В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Подберезкина: Россия и АТР во втором десятилетии XXI века Назад
Ольга Подберезкина: Россия и АТР во втором десятилетии XXI века
... уже сегодня раздаются голоса, что, мол, скоро
"объективно" встанет вопрос о том, что национальный
суверенитет не должен распространяться на ресурсы
глобального значения[1]

В. Путин, президент России

В контексте многовекторной внешней политики Российской
Федерации важное и всевозрастающее значение имеет
Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено
принадлежностью России к этому динамично развивающемуся
району мира, заинтересованностью в использовании его
возможностей при реализации программ экономического
подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью
укрепления регионального сотрудничества в сфере
противодействия терроризму, обеспечения безопасности
и налаживания диалога между цивилизациями[2]

Концепция внешней политики России


Позиции России в АТР во многом предопределяются уровнем и темпами развития ее восточных регионов. Этот тезис - принципиально важен, ибо нельзя развивать отношения между "абстрактной" Россией, где регионы Сибири и Дальнего Востока приходят в упадок, и странами АТР, географически расположенными в непосредственной вблизи от этих регионов. Причем в этих странах АТР идет уже несколько десятилетий процесс стремительного развития, естественным результатом которого является усиление влияния стран и региона в целом мире.

В этой связи представляется единственно правильным рассматривать не только Россию, но и значительную часть Евразии как часть АТР. Соответственно справедливо и обратное утверждение - часть АТР является частью Евразии.

При таком подходе стратегия евразийской интеграции России должна учитывать фактор АТР в таком же приоритетном порядке, как, например, и фактор ЦА. Учитывая же, что АТР уже превратился в самостоятельный центр силы, за контроль над которым борются США и Китай, Россия обязана радикально укрепить свои позиции в этом регионе для того, чтобы, как минимум, перейти из статуса региональной державы региона в статус самостоятельного центра силы в регионе.

Очевидно, что сделать быстро это невозможно. Необходимо, чтобы отдельные факторы государственной мощи и влияния в этом регионе - военный, экономический, демографический, финансовый и т.д. - смогли не просто развиваться опережающими темпами, но и взаимно усиливать друг друга. При этом некоторые факторы необходимо выделить особо в качестве самых приоритетных. Это, прежде всего:

- опережающее развитие восточных регионов России, причем не только сырьевой ориентации, но, прежде всего, глубокой переработки. По сути нужна новая программа индустриализации Сибири и Дальнего Востока;

- форсирование развития транспортной инфраструктуры - железных и автомобильных дорог, аэропортов, морских портов и сопутствующих ей производств. Так как невозможно заселить и освоить всю территорию, то необходимо сконцентрировать усилия на ключевых, стратегических направлениях, от которых зависит будущее место России в АТР;

- усиление военного и в целом силового присутствия России на Дальнем Востоке, где потенциалы США и Китая сегодня превосходят российские в десятки раз. Речь идет по сути о том, чтобы главным сделать не западное, как сегодня, а восточное направление военной политики и национальной безопасности, включая перебазирование частей, поставку новейших ВВТ, развертывание оборонных производств и т.д.

- наконец, развитие партнерских отношений со странами АТР, прежде всего, АСЕАН, Китаем, Японией и Индией, которую нередко также относят к региону АТР. В последние годы в этом направлении были сделаны определенные шаги по реализации новой, "восточной" политики, которые однако качественным поворотом не назовешь.

Вместе с тем они свидетельствуют, что движение началось.

В 2012 году была одобрена "дорожная карта" торгово-экономического сотрудничества Россия-АСЕАН. В 2013 году принята рабочая программа по реализации "дорожной карты". Это будет уже конкретный план наших дальнейших действий, со сроками и исполнителями. В России рабочая программа была проработана со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, деловыми и научными кругами, затем обсуждалась со всеми десятью странами - членами Ассоциации в формате консультаций старших должностных лиц Росси-АСЕАН.

Деловой совет Россия-АСЕАН, он фактически возобновил свою работу год назад в новом качестве: теперь в него входят порядка 20 компаний. И он действительно работает, проводит мероприятия и инициирует проекты.

Так, в 2013 году на полях Петербургского международного экономического форума был организован Деловой форум Россия-АСЕАН, в котором приняли участие более 250 человек, в том числе 50 представителей частного и государственного сектора стран АСЕАН.

Планируется проработать инициативу Делового совета о создании специального фонда поддержки инвестиционных проектов на территории АСЕАН и России.

В Брунее имели место министерские консультации Восточноазиатских саммитов (помимо асеановской "десятки" в них участвуют: Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. - Ред.).

Восточноазиатские саммиты (ВАС) - это более молодое, но уже очень значимое в создаваемой региональной архитектуре объединение, ядром которого является АСЕАН. К странам ВАС относится 55% населения мира и порядка 56% совокупного ВВП. Они формируют около 24% товарооборота российской внешней торговли: в прошлом году наш взаимный товарооборот был около 200 млрд долл. США.

Я расцениваю наше участие в мероприятиях ВАС как еще одно "окно возможностей" для наращивания нашего экономического присутствия на азиатских рынках, как ресурс для интеграции в региональные экономические процессы, - считает А. Улюкаев.

Форум, начинавшийся с чисто дискуссионного формата, динамично эволюционирует к попыткам запуска крупномасштабных совместных экономических проектов. И в этой ситуации нам важно не упустить момент, вовремя подключиться к интересным инициативам.

Страны ВАС действительно очень разные, но этим формат по-своему уникален. К тому же, в партнерах по ВАС мы наблюдаем конструктивное стремление к сотрудничеству. В консультациях министров участвуем уже второй раз и видим, что ведется настойчивый поиск новых путей взаимодействия в экономической плоскости[3].


___________________

[1] Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февраля. С. 1.

[2] Концепция внешней политики России. Утверждена Указом Президента РФ. 12 июля 2008 г. / Эл. ресурс: "Президент России". 2013. 18 февраля / http://президент.рф

[3] Кукол Е. Океан не очень Тихий // Российская газета. 2013. 21 августа. С. 2.

Док. 665925
Опублик.: 26.09.13
Число обращений: 0

  • Подберезкина Ольга Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``