В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вениамин Каганов: Образование и просветительство: новые возможности Назад
Вениамин Каганов: Образование и просветительство: новые возможности
Вениамин Шаевич Каганов, первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, к.э.н.

Мир меняется всё быстрее.

Всё выше требования предъявляет жизнь к личностным и профессиональным качествам людей. Информационные технологии открывают новые горизонты, активным образом влияют на новые поколения. Педагоги, психологи, врачи, родители - все отмечают: сегодняшние дети сильно отличаются по своим возможностям, мотивам, ограничениям не только от нынешних взрослых, но и от тех, кто вышел из детства 10-15 лет назад.
Другие дети, другой мир, другие вызовы - другие образовательные потребности. А это значит, сама жизнь предъявляет новые требования к системе образования. Традиционная "знаниевая" парадигма образования должна уступить место (но пока не спешит это делать) новой, компететностной. Просто давать знания уже недостаточно, поскольку знания в современном мире имеют свойство быстро удваиваться и устаревать. Мало адаптировать детей к взрослому обществу, чем занималась прежняя школа: никто не знает, каким оно будет, это общество и требования к человеку через 10-15 лет. Нужно научить детей ориентироваться в пространстве, во времени, обучить выстраивать отношения в обществе с окружающими, настроить учиться всю жизнь. Научить действовать, наконец, и, что чрезвычайно важно - сформировать свою гражданскую позицию, моральный и человеческий стержень. Без этого - все обучение не только бесполезно, но даже опасно и для ребенка, и для общества.

Учитель всегда играл ключевую роль в воспитании детей. Но каким должен быть учитель в новых обстоятельствах? Как педагогу идти в ногу со временем и развитием общества? Как выстраивать образовательный процесс, чтобы знания, которыми учитель владеет, не устаревали так стремительно? В противном случае, ценность его учительства будет снижаться по мере развития научно-технического прогресса в обществе. Какими же должны стать новые педагоги, и главное: где их взять? Чему и как учить ребенка, если в первый класс он приходит из одного мира, а заканчивает школы и вступает в мир другой? Какое образование является качественным?

Изменившиеся обстоятельства и возросшие требования ставят перед образованием новые задачи. И реакцией общества на эти вызовы стали Федеральные образовательные стандарты, которые уже внедрены в начальной школе, начали апробацию в основной школе и, надеемся, в недалеком будущем станут фактом для старшей школы.

Не вдаваясь в детали, скажу, что разработанные стандарты определяют по-новому не только условия и качество образовательного процесса, но и его результаты, цели. Понятно, что это обстоятельство заставляет по-другому подходить к качеству профессиональной подготовки учителя, к качеству управления образовательным процессом, к уровню и качеству взаимодействия образовательных учреждений с сообществом и, в первую очередь, с родителями.

Москва исстари была особым городом с точки зрения образования. Здесь традиционно были известные школы, наработки которых использовались по всей Руси. Здесь и сейчас находятся крупнейшие вузы страны и постсоветского пространства. Сейчас в системе, подведомственной нашему Департаменту, обучается 430 тысяч дошкольников, 816 тысяч школьников, более 100 тысяч студентов колледжей получают профессию. На территории города обучается более миллиона студентов.

Исследования указывают на постоянное и пристальное внимание московских семей к условиям и результатам образования детей. Для большинства понятие качества жизни неразрывно связано с возможностью качественного образования детей.
В последние два года Москва огромное внимание уделяет сфере образования. Благодаря позиции Правительства Москвы, Мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, все разумные новшества в системе образования поддерживаются, обеспечиваются и административно, и ресурсно.
Второй год реализуется Государственная программа города Москвы на среднесрочную перспективу 2012-2016 годы "Столичное образование", в которой сформулированы цели, задачи, механизмы, индикаторы, показатели и их значение по годам, ресурсное обеспечение модернизации системы образования Москвы.

Программа позволила приступить к серьезным качественным преобразованиям, нацеленным на повышение качества, доступности знаний, к формированию и реализации индивидуальных траекторий личностного и профессионального развития каждого учащегося.
Несмотря на сравнительно малый срок уже можно говорить о некоторых результатах в повышении качества образования, косвенных показателях более успешной воспитательной работе с детьми: например, снижение правонарушений среди обучающихся, возросшее доверие общества и родителей к системе образования, подтверждаемое социологическими исследованиями. Последнее обстоятельство особенно для нас ценно, тем более, что все это происходит на фоне постоянных и для многих педагогов, руководителей болезненных процессов. Но в итоге, дети - выигрывают, общество - выигрывает, и это окупает все издержки.

