В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Банковский форум Сочи-2013 Назад
Банковский форум Сочи-2013
4-7 сентября 2013 года в Сочи прошел XI Международный банковский форум "Банки России - XXI век"

Об основных темах мероприятия и перспективах российской экономики рассказал вице-президент РСПП, председатель Совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев.

Банковский саммит в Сочи уже давно завоевал высокую репутацию в международном финансовом сообществе: не случайно он проводится при поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других влиятельных международных институтов. Без сомнения, этот форум обсуждает не только узкоспециальные темы технологического обеспечения развития банкинга в России, а решает намного более масштабные задачи. Эта площадка позволяет дать глубокую оценку экономике нашей страны и изнутри, и в перспективе движения глобальных рынков, и как отечественными экспертами, так и со стороны международных авторитетных кругов. В сложившейся исторической ситуации очень важно иметь возможность послушать оценки видных экономистов, банкиров, финансистов, руководителей министерств и ведомств, представителей Центрального банка, международных организацией. В этом состоит большая ценность Международного банковского саммита.

Моя оценка текущего экономического положения в стране достаточно сдержанная. Про рецессию идет уже достаточно много разговоров и, на мой взгляд, вполне справедливых, потому что дела у нас в экономике никак не улучшаются. А то увеличение по цифрам, которое можно назвать ростом, во-первых, весьма незначительное, во-вторых, если отбросить нефтяную составляющую доходов нашего государства, то его нет совсем. Если под рецессией понимать состояние стагнации в показателях на одном уровне в течение двух кварталов, то есть за полугодие, то цифры и факты красноречиво говорят о том, что такое положение уже наступило. А именно это можно считать рецессией в классическом определении. На днях Минэкономразвития сделало неутешительные уточнения прогноза. Он снижен до 1,8% против ранее публиковавшихся 2,4% роста ВВП за 2013. На 2014-2015 годы бюджету государства уже не хватает 1,6 трлн. рублей.

Открывая XI Международный банковский форум "Банки России - XXI век" президент Ассоциации "Россия" Анатолий Аксаков отметил, что отечественному финансовому рынку предстоит крупнейшая институциональная реформа, затрагивающая все его сегменты. На его взгляд, тема организации системы мегарегулирования и надзора будет основной на форуме.

Анатолий Аксаков рассказал участникам форума о состоявшейся перед этим встрече с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной. По его словам, в ходе встречи обсуждались, в частности, вопросы движения надзора по пути Базеля-2 и Базеля-3, рефинансирования кредитов, регулирования деятельности микрофинансовых организаций.

"У нас есть проработанные с банкирами предложения по каждому вопросу, в конце сентября Ассоциация планирует провести мероприятие, где будет детально разобраны предложения банковского сообщества к нормативным документам Банка России", - сказал Анатолий Аксаков. Он отметил, что реализация нормативных нововведений должна исключить ситуацию "лес рубят, щепки летят".

Cоздание мегарегулятора - это очень сложная задача, отметил заместитель председателя Банка России Михаил Сухов, выступая на XI Международном банковском форуме в Сочи. По его словам, все, что было сделано в Банке России в области регулирования и надзора за кредитными организациями, нужно будет постепенно распространять на другие сегменты финансового рынка.

Доверие к банковскому сектору базируется как на жестких прозрачных правилах игры, так и на своевременных и адекватных действиях ЦБ РФ. Не прекращая надзор за деятельностью банка, регулятор теперь будет расширять свое влияние на другие области финансовой деятельности, сообщил Михаил Сухов. Он отметил три сферы деятельности Банка России, которые будут особенно значимы в ближайшее время.

Первая из них связана с повышением внимания к системно значимым банкам. Очень важно обеспечить пропорциональности внимания регулятора к различным участникам финансового рынка, однако крупные банки безусловно должны находиться на специальном контроле. Докладчик заметил, что именно это направление регулирования сегодня активно обсуждается в международном сообществе. Первые 20 банков в России заключают в себе 60% банковских активов, напомнил Михаил Сухов. По его словам, на этом этапе не стоит задача обременить крупнейшие банки дополнительными обязанностями и финансовыми требованиями. Важна глубина проникновения Банка России в систему рисков этих кредитных организаций. В ближайшее время необходимо назначить полномочных представителей во все крупнейшие банки. Круг полномочных представителей, который сейчас охватывает 20 банков, может в горизонте полугодия увеличится до 40-50 кредитных организаций. Это необходимо для повышения эффективности надзора и является нормальной практикой на международном уровне.

