В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Поднебесные зарплаты Назад
Поднебесные зарплаты
Зарплаты в Китае быстро растут. Удастся ли стране найти новое конкурентное преимущество или о товарах Made in China придется забыть?

Под окнами предприятий компании Foxconn, крупнейшего в мире производителя электроники, в этом году появились сетки - чтобы помешать работникам сводить счеты с жизнью. 13 самоубийств и несколько неудачных попыток суицида наделали много шума, а одной из причин случившегося называлась низкая оплата труда персонала. Жертвы оказались ненапрасными: с 1 октября оклады рабочих на поточной линии увеличатся с 1,2 тыс. юаней (177 долларов) до 2 тыс. (295 долларов). И, между прочим, Foxconn не единственный китайский работодатель, поднимающий зарплаты. Только в текущем году некоторые региональные правительства КНР, прежде всего восточных, наиболее развитых районов страны, повысили минимальный размер оплаты труда на 15-20%. Из-за стремительного роста стоимости местной рабочей силы у ряда компаний, занимающихся производством дешевых товаров, уже появилось желание перенести свои мощности во Вьетнам и Индию. Чем это грозит Китаю?

Бедный vs умный

Почему так быстро растут зарплаты в Поднебесной? Не только потому, что сотрудники сводят счеты с жизнью. Аналитик HSBC в Гонконге Донна Квок считает, что этот рост связан с общим подъемом экономики. С таким утверждением можно согласиться только отчасти: есть много свидетельств того, что нынешнее повышение зарплат носит постоянный, а не цикличный характер. Изменения размеров оплаты труда - лишь отражение не стоящей на месте экономики КНР.
В начале 1980-х текстильная промышленность (использующая преимущественно низкоквалифицированный труд) была второй по значению отраслью китайской экономики. В конце 1990-х она скатилась на пятое место, а в середине 2000-х - на седьмое. Машиностроение, напротив, поднялось с девятого места на первое за это время. В этот период в стране изменился и спрос на квалификацию персонала. Пекин более не заинтересован в развитии потогонных мастерских с бесправными рабочими. Для него это уже пройденный этап. Используя доходы от экспорта текстиля, Китай постепенно создавал предприятия тяжелой промышленности, мировым лидером стала компания по выплавке стали Baosteel. Далее начался рост машиностроения, появились и высокотехнологичные компании, например Lenovo. И теперь, после впечатляющего подъема экономики в последние 20 лет, дешевая рабочая сила перестает быть главным конкурентным преимуществом страны - точно так же, как это произошло в 1980-е в Южной Корее и на Тайване. Создание продукции с более высокой добавленной стоимостью требует квалифицированного и относительно хорошо оплачиваемого труда. К тому же с квалификацией все обстоит неплохо: число выпускников китайских вузов с 2000 по 2008 год подскочило, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 6 раз. В абсолютных цифрах количество людей с высшим образованием увеличилось за восемь лет на 50 млн и превысило отметку 250 млн человек. Эти молодые люди вряд ли согласятся вкалывать за миску риса, как их родители.

Среди причин, определяющих рост зарплат, Евгений Колесов, гендиректор компании Optim Consult из Гуанчжоу, назвал увеличение доходов предприятий, стимулирующих повышение окладов сотрудникам, вступление в силу в 2008 году ряда законов, защищающих права работников, а также давление международных сообществ, обвиняющих КНР в создании слишком дешевого продукта и ведущих в отношении этой страны антидемпинговую политику.

Вопрос экономии

Рост стоимости местной рабочей силы заставил пересмотреть взгляд на Китай как на страну, в которой дешево обходится производство. Естественно, тут же пошли разговоры о переносе бизнеса в соседние, более бедные регионы. Обувная компания New Balance начала размещать заказы в Индонезии, о планах перебраться во Вьетнам заявил производитель игрушек Lovely Creations. Ведущие импортеры товаров сокращают закупки в КНР.
Впрочем, бизнес-эмиграция вряд ли будет носить массовый характер. "Формулировка, согласно которой Китай теряет дешевую рабочую силу, не совсем корректна и имеет отношение к определенным товарным группам и, главное, ценовым сегментам, - подчеркивает управляющий партнер Retail Training Group Елена Комкова. - Если рассматривать текстильное направление, то в низком ценовом сегменте, может быть, выгоднее отшивать модели в Малайзии, Вьетнаме или Индонезии. Но крупные мировые производители и так давно имеют там производства". К тому же эти страны преподносят бизнесменам свои проблемы. "Более дешевая рабочая сила в конечном счете может оказаться дороже, - говорит Евгений Колесов. - Возьмем тот же Вьетнам: качество труда местного рабочего будет ниже, причем он никогда не станет работать сверхурочно и работодатель не имеет права его за это уволить".