Почему для нас так важна тема просветительства?
Отвечу. Социальным заказчиком системы образования являются в частном случае семья, в общем случае - все городское сообщество. Задачи образования настолько амбициозны, а возможности человека настолько ограниченны, что без перестройки отношений с родителями, в целом с обществом современная школа не сможет давать качественное образование. Также за несколько лет обучения невозможно подготовить современного специалиста в вузе, если он до этого не имел возможности профилизации по тем или иным предметам. А некачественное образование - образованием не является. Таковы требования современной жизни.

Скорость изменений в системе образования сегодня настолько велика, что без специальных усилий не стоит и мечтать о том, что общество их поймет и поддержит. Эти усилия лежат в сфере просветительства.

Системе образования не просто желательно - жизненно необходимо, чтобы общество понимало зачем, почему и что именно происходит в школе. Без этого понимания невозможно вовлечь родителей в управление образовательными учреждениями, невозможно соотнести подходы к воспитанию детей. Что получится, если в школе говорят одно, дома - другое, по телевизору и в интернете - третье? Ребенок перестанет доверять всем. Поэтому политика полной открытости образования, двухлетняя практика такой работы, открытости всей информации по образованию, активизация взаимодействия с профессиональными сообществами и родителями уже дали определенные результаты.
Исследования на конец прошлого года показали: более 85 процентов москвичей вовлечены в процесс обучение детей в школе. Наметился тренд на позитивное отношение к качеству Московского образования. Стоит заметить, что намного негативнее оценивают образование те, кто не имеет детей и не планирует их иметь. Можно сделать вывод: с другими - родителями, бабушками, дедушками школа все же работает. Но в плену прошлых представлений остаются те, кто в повседневной жизни с образованием детей не сталкивается. Но эти люди также часть общества и, как правило, часть активная, нацеленная на успех в карьере. Важно, чтобы они также стали сторонниками нового Московского образования.
Некоторые иллюстрации к происходящим изменениям в отношении общества к образованию. Детский телевизионный учебный центр южного окружного управления образованием, начиная с 1998 года, ведёт телевизионные передачи в прямом эфире, принимает звонки от телезрителей и систематизирует их. Бессменный ведущий - Рачевский Ефим Лазаревич, директор известного образовательного комплекса "Царицино", который не только отвечал на эти вопросы, но и сохранил их.

Анализ вопросов показывает, что именно интересует родителей:
1998-2000 годы. Вопросы в основном касаются размеров оплаты за дополнительные услуги, жалобы на отсутствие учителей по тем или иным предметам, на отсутствие элементарных удобств: аварийное состояние школы, плохое отопление и т.д.
После теракта акта на Дубровке, печально знаменитого "Норд-Оста" (23-26 октября 2002 года) родители озабочены исключительно безопасностью своих детей.

А вот уже в последние годы ситуация кардинально иная...
Активная часть общества пошла на сотрудничество с системой образования, родители всё активнее вникают в содержательную часть образовательного процесса, охотно участвуют в управлении школой.
И наша задача - подсказать, направить эти усилия родителей, общества через просветительство в конструктивное русло.

Департамент образования города Москвы постоянно кропотливо изучает опыт передовых, выдающихся работников системы московского образования, положительный, яркий опыт успешных образовательных учреждений.
Я бы сказал, что в процессе профессиональной переподготовки руководящих кадров происходит взаимное обучение.
Так, в декабре на методических курсах слушателям, а это 300 руководителей образовательных учреждений разного профиля, было задано "Домашнее задание": написать эссе, осветив своё видение ряда вопросов. Один из них был сформулирован следующим образом: "Взаимоотношения родитель - учитель: единство и борьба противоположностей".
Все руководители отметили - такая проблема есть. И многие проблемы связаны с различным пониманием, каким должно быть образование, что хорошо, что плохо?

Хотя в большинстве своем родители учителю доверяют. А кому еще доверять? Учитель может, а, значит, должен просвещать родителей, а через них и все общество о сути и смысле преобразований в школе.