Второе направление деятельности ЦБ РФ связано с тем, что в ближайшее время будут внедряться новые инструменты отслеживания рисков. Ряд специалистов утверждает, что за счет усиления контроля в этой области можно достичь повышения прибыльности. Продвинутый подход к управлению кредитным риском - это троянский конь для банков, заявил Михаил Сухов. С его помощью ЦБ РФ сможет понимать ситуацию в процессе принятия кредитных решений. Это значит, что положение дел в банке будет прозрачно и ясно для надзорного органа, при этом не последует увеличения финансовых требований к кредитной организации, что является положительным моментом. Ряд специалистов утверждает, что благодаря контролю кредитного риска возможна 40% экономия. Однако Михаил Сухов назвал это слишком оптимистичной оценкой. При планировании экономии на рисках правильнее ориентироваться на 20% уровень сокращения убытков. Внедрение новых систем управления кредитным риском - это дорогое удовольствие. Банкам с капиталом менее 1 млрд. рублей будет сложно осуществить все необходимые инновации. Реализовать концепцию повышенных требований к системно значимым банкам будет проще после практической реализации надзора на консолидированной основе. Глубокий надзор и его эффективные результаты - это альтернатива "закручиванию гаек", которой все опасаются, и она может дать намного более выраженный результат. Новое законодательство дало банкам дополнительные возможности для контроля своих партнеров, изучению конечных бенефициаров, в оценке возможностей бизнеса и т.д. Соответственно, и требования Банка России к кредитным организациям в области выдачи ссуд повышаются. Михаил Сухов напомнил, что за первое полугодие 2013 года Банк России отозвал 3 лицензии на осуществление банковских операций, за второе полугодие, которое только началось, уже отозвано 6 лицензий. Если какой-либо банк будет замечен в проведении непрозрачных операций на большие суммы, порядка 5 млрд. рублей, в пользу какого-то подозрительного клиента, то территориальное отделение должно иметь возможность начать соответствующие процедуры проверки и учета, вплоть до отзыва лицензии, если выявятся какие-то отягчающие обстоятельства. "Мы строим Международный финансовый центр, который должен выглядеть позитивно по существу", - подчеркнул Михаил Сухов. Соответственно, организации и банкиры, которые осуществляют сомнительные переводы для своих клиентов, должны подумать о последствиях.

Третье направление в деятельности Банка России - это предупреждение угроз для вкладчиков и кредиторов. Создается система по отслеживанию таких ситуаций. Акционеры и руководители банков должны предпринимать активные меры по сокращению признаков угрозы для кредиторов и вкладчиков, если такие присутствуют в их деятельности, сообщил он. Банком России установлен срок в 2 месяца, чтобы устранить ключевые угрозы, а также дается еще 2 месяца, чтобы убедить территориальное учреждение в том, что у руководителей банка есть план по сокращению угроз для вкладчиков и другим мерам. Кроме того, для таких банков разработана программа по выходу из сложной ситуации, существуют специальные рекомендации Банка России. К примеру, сложную ситуацию можно исправлять с помощью привлечения новых акционеров и т.д. Однако в целом банковский сектор должен состоять из устойчивых организаций и это нужно хорошо понимать, отметил Михаил Сухов. Если же, находясь в сложной ситуации, не выполняя рекомендаций, подотчетный банк начнет проводить какие-то операции в пользу крупных клиентов, сомнительные по своему характеру, то конструктивизм Банка России на этом резко закончится и будут предприниматься жесткие меры. Регулятор разрабатывает систему контроля и повышения прозрачности кредитных организаций в этой сфере.

Свой план на ближайшую осеннюю сессию Госдума будет выстраивать в русле поручений президента России. Об этом заявила председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина .

Наталья Бурыкина сообщила, что до конца осенней сессии будет доработан и принят во втором и третьем чтении закон о потребительском кредитовании. Есть поручение президента о развитии инструментов кредитования для МСБ. По словам главы комитета по финансовым рынкам, Дума пошла навстречу банковскому сообществу и приняла поправку, внесенную Анатолием Аксаковым, о снятии ограничения сроков рефинансирования. "Полагаю, что у ЦБ есть широкий набор инструментов рефинансирования, и он правильно будет применять эти инструменты", - отметила Наталья Бурыкина.

