В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Новые глобальные вызовы и современные проблемы цивилизационного развития Назад
Вячеслав Лапидус: Новые глобальные вызовы и современные проблемы цивилизационного развития
В настоящее время мир находится в процессе глубоких и динамичных перемен и это объективная реальность. При этом данные перемены развиваются не по разработанному сценарию, а зачастую вопреки любым расчетам и прогнозам. В силу этого процесс глобализации в настоящее время принимает несколько иной поворот, нежели тот на который рассчитывало мировое сообщество два десятилетия назад. Тогда прогнозировалось, что после распада Советского Союза и всей социалистической системы развитые западные государства и крупные корпорации будут распространять свое влияние по всему миру уже без каких-либо ограничений, а либерально-демократическая система станет безальтернативным "маяком", к которому будут стремиться остальные народы. Однако следует признать, что процессы глобализации воздействуют на международные отношения, активизируя их, придавая им всеохватывающий и универсальный характер.

В реальности от глобализации выиграли все: не только мировые страны-лидеры, но и многие развивающиеся государства, создавшие современную промышленность и существенно повысившие благосостояние своего населения. При этом ведущие мировые державы и развивающиеся страны в последние годы столкнулись с процессами деиндустриализации и усиливающимся социальным расслоением, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Поэтому в настоящее время речь идет о поисках решений, которые ПОЗВОЛИЛИ бы преодолеть глубокий структурный дисбаланс особенно в Европе и США.

С этой точки зрения, изучение исторических аспектов мировых интеграционных процессов позволяют выделить специфические черты и уникальные особенности, присущие различным региональным интеграционным проектам. Вместе с тем, несмотря на специфические особенности, любые интеграционные сообщества интернациональны по своей природе, имеют целый ряд общих черт.

В эпоху глобализации интеграционное взаимодействие усложняется, охватывает разные сферы сотрудничества. Необходимо учитывать, что и современном мире выделяются множество акторов интеграционного процесса: национальные государства, финансовые институты, компании и неправительственные организации. В этих условиях важнейшей исследовательской задачей становится максимальный учет происходящих изменений в рамках интеграционных процессов, а также выделение специфических черт и общих элементов, присущих различным интеграционным проектам.

Следовательно, развитие любой интегрированной политической и экономической системы возможно лишь на основе целенаправленных, компетентных и скоординированных усилий всех интегрирующих субъектов.

Причин для интеграции множество, но в большинстве случаев в основе этих процессов - причины политического и экономического характера, а также воздействие внешней среды, как правило, наиболее крупных и влиятельных субъектов мировой политики и экономики. В силу этого, интеграцию необходимо рассматривать как способ трансформации сложных политических и социально-экономических систем на основе целенаправленной деятельности, прежде всего властных структур общества.

Мощные геополитические процессы конца XX века наложились на целый комплекс глобальных проблем человечества, которые можно подразделить на четыре основные группы:
Первая группа включает проблемы преимущественно социально-политического характера: предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов, строительство ненасильственного мира на основе утверждения доверия между народами, упрочения системы всеобщей безопасности, а также проблемы международного терроризма.

Вторая группа - проблемы социально-экономического характера: преодоление нищеты и культурной отсталости, обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта, поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов, особенно в развивающихся странах, а также освоение в мирных целях околоземного пространства и мирового океана.

В третью группу входят социально-экологические проблемы, обусловленные дальнейшим ухудшением окружающей природной среды и снижением уровня экологической безопасности населения. С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы, по гармоничному развитию живой и неживой природы, по рациональному использованию естественного потенциала планеты, по предотвращению вредного воздействия на природу.

Четвертая группа включает проблемы соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод, ликвидации эпидемических заболеваний, развитие образования, преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства. Поэтому сценарий будущего развития зависит от того, сумеют ли страны и народы объединиться перед новыми угрозами и найти необходимый баланс в решении глобальных проблем.