К сожалению, нередко взаимоотношения "родитель - учитель" носят характер противостояния. Учителя, порою, опасаются, что, чем больше общения с родителями, тем больше критики в адрес школы и конкретного педагога.
Однако, в современном образовательном учреждении наметилась и динамично развивается другая, положительная тенденция: организация взаимодействия с родителями на основе взаимопонимания и сотрудничества в интересах ребенка. Эта тенденция базируется на таких важных аспектах, как просвещение родителей, прозрачность школьной образовательной среды. Максимально полная и доступная информация на сайте школы; электронные дневники учащихся с комментариями учителей и рассылкой сообщений; дистантное предметное обучение; персональные странички учителей в Интернете; занятия в рамках родительского лектория; портфолио детей; выставки и презентации; тематические родительские собрания; Дни открытых дверей и индивидуальных консультаций с предметниками; традиционные школьные мероприятия и праздники; участие в совместных масштабных социальных проектах, акциях и конкурсах и, разумеется, гарантированное высокое качество образования, подтвержденное независимыми экспертизами и поступлением выпускников в престижные вузы, открытые конкурсы "Педагог года". Все это помогает родителям глубже понять, что же происходит в конкретном классе с конкретным ребенком в период его школьного детства, отрочества и юношества. Так решается задача формирования у родительской общественности положительного имиджа школы, преодолеваются настороженность и скептицизм.

Сегодня родители в Москве получили доступ к рассмотрению тех вопросов, к которым раньше их не допускали: выбору предметов для обучения, определению объёмов их изучения, участию в составлении учебных планов, изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний, влиянию на материальное стимулирование учителей. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Исходя из опыта школы, можно с уверенностью сказать, что сегодня в разы повысилась мобильность родителей и по части общественно-государственного управления школой (активно участвуют в ежегодной Конференции, выборах в Управляющий совет). Родители все охотнее откликаются на школьные инновации, с энтузиазмом включаются в проектную деятельность, предлагают помощь во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, выступают инициаторами благоустройства территории школы и околошкольной территории. И задача учителя - стать для родителей связующим и направляющим звеном между семьей, ее образовательными и социализирующими потребностями и школой; развивать возможности школы, класса, социума для удовлетворения запросов семьи.
Несмотря на присутствующее порой недоверие, сегодня, по моему убеждению, создалась благоприятная ситуация в обществе: оно готово слушать и слышать призывы образования.

Я хочу воспользоваться результатами общероссийского мониторинга:
Взаимоотношения родителей школьников и учителей должны, по мнению россиян, строиться на началах тесного и доверительного сотрудничества. Большинство участников опроса (69%) убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний. Особенно часто разделяют эту установку те, у кого в близком окружении есть дети, посещающие школу, - родители, дедушки и бабушки, другие близкие родственники школьников (74% ответов в этой группе). 17% участников опроса придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания (среди родителей - 18%). Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов (среди родителей - 8%). Многие доверяют школе настолько, что не считают нужным как-то проявлять свое внимание к тому, что там происходит.

Сегодня школа является одним из инструментов просвещения: через общение родителей, через поведение детей. Не только родители воспитывают детей, но и дети родителей. Нам, взрослым, есть чему у них поучиться.

Сегодня система образования может стать источником серьезных просветительских инициатив. Только в Москве в системе Департамента образования трудится более 200 тысяч человек, среди которых не один десяток талантливых, имеющих свою позицию и профессиональный опыт педагогов. И они проявляют себя не только на уроке.

Например, проект "Город грамотных людей", инициированный Витой Кириченко, победительницей конкурса учителей Москвы и России 2012 года, а ныне директором одной из московских школ.

Чтобы системе образования стала качественнее, она сама должна быть более открытой обществу, активнее продвигать свои цели, ценности и результаты.

Новые требования и новые возможности задают тренды для трансформации и просветительской системы.
На мой взгляд, необходимо внимательно, возможно критично, но обязательно творчески посмотреть на цели, задачи, механизмы и ожидаемые результаты просветительской деятельности.

По моему представлению, цель просветительской деятельности сегодня можно сформулировать следующим образом: "формирование личности гражданина, понимающего закономерности развития общества, имеющего гражданскую позицию и понимающего личную ответственность за реализацию своих возможностей на благо семьи и общества".

Значит ли это, что все 100 % населения нашей страны станут такими? Нет, конечно. Но если объединить усилия, проявить умение и настойчивость, то процент населения, близкий к этим позициям, станет большее, заметная часть других повернется лицом к проблемам общества и проблемам государства.

Часто сетуют: в обществе нет единой идеологии, нет национальной идеи.
По-моему, она есть и довольно четко сформулирована в последних решениях и выступлениях Президента РФ, нацеленных на развитие образования и воспитание гражданина.

Для москвичей, для системы просветительства города, на мой взгляд, можно эту цель сформулировать так, как она записана в Госпрограмме "Столичное образование": "Создание условий средствами образования для максимальной личной успешности каждого обучающегося в обществе".