Наталья Бурыкина рассказала о предстоящей работе над законопроектами в осеннюю сессию Госдумы. В частности, Комитет по финансовым рынкам в сентябре приступит к рассмотрению поправок в закон о страховании вкладов физлиц. Одна из поправок предлагает норму увеличения страхования вкладов до 1 млн. рублей. "На мой взгляд, та формула, которая там предложена, не отвечает сегодняшним реалиям", - высказала своё мнение Наталья Бурыкина. На ее взгляд, предложение о повышенной ставке страхования для кредитных организаций исходит из того, что банки ведут агрессивную политику по привлечению клиентов. "Я полагаю, что есть много причин того, что банки завышают ставку по привлечения ресурса, потому что достаточно сложно фондироваться на рынке. У всех банков разные условия и повышение планки страхования, усложнит жизнь банкам", - считает Наталья Бурыкина. Также она сообщила, что в осеннюю сессию Комитет по финансовым рынкам будет работать над законодательством для рынка Форекс, над поправками в закон о Бюро кредитных историй и над законопроектом, который предусматривает контроль регулятора над всеми гарантиями, выданными в банковской системе. Коснувшись закона о Национальной платежной системе, Наталья Бурыкина сообщила, что по ст. 9, которая предусматривает смс-информирование клиентов, никаких изменений не будет. "У банков было несколько лет для подготовки реализации статьи 9 закона об НПС", - подчеркнула она. "Осенняя сессия будет достаточно плотной и вас ждет много удивительных открытий в банковской сфере", - подвела итог своего выступления глава Комитета Госдумы по финансовым рынкам.

Директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Сергей Барсуков в своем выступлении остановился на вопросе совершенствования законодательства в области обеспечения и развития финансовых рынков. Так, в закон о потребительском кредитовании представители ведомства согласились включить положения, связанные с взысканием просроченной задолженности, чтобы устранить неопределённость в деятельности коллекторов.

Предпринятые шаги направлены как на устранение жалоб со стороны заемщиков, которые сталкиваются с недобросовестным поведением представителей организаций по взысканию долгов, так и на то, чтобы не навредить профессиональным участникам рынка, в том числе и самим коллекторским агентствам. В ближайшее время необходимо будет принимать законы о секьюритизации в области развития малого и среднего бизнеса. Можно решить этот вопрос в рамках закона о секьюритизации ценных бумаг, но при этом очень важно внесение поправок в ГК в части вопроса о счетах. По законопроекту "О Национальной платежной системе" предпринят ряд мер по устранению правовой неопределенности в той части документа, которая касается СМС-оповещения. В отношении закона о системе страхования вкладов поступили новые инициативы по введению дополнительных действий в механизм санации. С большой вероятностью, необходимые изменения будут осуществлены в полном объеме. Наряду с этим спикер заметил, что система страхования вкладов - одна из самых эффективных на финансовом рынке и кризис 2008 года стал тому подтверждением. В заключение Сергей Барсуков отметил, что в экспертном сообществе постоянно идет поиск компромиссных решений в рамках новаций в законодательство, регулирующее финансовый рынок. Ведомство настроено и в эту осеннюю сессию не сбавлять оборотов и обеспечить выполнения этих планов в области законотворчества.

Преобразование главных управлений, базирующихся в федеральных округах, - это часть системных нововведений, проводимых Банком России. Об этом рассказал Глава МГТУ Банка России Алексей Плякин.

Цель системных преобразований в Банке России - это оптимизация и концентрация усилий с учетом задач, стоящих перед регулятором, отметил Алексей Плякин. Оптимизация структуры ЦБ позволит обеспечить единообразие применения мер и действий на территории федеральных округов. Это в свою очередь позволит сконцентрировать усилия регулятора, в том числе и по направлениям надзора. В числе первых преобразования коснутся главных управлений Банка России, базирующихся в Центральном федеральном округе. Центральный банк сохранит свое присутствие в каждом из регионов, но в другом формате: часть наиболее сложных процедур выйдут на уровень главного управления по федеральному округу. "Тем не менее, мы не намерены потерять живой контакт, который существует сейчас на местах", - подчеркнул Алексей Плякин.

Несмотря на сырьевую модель экономики в России, потенциал развития нашего государства весьма высок, заявил председатель правления - генеральный директор компании "ЭКСАР" Петр Фрадков. Он напомнил, что за 2012 год 4 трлн. рублей, или четверть от всего объема экспорта, составил несырьевой экспорт.

