. Чтобы привлечь молодые кадры, важны престиж профессии и интегрированность в мировое научное сообщество. Учёному нельзя себя чувствовать на задворках вселенной. Самые молодые и активные всегда стремятся туда, где кипит научная жизнь. Предусмотрено ли программой решение этих проблем?

- Вы абсолютно правы, материальная сторона - ещё не всё. Я вообще поставил бы проблему престижа профессии учёного и преподавателя в обществе на первое место. Сегодня, если взять любой социологический опрос, профессии учёного и преподавателя по престижности окажутся в третьем-четвёртом десятке.

При разработке программы "Кадры" те проблемы, о которых вы говорите, были учтены. Вот, например, мероприятие 1.5 - выполнение проектов под руководством наших соотечественников, работающих за рубежом. Они приезжают сюда, набирают небольшой коллектив и выполняют с молодыми ребятами проект.

- Вы имеете в виду маститых учёных, у которых уже есть широко цитируемые публикации и научное имя?

- Да, это очень важно, когда известные учёные работают с молодёжью.

Есть в программе и мероприятия, связанные с мобильностью учёных. Они предполагают возможность для молодых специалистов стажироваться в наших ведущих научных центрах. Есть пункты, которые предполагают информационное сопровождение, в том числе как раз те мероприятия, которые связаны с поднятием престижа профессии учёного в нашей стране. Такие вещи в программе учтены.

- Однако наука делается молодыми - аспирантами и пост-доками - стажёрами-исследователями, только что получившими учёную степень, которые перемещаются для проведения исследований из страны в страну. В последние годы поток российских молодых учёных тёк только в одном направлении, а надо, чтобы и у нас стажировались зарубежные молодые специалисты.

- Молодые специалисты приезжают к нам, и с большим удовольствием. Может, не из тех стран, из которых нам бы хотелось, но приезжают. У нас работают представители стран СНГ, приезжают учёные из Юго-Восточной Азии. Такая миграция есть, но меньше, чем нам бы хотелось.

Кстати, сейчас по программе "Кадры" к нам приехали наши учёные, работающие в США, Германии, во Франции. Среди выигравших конкурс есть наш соотечественник с острова Фиджи, профессор Иркутского государственного технического университета.

Мобильность учёных необходима, программой "Кадры" она предусмотрена. Предусмотрены целевые аспирантуры, стажировки. Относится это все к мероприятиям Рособразования.

- В 2009 году среди абитуриентов самыми престижными специальностями стали "Менеджмент организации" и "Управление производством". Молодёжь хочет управлять, хочет заниматься бизнесом. Как нацелить выпускников на получение хорошего образования с последующим приложением их знаний в сфере наукоёмкого бизнеса?

- Вы опять задаёте вопрос, который надо было бы адресовать моим коллегам из Рос-образования. Но я вам отвечу. Моё глубокое убеждение - для того чтобы добиться высот в сфере менеджмента, надо хорошо представлять себе то, чем ты руководишь.

Есть такой выдающийся менеджер Анатолий Борисович Чубайс. Он, когда сделался председателем правления РАО "ЕЭС России", в течение нескольких месяцев посещал специально созданные для него и его команды курсы в Московском энергетическом институте, где ведущие профессора МЭИ объясняли ему премудрости энергетики. Вот это пример серьёзного отношения к делу.

- Не планируете ли вы отойти от системы госконтрактов? Приходилось слышать, что учёные ругают 94-й Федеральный закон за множество недостатков.

- Больше и громче всего его ругают здесь, в Роснауке. Я хотел бы, чтобы в конкурсной комиссии присутствовали идеологи этого закона. Надо, чтобы они посмотрели, к чему приводит его применение.

Что такое зонтичный конкурс? Есть у меня, скажем, лот по энергосберегающим технологиям. Сюда могут относиться совершенно разные вещи: и интеллектуальное управление электроприводом, и специальные технологии очистки труб от продуктов коррозии и т.д. Всё что угодно, но лот один. Все подают заявки. Предельная цена - 15 миллионов рублей на три года. К примеру, я придумал новый материал для теплоизоляции и мне нужно провести его испытания. Прошу я на это миллионов шесть, мне больше не надо. А другой собирается разработать новую технологию отмывки труб для ЖКХ, которая по-хорошему стоит миллионов тридцать. Он берётся за 15 миллионов рублей это сделать. Дальше вступает в действие 94-й Федеральный закон - побеждает более дешёвый проект. Как можно сравнивать эти технологии? Они же разные!

В обычных лотах, когда нужно под заказ создать конкретную технологию с определёнными параметрами, закон работает. Я берусь это сделать за десять миллионов, он берётся за пять. Тут, конечно, нет вопросов. Кто дал меньшую цену, имеет преимущество. Но когда речь идёт о зонтичном конкурсе, где предмет исследования чётко не определён, критерий "Цена" - нонсенс! К чему это приводит? Появляются заявки с откровенным демпингом - на миллион, на полтора при пределе в 15 миллионов. В научно-образовательном центре должны быть два доктора наук, два кандидата, четыре аспиранта, студенты. На такой коллектив 300 тысяч в год - это как? Хватит на два месяца от силы. Но они подали заявку, и по экономии им равных нет, вот в чём ужас. Поэтому мы вместе со всем научным сообществом возмущаемся, бомбардируем законодателей, Министерство экономического развития. Федеральный закон нужно менять. Сейчас рассматриваются варианты изменений.

- Объёмы финансовой поддержки по федеральным программам довольно велики. Они соизмеримы с грантами, которые исследователи получают в Америке. Почему же такой серьёзный социально значимый проект Минобрнауки мало освещается в СМИ?

- Я же сейчас беседую с представителем СМИ. Надеюсь, что публикация в вашем замечательном журнале придаст новый импульс этому процессу.


http://www.nkj.ru/

10.04.2010

Док. 666552
Перв. публик.: 10.04.10
Последн. ред.: 11.10.13
Число обращений: 0

  • Клименко Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``