В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Инфляционные проблeмы современной России Назад
Владимир Андрианов: Инфляционные проблeмы современной России
Экономика современной России реально столкнулась с серьезными инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период так называемых экономических реформ, когда началась трансформация – от централизованно планируемой к рыночной экономике.

 

 

При переходе к рыночной экономике правительством России использовалась ортодоксально-монетаристская программа финансовой стабилизации, предложенная МВФ. Ее основными элементами были:

– либерализация цен на товары и услуги;

– беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;

– либерализация внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему курсу рубля;

– борьба с растущей инфляцией, путем ограничения роста денежной массы и ограничения предложения денег.

В совокупности эти меры представляют собой наиболее радикальный вариант перехода к рыночной экономике и потому называются `шоковой терапией`. Социально-экономические последствия такой политики для российской экономики оказались разрушительными.

Особенности ценовой динамики в современной России

Непродуманные экономические реформы в России, после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия, отсутствие стратегии экономического развития, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, отсутствие антиинфляционной программы, привели к возникновению в России супергиперинфляции.

Пик роста цен пришелся на 1992 г. и составил 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары продолжали расти и увеличились в годовом исчислении на 844%.

Супергиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в денежный оборот были введены новые банкноты достоинством 5 тыс., 10 тыс. и 50 тыс. рублей.

В 1994 г. и 1995 г. сохранялась гиперинфляция, продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Фактически в этот период Россия переживала стагфляционный кризис – сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровне инфляции. В 90-е годы прошлого столетия ВВП и промышленное производство в России сократилось более чем в два раза.

Резкое падение производства заметно уменьшило поступление налогов в государственный бюджет, что наряду с незначительными доходами от радикальной, но неэффективной приватизацией, обеспечило на многие годы хронический дефицит федерального бюджета.

Достаточно длительный период высокой инфляции в России был обусловлен, прежде всего, тем, что борьба с ростом цен велась преимущественно монетаристскими методами.

Однако эти меры оказались малоэффективными из-за господства административной инфляции и инфляции издержек, которые были следствием быстрого роста цен на энергоносители и товары сырьевой группы, а также повышением транспортных тарифов.

При инфляции издержек первоначальный толчок росту цен дают не денежные факторы, а производственные и рыночные.

Вызванное ими повышение цен заставляет центральные банки увеличивать денежную массу. В странах с развитой и гибкой системой денежно-кредитного регулирования установление баланса между предложением денег и спросом на них происходит практически автоматически. При отсутствии такого баланса развивается инфляция или возникает острая нехватка платежных средств.

В России, в соответствии с монетаристскими принципами, сдерживание инфляции осуществлялось путем искусственного сокращения денежной массы ниже потребностей денежного обращения.

Однако идеологи российских реформ на практике игнорировал важнейшие постулаты монетаризма. В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы.

Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую `зону расширения` для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.

В России же проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию.

Такая политика привела к массовым неплатежам практически во всех отраслях экономики, способствовала развитию бартерной торговли, масштабной долларизации экономики, долгосрочным задержкам выплаты зарплаты и пенсий, что препятствовало росту экономики.

Поэтому меры монетаристского характера, сокращающие платежеспособный спрос оказались в России абсолютно неэффективными.

Фактически в этот период определенное снижение инфляции происходило в основном за счет сокращения производства, что сделало крайне непрочным и сам процесс замедления роста цен.

Лишь благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.

В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году вновь подскочил до 84,4%.

В основных параметрах бюджета Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%.

В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%.

В конечном итоге уровень инфляции в России в 1999 г., по официальным статистическим данным, составил 36,5%.

В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период в два раза с 20,2% до 10,0%.

В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.

Таким образом, фактически в период с 1995 г. по 2005 г. в России сохранялась хроническая галопирующая инфляция, уровень которой колебался в пределах от 10 до 84%.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 гг.), утвержденной Правительством РФ в январе 2006 г., была поставлена задача добиться снижения уровня инфляции в 2006 г. до 7,0 – 8,5%, в 2007 г. до 6,0 – 7,5% и в 2008 г. – до 5,0 – 6,0%.