Таким образом, существует множество факторов свидетельствующих о том, что начинается новый этап развития цивилизации, основанный на интеграционном развитии. Применительно к России здесь просматриваются, как и плюсы, так и минусы, а также потенциальные риски, однако и новые возможности.

Конечно, мы не знаем, чем обернутся для России события происходящие сегодня в Азии и, прежде всего, в Китае, являющимся важным политическим и экономическим российским партнером. Трудно предположить, какие процессы будут происходить в ближайшее время в Европе и, прежде всего, в Евросоюзе, стратегическом российском партнере в сферах торговли, технологическом, инвестиционном сотрудничестве, основном потребителе российских углеводородов.

Необходимо отметить, что современные цивилизационные процессы основаны, прежде всего, на интеграции. Именно интеграция является мотором и двигателем развития цивилизации, поскольку только совместными усилиями народов, стран, регионов, компаний возможно противостоять новым глобальным угрозам и вызовам. В этом плане интересен опыт, приобретенный европейскими странами при образовании Европейского Союза.

Европейская модель интеграции. В специальной научной литературе в качестве основной модели интеграционных процессов рассматривается Европейский Союз (ЕС), составные элементы и структурные особенности которого проецируются на другие интеграционные проекты.

По мнению большинства специалистов, ни один регион мира, даже такой мощный как Западная Европа, не может рассматриваться вне рамок тесных отношений с другими регионами, с развитием всей мировой политической и экономической системы. Более того, состояние и безопасность стран Европейского Союза, их политическая позиция во многом опираются на взаимоотношения с другими европейскими странами и зависят от них. К таким странам относится и Россия, которая сама, будучи частью Европы и мостом между Западной Европой и Азией, заинтересована в интенсивном взаимодействии со всеми европейскими государствами и Европейским Союзом.

Европейский Союз (ЕС, the European Union, the EU) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование, сочетающее в себе признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Важной особенностью, связанной с созданием Европейского Союза, в сравнении с другими международными образованиями, является то, что государства-участники Союза отказались от определённой части национального суверенитета ради создания политического объединения в единую структуру.

Таким образом. Европейский Союз - это единственный из современных групп государств, возникших в процессе региональной экономической интеграции, которая максимально приблизилась к стадии полной интеграции.

Европейская интеграция - это растянувшийся во времени процесс построения нового интеграционного объединения, РГГОГОМ которого стало не только возникновение общего рынка, новых общих таможенных границ, но и передача ряда функций ЕС, которые ранее целиком принадлежали национальным государствам. Важным обстоятельством является формирование общего законодательного органа (Европарламента), некоторых общих судебных органов, общей правовой базы, Европейской комиссии как наднационального органа исполнительной власти.

В настоящее время перед европейскими институтами стоит задача сохранения дееспособности и эффективности в свете "шестой и седьмой волны" расширения ЕС. В тоже время, при несомненных успехах интеграции остается немало проблем управления интегрированной экономикой и согласования интересов национальных государств-членов ЕС.

Исторически европейская интеграция опиралась на послевоенную парламентскую демократию, постепенно охватывающую макроэкономический уровень. История становления Европейского Союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. 25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии.
В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское сообщество. 14 июня 1985 года было подписано Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан - договор, предусматривающий отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза при одновременном ужесточении контроля на внешних границах ЕС.

7 февраля 1992 года в Маастрихте (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор в основном урегулировал денежную и политическую систему европейских стран. С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собой ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС.

К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной и общей рыболовной политики.

Таким образом, в настоящее время в состав Союза входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария и Румыния.

Высшим политическим органом Европейского Союза является Европейский Совет. Как совещание глав государств на высшем уровне. Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами.

Высший исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (КЕС, Комиссия европейских сообществ). Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы.

Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов напрямую, избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Депутаты объединяются в соответствии с политической ориентацией.

Судебным органом ЕС высшей инстанции является Европейский суд (официальное название - Суд Европейских Сообществ). Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти генеральных адвокатов. Суд регулирует разногласия между странами-членами ЕС, между государствами-членами и самим Европейским Союзом, а также между институтами ЕС, выдает заключения по международным соглашениям.

