В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор Александр Гусев: Россия-ПАСЕ- разговор на равных... Назад
Профессор Александр Гусев: Россия-ПАСЕ- разговор на равных...
Москва намерена выйти из-под назойливой опеки Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). На открывающейся в Страсбурге сессии ассамблеи глава российской делегации, спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложит ей завершить мониторинг ситуации в России.
Отношения Москвы и Страсбурга простыми не назовешь. Из года в год европарламентарии по отношению к России используют патерналистскую, поучительную интонацию. Складывается впечатление, что речь идет не о равноправных партнерах, а о некой конструкции, где России отведена роль "младшего брата", которого необходимо учить жизни и направлять в нужное русло. Члены ПАСЕ неоднократно и весьма жестко критиковали принимаемые Госдумой законы.
Один из последних примеров - введение нормы, согласно которой некоммерческие организации (НКО), занимающиеся политической деятельностью на иностранные деньги, должны регистрироваться в качестве иностранных агентов. Подобное правило, кстати, действует во многих странах, включая европейские, и не вызывает никаких нареканий со стороны иностранных НКО.
Между тем к российским властям вновь приклеивается ярлык "душителей свободы и демократии". То же самое - с однополыми браками, которые в России не регистрируются. Европарламентарии не раз призывали Москву тщательно взвесить все очевидные "минусы" столь несовременной и непродвинутой, с их точки зрения, позиции.
- ПАСЕ: занимательная терминология с политическим уклоном
- Делегация РФ в ПАСЕ против мониторинга РФ в Комитете министров СЕ
Постоянной и сугубо политизированной критике также подвергаются законы о партиях, выборах губернаторов и митингах. Между тем спикер российского парламента Сергей Нарышкин заявляет, что страна создала все необходимые условия для отмены мониторинга со стороны ПАСЕ. Однако его члены с такой постановкой вопроса вряд ли согласятся, считает профессор Александр Гусев:
"Оценке подвергаются как законодательные акты, так и чисто экономические, связанные с внутренней ситуацией и внешнеторговыми отношениями. Но самое главное - мониторингу подвергаются процессы политического характера. К большому сожалению, своими в ПАСЕ мы не стали, хотя у нас самая представительная делегация. Любить нас, конечно, они не обязаны, но должны относиться более терпимо, как к любой другой стране, входящей в ассамблею".
Сергей Нарышкин считает, что Москва и Страсбург созрели для продолжения работы в "стандартном диалоговом постмониторинговом режиме". При этом Россия ничуть не умаляет роль ПАСЕ в регионе и выступает за ее укрепление как важнейшего института единой Европы. Для того чтобы отношения сторон перешли в более конструктивное русло, необходима, казалось бы, мелочь: прекратить политизацию и зачастую беспочвенное осуждение российского законодательства. Но именно здесь добиться понимания с европарламентариями никак не удается.
- Пушков: Россия готова адекватно ответить ПАСЕ
Год назад большинством голосов ПАСЕ приняла жесткую резолюцию по ситуации в России, в которой констатировалось усиление авторитарных тенденций. В результате за несколько дней до открытия сессии Нарышкин отказался ехать в Страсбург. Возникает логичный вопрос: кто же виноват, что столь необходимый диалог все время "спотыкается" о новые рукотворные препоны?
Снятие России с мониторинговых процедур - абсолютно правильная цель, но реализована она будет не скоро, уверен член общественной палаты Сергей Марков:
"Страны Совета Европы делятся на несколько групп, условно говоря, первосортных, кто создал этот совет, и второго сорта - это те, кто присоединился позже. И по отношению к ним в качестве давления применяется формат мониторинга: соответствуют они нормам демократии или нет. Но те, кто хорошо себя ведут, к примеру, очевидно недемократические Латвия и Эстония, в которых созданы этнократические режимы, выведены из-под мониторинга. Бывает и так: поддержал бомбардировку Ирака - хороший парень, демократичный, и никакие процедуры не нужны".
Спикер Госдумы в одном из интервью задался вопросом: почему европарламентарии считают возможным указывать суверенному государству, какие законы нужно принимать, какие - отменить, а какие нормы действующего законодательства стоит исправить?
Тем не менее Нарышкин едет в Страсбург, чтобы еще раз попытаться найти общий знаменатель с коллегами из Европы, которым все-таки придется поумерить свой нравоучительный пыл, если они действительно хотят избавиться от негативного и абсолютно бесплодного тренда в отношении России.

Профессор Александр Гусев в интервью Илье Харламову на радиовещательной компании "Голос России" http://rus.ruvr.ru/

Док. 666217
Перв. публик.: 30.09.13
Последн. ред.: 03.10.13
Число обращений: 0

  • Нарышкин Сергей Евгеньевич
  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``