"Да, высокотехнологичного экспорта в этой цифре мало, однако и существующие объемы в состоянии поддерживать экономику страны на плаву, и это уже происходит. Конечно, следует прилагать усилия и улучшать ситуацию в данном направлении", сказал Петр Фрадков. К сожалению, спрос на деньги внутри страны падает, сокращается и потребительская активность. Во всех странах, а в нашей стране особенно, важно, чтобы в сложившейся сложной обстановке государство поддерживало производителей при их выходе на новые рынки. Эта задача должна стать одной из ключевых для руководства государства, отметил он. Петр Фрадков считает неверным тезис о том, что членство в ВТО России ничего не дало. Пока прошло мало времени, и не хватает необходимых аналитических данных для таких масштабных выводов. Сегодня нужно выносить на повестку дня правительства необходимость организации системы финансирования и поддержки отечественных компаний при их выходе на внешние рынки. "У нас нет культуры экспорта и выхода на внешние рынки, - подчеркнул Петр Фрадков. - К сожалению, это идет еще со времен СССР". Недоверие и неуверенность бизнеса при выходе на новый уровень работы является сложной проблемой, ее решение требует комплексного подхода. Спикер рассказал об организации, которую представляет - государственном экспортном кредитном агентстве. Его задача - обеспечить снижение риска для любого инструмента финансирования экспорта. Ведомство от имени государства, используя юридические и финансовые механизмы, снимает риски, осуществляет возврат кредитных ресурсов и т.д. Существует нормативная база ЦБ РФ, которая уже работает в этой области, в соответствии с ее нормами возможно даже снижение коэффициента стоимости сделки, сообщил Петр Фрадков. Из 4 трлн. рублей несырьевого экспорта за 2012 год, по его оценке, 500 млн. рублей можно застраховать с помощью агентства.

Осенью этого года банковский рынок ожидает снижение маржи. У части банков из топ-200 маржа уйдет в отрицательную плоскость. Так считает заместитель генерального директора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев.

Он напомнил, что в 2010 году произошла разморозка инвестиционных проектов, наметилось оживление на депозитном рынке, и в 2011 году целый ряд банков столкнулся с проблемой "процентных ножниц". Это ситуация, при которой банки вынуждены отрабатывать накопленные дорогие пассивы в условиях падающих ставок. По мнению Павла Самиева, сейчас наблюдается схожая ситуация - ставки по размещению падают с начала года, ставки по депозитам притормозили падение. "При таких обстоятельствах мы получим снижение маржи по рынку. У части банков она останется положительной, а у некоторых банков уже осенью маржа уйдет в отрицательную плоскость", - считает Павел Самиев. На его взгляд, ситуация "процентных ножниц", созданная в 2010 году, принципиально отличается от текущей, так как сейчас есть угроза реальной рецессии. Дополнительное давление на маржинальность создают расходы банков. Особенно сильно давление расходов влияет на 2-3 эшелон банков, которые выполняют важную роль в экономике, кредитуя малый и средний бизнес, отметил эксперт. Так, в частности, расходы банков из топ-200 в три раза выше расходов банков из топ-5. "Этот риск связан не с неэффективностью малых и средних банков, а с отсутствием масштаба ведения бизнеса",- подчеркнул Павел Самиев. Причина "процентных ножниц" заключается в отсутствии реального рыночного механизма, который бы сдерживал рост ставок. Для преодоления "процентных ножниц" банкам необходимо снижать расходы, а государству стимулировать активность банков в других сегментах, например, предоставляя рефинансирование в тех сферах, где есть возможность влиять на ставки, считает эксперт.

С предложением создания при кредитных организациях центров развития клиентского бизнеса выступили заместитель председателя Экспертного совета Деловой России Владимир Гамза и члены Комитета Деловой России по финансово-кредитному обеспечению бизнеса - Управляющий партнер ИКГ "FIRST" Алексей Порошин и Управляющий партнер ДФК "Фемида-Аудит" Ирина Загерт.

По их мнению, любой бизнес представляет собой совокупность систем, решающих его основные задачи: бизнес-процессинг, владение бизнесом, управление компанией, обеспечение бизнеса. Анализ деятельности компаний МСБ показывает: большинство не выполняют все названные функции. ошибочно считая их второстепенными, часто эти функции являются временными и содержание штатных сотрудников нерентабельно. Разумным выходом из этой ситуации может быть широкий аутсорсинг доступных услуг, проблема лишь в оперативном получении качественных и недорогих услуг по принципу "одного окна" и такое "окно" целесообразно создать в партнерстве с банком, предоставляющим финансирование.

Презентация В.Гамзы, А.Порошина и И.Загерт с подробным изложением вопросов организации Центра развития клиентского бизнеса дана в приложении.

Репортажи с Форума смотри на сайтах портала Банкир.ру и Ассоциации региональных банков Росссии.

Док. 665883
Опублик.: 25.09.13
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``