Для проведения единой валютно-финансовой политики и выравнивания уровня экономического развития стран-членов ЕС были образованы: Единый центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейская счетная палата, Европейский фонд развития, Экономический, Социальный комитеты и Комитет регионов.

19 ноября 2009 года Европейский Союз избрал премьер-министра Бельгии Хермапа ван Ромпея своим первым Президентом, а новым высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности избрана еврокомиссар по вопросам торговли баронесса Кэтрин Эштон.

Современный Европейский Союз следует рассматривать и как интеграционную организацию, главной целью которой служит построение "как можно более тесного союза европейских народов" (ст. 1 Договора о Европейском Coюзe). В силу этого членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: "принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства" (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе).

В настоящее время предметом пристального внимания Европейского Союза является международная политика Союза во всех областях и сферах человеческой деятельности: политической, оборонной, экономической, социальной, культурной, экологической. ЕС сегодня, несмотря на имеющиеся трудности, не без оснований претендует на мировое лидерство, будучи единственным международным объединением, выступающим во всех соглашениях и договорах в качестве главного действующего лица.

Европейский регион неоднороден, среди 53 входящих в него стран: промышленно развитые страны Западной Европы, государства, ожидающие вступления в ЕС, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с экономикой переходного периода, а также государства, недавно получившие независимость.

Таким образом, европейский регион включает в себя страны с разнообразными политическими и социально-экономическими характеристиками. Это многообразие порождает ряд отличных Друг от друга проблем, для решения которых требуются разные подходы и возможности. Несмотря на произошедшие в Европе в последние два десятилетия конфликты, а также тяжелое экономическое положение некоторых стран в связи с мировым финансовым кризисом, можно отметить развитие интеграционных тенденций вокруг Европейского Союза.

Помимо 27 стран, уже пополнивших ряды членов ЕС, остальные страны заявляют о своем политическом намерении добиваться вступления в ЕС в течение последующих 5-10 лет, и, как минимум, согласовать свое законодательство с нормативными актами ЕС. Некоторые страны, не являющиеся членами ЕС в Западной, Южной и Восточной Европе образовали с ЕС соответствующие ассоциации на индивидуальной, либо на группой основе.

Стратегические приоритеты ЕС позволяют выделить следующие группы стран, с точки зрения их интеграции:
Европейский Союз в расширенном составе и ассоциированные страны-члены (Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Сан-Марино и Исландия);
Турция;
Юго-восточные европейские страны (Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Сербия и Черногория, Албания);
Восточная Европа и Кавказ (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан и Грузия);
Страны Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).

Европейскими странами и Европейским Союзом в качестве приоритетных направлений интеграционного развития активно используются:
стратегия национального регулирования;
стратегия дерегулирования;
стратегия национального контроля;
стратегия наднационального контроля.

Стратегия национального регулирования.

В диапазон функций национального регулирования процессом становления сбалансированного хозяйствования входят следующие основные задачи:
разработка принципов финансирования программ и мероприятий внутри конкретного государства-члена ЕС;
развитие институциональной структуры целевого резервирования финансовых и кредитных ресурсов;
формирование рынка товаров и услуг;
настройка рыночных механизмов экономическими инструментами регулирования; совершенствование правовой базы с учетом специфики экономических и социальных целей;
закрепление системой программных и прогнозных документов стратегии действий долгосрочного характера, целевых и лимитирующих показателей интеграционного развития.

В широком смысле национальное регулирование представляет собой вмешательство государства в частную деятельность для защиты общественных интересов.