Однако достичь указанных показателей также не удалось. В 2006 г. уровень инфляции составил 9,0%, а в 2007 г. возрос до 11,9%.

При этом по многим продовольственным товарам рост потребительских цен был гораздо больше. В частности, цены на подсолнечное масло в 2007 г. повысились на 52,3%, на сливочное масло на 40,3%, на молоко и молочную продукцию на 30,4%, на хлеб и хлебобулочные изделия на 22,4%.

Значительный рост потребительских цен в 2007 г. во многом был обусловлен резким увеличением мировых цен на основные виды продовольственных товаров.

Возросло влияние импортных цен на инфляционные процессы в России. Чувствительная и быстрая реакции индекса потребительских цен в России на рост мировых цен на продовольственные товары с середины 2007 г. была обусловлена их высокой долей в розничной торговле (47%) и потребительской корзине (25%).

Высокая монополизация аграрного рынка, оптовой и розничной торговли продовольствием привели к повышению цен на отечественную продукцию вслед за подорожавшими импортными товарами.

Накануне мирового финансового кризиса в 2008 г. в России продолжался рост цен. Уровень инфляции почти в два раза превысил прогнозные значения Правительства и в годовом исчислении составил 13,3%

  

Инфляционные процессы в России
после мирового финансово-экономического кризиса

В условиях финан-сово-экономического кризиса проявились инфляционные последствия предкризисной кредитной экспансии в банковской системе России. В частности рост потребительского и ипотечного жилищного кредитования в 2006 г. составил 39,6% и в 2007 г. - 51,6%. Банковское `перекредитование` способствовало увеличе-нию денежного предложения и сохранению высокого уровня инфляции.

Следует отметить, что нарас-тание темпов банковского кредитования населения проходило на фоне замедления кредитования реального сектора экономики, промышленных предприятий и организаций.

В результате кризиса повысились средневзвешенные номинальные процентные ставки по кредитам предпри-ятиям с 10,4% в январе 2008 г. до 20-25% в 2009 г. Это сти-мулировало инфляцию, так как заемщики перекладывали эти дополнительные издержки на потребителей их про-дукции.

Специфика инфляции в России в условиях кризиса проявилась в росте потребительских цен на топливо и горючее смазочные материалы даже при снижении мировых цен и цен производителей на эти товары.

Ос-новная причина заключалась в ценовом сговоре произ-водителей топлива, что потребовало вмешательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая наложила штрафные санкции на крупнейшие компании топливно-энергетичекого комплекса.

Существенным фактором инфляции оставалось ежегодное повышение цен и тарифов естественных монополий, а также рост тарифов на услуги ЖКХ. При этом, как правило, рост тарифов на услуги ЖКХ и железнодорожные перевозки, увеличение стоимости электроэнергии, природного газа, нефтепродуктов опережал рост официальной инфляции.

В частности, в период с 2000 по 2009 г. стоимость услуг ЖКХ возросла в 9,2 раза, стоимость газа для промышленных потребителей выросла в 5,3 раза, тарифы на перевозку грузов РЖД увеличились в 5,2 раза.

По расчетам экспертов вклад этого фактора в повышение общего уровня потребительских цен в России в 2009 г. возрос с 29 до 33%, что еще раз подтверждает не монетарный характер инфляции в России.

В последующие годы продолжался рост тарифов и услуг для на-селения, том числе на:

– сжиженный газ – на 30% в 2010 г. и на 27,7% в 2011 г.;

– электроэнергию – на 25% в 2010 г. и на 10% в 2011 г.;

– тепловую энер-гию - на 18% в 2010 г. и на 10-15 % в 2011 г.

По расчетам экспертов вклад этого фактора в повышение общего уровня потребительских цен в России в 2009 г. возрос с 29 до 33%, что еще раз подтверждает не монетарный характер инфляции в России.