Думаю, цель нашего просветительского движения сформулировать анологично: "Создание условий для успешности каждого гражданина в обществе и содействие самореализации на благо общества".
Достижение этой цели потребует решения ряда очень важных и новых задач.

Среди них:

o Формирование когорты просветителей, добившихся успеха в новой жизни и несущих в себе оптимизм, желание созидать на благо общества. Например, авторитетные мастера искусств, выдающиеся спортсмены, ученые, бизнесмены, общественные деятели, граждане, которые завоевали общественное доверие, и что немаловажно для молодого поколения, узнаваемы.
o Формирование нового содержания просветительской деятельности, направленного не столько на овладение знаниями, сколько на понимание закономерностей развития общества, умение находить позитивное, желание действовать и взаимодействовать с социумом для решения собственных и общественных задач. Например, молодежная акция "Острова Гипербореи", когда в процессе подготовки и жизни в команде на необитаемом острове участники по-новому переосмысливают жизнь, лучше понимают близких, стремятся сохранить и преумножить те богатства, которые они приобрели на острове.
o Выделение ключевых аудиторий и формирование адресного содержания просветительской деятельности с ними. Например, олимпийские чемпионы провели в школах уроки мужества, и у ребят на многое открылись глаза.
o Использование новых информационных и коммуникационных технологий. Блоггеры обратились к обществу и очень быстро собрали средства для помощи больному ребенку. Научно-технический прогресс несет не только опасности, но и возможности, и надо уметь ими пользоваться.
o Просветительство через акции и вовлечение в общественно полезные дела: не рассказывать, а показывать, а еще лучше - делать вместе. Дети в 405-й школе за счет благотворительных концертов собрали 5 млн. руб. на помощь однокласснице с неизлечимой болезнью. Фонд поддержки российского учительства поддержал и создал механизмы, позволяющие тем, кто хочет помогать, помогать.
o Проект, реализуемый Департаментом образования города Москвы и Фонда поддержки российского учительства: "Москва - столица образования", предусматривает участие тысяч юных москвичей и педагогов в показе образовательных возможностей Москвы для десятков тысяч детей из взрослых из регионов России и других стран.

При всем уважении к различным категориям населения, на мой взгляд, опора просветительского движения - учительство. Сегодня учитель обязан быть просветителем, если не по призванию, то по должности.

Вольно или невольно учителя научились общаться и с детьми, и родителями, заряжаясь у одних и отдавая другим не сколько знания, сколько душевное тепло, участие. Именно это сегодня важнее всего.
Учитель - творец отношений с родителями, а значит - с обществом.
Учитель, как несущий просветительскую миссию, может, а значит должен инициировать процесс изменений отношений с родителями.
Учитель должен создать равноправное взаимодействие с родителями, что означает привлечение их к активному воспитательному процессу.
Уверен - настала пора отряхнуться от гражданской спячки, прекратить брюзжать и лить слезы по тому, чего нет, а жить тем, что есть, помогать найти свой путь другим, в первую очередь, молодежи.

Эта важная задача, и педагоги Москвы могут быть в авангарде этого движения.
Мы должны, не закрываясь от конструктивной критики, больше внимания уделять выявлению и показу позитивного опыта. Направить механизмы просветительства на формирование уверенности и позитива в общества - негатива достает и без нас.
Просветительские организации могут, а значит должны, наряду со школой, библиотекой, стать поистине духовно-просветительскими центрами.
Гражданский долг людей передовых (а учитель не может не быть передовым, иначе - он учитель только по должности, а не по профессии), как всегда, идти на шаг впереди всех, "сеять разумное, доброе, вечное", быть первопроходцами, вести за собой, освещая дорогу другим.

Издревле миссия учителей состояла в том, чтобы быть провозвестниками и пророками. Это трудная задача. Очень трудная. Но достойная. И посильная. Пусть сегодняшний учитель несовершенен. Ну а кто совершенен? Кто, если не учитель? При этом, учитель - это не только тот, кто в школе и на зарплате. Это тот, кто морально готов отдать обществу чуть больше, чем может получить от него. Знаю, что многие уже движутся в этом направлении, потому что понимают - любой источник пересохнет, если не заботиться о нем. И пришло время, когда таких людей может и будет больше.

Источник: http://www.realschool.ru

http://www.educom.ru/

02.04.2013

Док. 666281
Перв. публик.: 02.04.13
Последн. ред.: 07.10.13
Число обращений: 0

  • Каганов Вениамин Шаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``