Стратегия дерегулирования. Проведение политики дерегулирования позволяет изменить средства и механизмы национального вмешательства, найти баланс между качеством и экономической конкуренцией, что является, следствием повышения ответственности государств перед обществом. В целом затруднительно определить четкую взаимосвязь между либерализацией экономики, дерегулированием и защитой интересов граждан. Тем не менее, действия в ряде секторов экономики, в которых использовались методы дерегулирования дали положительные результаты. Именно в этом контексте политика дерегулирования связана с проблемой безопасности или с защитой окружающей среды. Например, в Нидерландах, стране, которая является лидером ЕС по сохранению окружающей среды, основное внимание было уделено деятельности инициативных групп для улучшения качества экологической ситуации. Проведение политики дерегулирования позволило изменить направленность государственного вмешательства и найти баланс между качеством и конкуренцией.

В рамках ЕС политика дерегулирования проводилась на разных, но взаимосвязанных уровнях, а проблемы дерегулирования находились в центре внимания в Европейском сообществе вплоть до завершения создания Единого европейского рынка. Дискуссии о наднациональном вмешательстве при передаче части суверенитета можно рассматривать в контексте проведения политики дерегулирования.

Стратегия национального контроля. Согласно принципу субсидиарности, каждое государство ЕС может выбирать те меры и способы контроля, которые помогут лучше выполнить функцию государственного регулирования. В основном все страны используют командно-контрольные функции. В странах ЕС существует система штрафов, причем штрафы и налоги являются дополнением к законам о прямом государственном регулировании.

Стратегия наднационального контроля. Европейская комиссия предложила странам ЕС принять новую Директиву о контрольных функциях Европейского Союза, в которой будет делаться упор на контрольные наднациональные функции. В целом институты ЕС, в частности Еврокомиссия выступает за менее "дирижистский подход" к решению стратегических задач Евросоюза.

Таким образом, в основе стратегии наднационального контроля ЕС к настоящему времени используются рыночные механизмы, в дополнение к количественному регулированию, а также политика введения общих стандартов качества товаров и услуг.

Следует отметить, что в первое десятилетие XXI века политика Европейского Союза в основном в направлена на объединение потенциалов европейских стран, а также на создание конкурентоспособной и сильной Европы. Уже сделаны определенные шаги, направленные на интеграцию усилий европейских стран, прежде всего, на создание единых органов координации деятельности Европейского Союза, на прозрачность границ и на создание единой валюты.

Одной из существенных проблем современной Европы является удовлетворение потребностей европейского рынка труда в кадрах различной квалификации. В последние десятилетия европейский рынок труда испытывает большие сложности, связанные с существующей устойчивой тенденцией снижения численности трудоспособного населения, связанного с демографическими проблемами, отсюда - увеличение лиц пожилого возраста. По оценкам демографов, через 25 лет недостаток трудоспособного населения в Европе может превысить 160 млн человек. Низкий уровень обеспеченности квалифицированными кадрами обуславливает низкий экономический потенциал европейских стран. Обеспечение европейского рынка труда кадрами с высшим образованием - одна из задач развития экономического потенциала Европы.

Таким образом, сдерживающими факторами интеграционных процессов в Европе, и, в частности в Евросоюзе, являются, с одной стороны, существенные различия в уровне развития стран-членов ЕС и их этнокультурные особенности, с другой стороны - практическое отсутствие природных ресурсов, в первую очередь, колоссальный дефицит углеводородного сырья.

Опыт функционирования Евросоюза показал, что наиболее прочной конструкцией наднационального объединения являются инфраструктурные связи, в частности энергетическая инфраструктура. Неслучайно сегодня в условиях острого кризиса европейского проекта именно создание панъевропейской энергетической инфраструктуры, межстрановых энерготранспортных коммуникаций является одной из приоритетных задач руководства Европейского Союза.

В этом отношении роль России для современной Европы существенно возрастает, т.к. у Евросоюза есть единственный шанс реализовать идею интеграционного развития, поддерживать дружественные отношения с Российской Федерацией - основным поставщиком для европейского рынка углеводородов.

ЖУРНАЛ "ДИССЕРТАНТ" N 12, 2011 г. Лапидус В. М.

1 янв 2011

Док. 666295
Перв. публик.: 01.01.11
Последн. ред.: 07.10.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``