В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Саммит ЕЭС в контексте интеграционных процессов Назад
Вячеслав Лапидус: Саммит ЕЭС в контексте интеграционных процессов
25 сентября 2013 г. в Астане прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета. В мероприятии приняли участие главы правительств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Украины. Участники встречи рассмотрели широкий круг вопросов дальнейшего углубления евразийской экономической интеграции, а также реализацию договоренностей, достигнутых в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета, прошедшего в Астане в мае 2013 года, касающихся таможенно-тарифного регулирования и экспортного контроля.

По результатам заседания были подписаны решения по вопросам гражданских пассажирских самолетов и зерноуборочных комбайнов и их модулей, ввозимых на единую таможенную территорию ТС. Это позволит государствам-участникам ТС активно развивать такие секторы экономики как промышленный, сельскохозяйственный, воздушно-транспортный. Кроме того, главами Правительств ТС были одобрены итоги применения в 2011 и 2012 годах механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

Необходимо подчеркнуть, что координация интеграционных процессов в рамках ТС и ЕЭП происходит в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) - наднационального органа, обеспечивающего выстраивание взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Вышеуказанная комиссия не подчинена правительствам стран-участниц ТС, а ее решения обязательны для исполнения на их территории.

Одним из проблемных моментов заседания стал вопрос российских поставок нефти партнерам по Таможенному Союзу. В конце 2013 г. истекает срок соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном о компенсации России в части беспошлинных поставок нефти в данные страны. Россия заинтересована в получении адекватной компенсации в результате реэкспорта российской нефти и значительных потерь российского бюджета. Данная тема особенно актуальна в отношениях с Казахстаном, с которым ведется активный переговорный процесс, направленный на установление взаимного обмена в вопросе поставок нефтепродуктов.

Другим проблемным моментом саммита стал вопрос полноценного участия Украины в деятельности Таможенного Союза. По словам Председателя Правительства России Д. Медведева в случае подписания Украиной договора об ассоциированном членстве в ЕС, для нее будет закрыта возможность "полноценного участия в Таможенном союзе". В результате Украина сможет принимать участие лишь в сферах сотрудничества ТС, не противоречащих их договорённостям с ЕС. В этом случае уровень взаимного торгового оборота будет снижаться, а Россия будет вынуждена принять защитные меры против импорта украинских товаров.

Важной инициативой прозвучавшей на заседании, стало предложение Киргизии по созданию специального фонда развития странам, экономика которых "меньше экономики стран ТС". О намерении Киргизии присоединиться к Таможенному союзу было объявлено в октябре 2011 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Необходимо подчеркнуть, что процесс присоединения Киргизии к вышеуказанному интеграционному объединению регулируется "Дорожной картой", принятие которой планируется на конец 2013 г.

Прошедшее заседание вновь обозначило основные подходы участников к развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Россия рассматривает ТС и ЕЭП как инструмент формирования экономического союза, как важный компонент реализации своих экономических и геополитических интересов в СНГ. Государства-участники СНГ видят интеграционный процесс не столько с позиций партнеров России по реализации проекта Евразийского Союза, сколько с точки зрения бенефициаров.

В этом контексте страны-участницы ТС заинтересованы в открытии российского рынка для их продукции, в доступе к льготному кредитованию, к получению российских энергоносителей по сниженным ценам. Однако они не готовы нести соответствующие издержки. Это приводит к ситуации геополитической неопределенности на пространстве СНГ, когда постсоветские государства пытаются участвовать в разновекторных интеграционных проектах.
В этой связи актуальным становится вопрос повышения привлекательности Евразийского Союза, формирование системы бонусов, направленных на привлечение новых участников в состав ТС и ЕЭП, лишение экономических преференций государств, не принимающих участие в деятельности вышеуказанных интеграционных объединений. Со своей стороны, государствам СНГ следует более четко обозначить свою идентичность и формализовать свое участие в конкретных интеграционных проектах, исключая участие в противоречащих друг другу векторах интеграционного притяжения.

Док. 666173
Опублик.: 01.10.13
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``