Те компании, к которым при подготовке этого материала обращался журнал "РБК", не собираются выводить бизнес из КНР. По словам представителя Foxconn, компания "не полагается только на стоимость рабочей силы, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность". Напротив, высокая зарплата позволяет привлекать и сохранять лучших сотрудников, что дает выигрыш в производительности и способствует снижению расходов на обучение персонала, уточняет наш собеседник. Директор по коммуникациям регионального представительства Nokia Луиса Инграм отметила, что компания, наоборот, продолжает инвестировать в китайские подразделения и всегда платит работникам зарплаты выше минимального уровня, установленного местным законом. "Мы стремимся двигаться вверх по цепочке создания прибавочной стоимости" - так объяснила директор глобальных брендинговых операций компании Haier (один из крупнейших в мире производителей бытовой техники) Чжан Тейян, почему затраты на труд не являются для них вопросом первой значимости. Акцент делается на бренде и инновационной nехнологии. Наличие сильного бренда позволяет диктовать цены на мировом рынке, хотя на доходности компаний со слабыми брендами повышение стоимости китайского труда действительно может серьезно сказаться, соглашается г-жа Тейян. Именно такие предприятия могут сейчас смотреть по сторонам в поисках более дешевых рабочих рук.

Но для этого не надо уезжать из КНР: нынешний рост зарплат в прибрежных регионах страны в значительной степени локальный феномен. "В Китае многочисленная трудовая армия остается в деревне, и в среднесрочной перспективе все еще существует большой резерв мигрантов в города, - считает профессор экономического факультета Университета Западного Онтарио (Канада) Терри Сикулар. - КНР - большая страна, ее рабочая сила еще не полностью интегрирована в экономику". Зарплата в центральных провинциях на 12,5% меньше национальной медианной зарплаты, а в северных - за счет высоких уровней заработка в Пекине и Тяньцзине - на 27,5% ее больше.

В Поднебесной по-прежнему есть регионы, куда можно перенести бизнес. К тому же значительная часть инвестиций в производство, размещенное на территории страны, поступает из Гонконга, с Тайваня и из Сингапура. "Эти инвесторы хорошо знают Китай, - говорит Терри Сикулар. - Думаю, зарплаты должны расти сильно и долго, чтобы заставить их уйти из страны". Да и государство не забывает развивать инфраструктуру, стремясь сделать свою экономику привлекательной для иностранцев.

Новая реальность

Однако основную тенденцию заметить несложно: Китай вслед за Южной Кореей отказывается от ширпотреба и переключается на высококачественные и дорогие товары. В связи с чем не стоит сожалеть о потере низкооплачиваемых рабочих, ведь нельзя платить одинаково за изготовление пластикового тазика и сборку компьютера, подчеркивает Евгений Колесов.

Кроме того, стимулируя повышение зарплат, правительство КНР меняет модель экономики, снижая зависимость страны от экспорта. "Основным фактором, обеспечивающим увеличение ВВП Китая на 8-9% в год, должен стать внутренний спрос, - отмечает Донна Квок. - Мы считаем, что устойчивость потребления в стране дает большой потенциал для роста". Она оптимистично оценивает перспективы развития. И радужные перспективы подкреплены реальными фактами. По словам Донны Квок, повышение заработной платы происходит медленнее, чем рост промышленного производства. "Это означает, что расходы на рабочую силу на единицу продукции, по-прежнему падают, а не растут", - говорит сотрудник HSBC. Иными словами, нынешнее увеличение окладов в Китае - здоровое явление, не имеющее ничего общего с тем, что наблюдалось в России в докризисные 2000-е, когда зарплаты росли быстрее производительности труда. А раз так, у КНР есть шанс стать не только главным мировым производителем, но и главным потребителем. В этом случае баланс сил в мировой экономике окончательно сместится на восток.

Трудовые резервы

Среди причин роста зарплат в Китае нет самой ожидаемой - сокращения притока рабочей силы из деревни в город. Согласно теории лауреата Нобелевской премии по экономике Артура Льюиса, зарплаты на предприятиях в развивающихся странах начинают быстро расти в тот момент, когда уменьшается число сельских мигрантов. Однако ничего подобного в КНР сейчас не происходит. По мнению Терри Сикулар, профессора экономического факультета Университета Западного Онтарио, новых работников, приходящих на городской рынок труда, станет заметно меньше лишь лет через десять. Более того, в краткосрочной перспективе приток дешевой рабочей силы может резко увеличиться. "В настоящее время землей в деревнях владеют совместно, продать и купить ее просто так нельзя, - поясняет г-жа Сикулар. - Если человек совсем покидает деревню, он может потерять права на землю. Такое положение дел привязывает сельских жителей к дому". Если оно изменится, поток трудовых мигрантов в города возрастет.

Мы не рабы

В 2008 году в Китае был принят новый закон о трудоустройстве, значительно повысивший ответственность работодателя. Предыдущий закон от 1995 года, правда, тоже был строг. Но он не всегда исполнялся. Например, в нем прописывалась необходимость заключения письменных соглашений между сотрудником и нанимателем. Однако, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, такие договоры имели чуть больше половины работающих китайцев, причем самой тяжелой была ситуация с трудовыми мигрантами из сельских регионов: лишь один из десяти имел контракт. Сегодня же за заключением соглашений следит специальная трудовая инспекция. Кроме того, усложнена процедура увольнения, запрещены популярные ранее принудительные переработки и взятие имущества работника в залог. После принятия нового законодательства резко возросли (на 200-300% по отношению к 2007 году, по оценкам ОЭСР) обращения в суд с жалобами на работодателя.

Максим Момот, Александр Зотин

01.09.2010

http://www.rbcdaily.ru/

Док. 665835
Перв. публик.: 01.09.10
Последн. ред.: 24.09.13
Число обращений: 0

  • Зотин Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``