Рост тарифов в свою очередь приводит к росту цен на продукцию, в себестоимости которой заложены расходы на электроэнергию, газ и транспорт. Таким образом, рост тарифов оказывает влияние на ценообразование почти всех групп товаров и услуг, производимых в России.

Следует подчеркнуть, что в современном мире повышение цены на товары и услуги без повышения его качества и новизны не естественный процесс, опасная аномалия.

В 2010 г. возобновился традиционный для России подход к разработке денежной программы с ак-центом на внешние источники формирования денежной базы. Эмиссия росла за счет покупки Банком Рос-сии иностранной валюты от экс-порта и внешних займов.

В частности, предусмотренная эмиссия еврооблигаций Минфином России на мировом финансовом рынке в 2010-2012 гг. была направлена на при-влечение внешних заимствований не только для покры-тия бюджетного дефицита, но и для расширения денежной базы.

Установка бюджетной политики на снижение инфляции под влиянием монетаристской концепции огра-ничилась сдерживанием лишь ее денежных факторов путем изъятия `стерилизации` излишней денежной массы в государственные финансовые фонды.

В результате в целом удалось снизить уровень инфляции в России в 2011 г. до рекордно низкого уровня - 6,6%. Главным фактором снижения инфляции было решение Правительства России о временном замораживании роста тарифов естественных монополий накануне президентских выборов.

В 2012 г. уровень инфляции вновь возрос и составил 6,9%, что было также обусловлено очередным повышением тарифов на услуги ЖКХ и ростом стоимости энергоносителей.

 

 Прогнозы ценовой динамики в России в среднесрочной и долгосрочной перспективе

Центральный банк Российской Федерации в конце 2008 г. в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг. давал следующий прогноз роста цен в России.

  


Данный прогноз, хотя и не учитывал глубину мирового финансового кризиса и его последствий для экономики России, оказался достаточно близким по показателям для 2009 года, и не оправдался по показателям за 2010 и 2011 гг.

Министерство экономического развития в конце 2009 г. давало следующий прогноз роста цен в России на период 2010-2012 гг.

  

Данный прогноз не оправдался для 2010 г. и оказался достаточно близким для 2011 года. В 2012 г. инфляция также превысила прогнозные значения Минэкономразвития.

Международный валютный фонд в начале 2010 г. давал следующий прогноз роста цен в России на период 2010-2015 гг.

  


Приведенные выше прогнозы различных организаций в целом предполагали снижение уровня инфляции в России в среднесрочной перспективе. Однако, как показала практика, ни один из этих прогнозов полностью не оправдался.

Очередной прогноз снижения уровня инфляции в России был подготовлен Правительством в `Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года`.

В частности в разделе `Приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики` отмечается, что основными задачами денежно-кредитной политики в 2013 – 2018 гг. являются снижения уровня инфляции и обеспечение экономики необходимой ликвидностью.

Согласно прогнозу уровень инфляции должен снизиться к 2015 г. до 4-5% и к 2018 г. – до 3-3,5%.

Будет осуществлен переход к тагетированию инфляции. Предполагается снизить до минимума влияния тарифной составляющей на уровень цен в стране.

Однако, как показывает мировой опыт, использование режима тагретирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами требует соблюдения более жестких условий с точки зрения уровня развития экономики и ее институциональной структуры.

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов
к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Поэтому Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда, когда руководители центрального банка готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.

По сравнению с другими странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока отстает от многих развитых стран.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики.

В этой связи в ближайшие годы в России следует ожидать сохранения хронической инфляции и относительно высоких по сравнению с другими странами мира темпов роста цен.

Уровень инфляции будет сохраняться примерно на уровне ставки рефинансирования Банка России и может сокращаться по мере ее снижения.

Для достижения прогнозных результатов по инфляции в России должны быть созданы действенные механизмы устойчивого развития экономики и регулирования уровня внутренних цен. Для этого денежно-кредитная политика правительства и Банка России нуждается в существенной корректировке.

 



Док. 666178
Опублик.: 02.10.13
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич
  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``