В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Война бэбибумерам Назад
Война бэбибумерам
Самое многочисленное за всю историю поколение пенсионеров ущемляет права молодых в глобальном масштабе

Мир стоит на пороге войны, причем весьма своеобразной: речь не о типичном для ХХ века противостоянии между странами и блоками. Это будет война между генерациями, молодежью и пенсионерами, за элементарные права. 2011-й станет первым годом активных "боевых действий". Именно тогда на пенсию начнут выходить бебибумеры, появившиеся на свет после Второй мировой. Рождаемость в 40-60-е годы прошлого века была на пике, поэтому поколение новых пенсионеров будет самым многочисленным - и самым влиятельным - за всю историю. Настолько, что их интересам уже сейчас подчиняется государственная политика развитых стран. Бремя расходов на их безбедную старость перекладывается на плечи молодых и энергичных - тех, кто сегодня заставляет вертеться колеса экономики. Молодежь недовольна и готовит симметричный ответ...

Взяли числом

Почему бюджеты практически всех развитых стран страдают от огромных дефицитов? Почему там растут налоги? И почему траты на школы, университеты, науку, культуру и оборону стагнируют или снижаются, а госрасходы на пенсии и здравоохранение все увеличиваются? Популистский ответ на все эти вопросы - такова расплата за финансовый кризис. Верно, но лишь отчасти. Согласно расчетам МВФ, финансовый кризис и рецессия ответственны только за 15-20% прогнозируемого роста госдолга в развитых странах в ближайшее десятилетие. Остальные 80% обусловлены ожидаемым повышением гострат на здравоохранение и пенсионное обеспечение. С чем связаны такие выкладки?

Дело в том, что 64 года назад стартовал бум рождаемости, продолжавшийся в течение 20 лет после Второй мировой войны. Сейчас первая когорта бебибумеров, достигнув 65 лет (средний возраст выхода на пенсию в развитых странах), отправляется на заслуженный отдых. Эти люди будут жить на пенсию дольше, чем все предыдущие поколения, благодаря росту продолжительности жизни. В ближайшие 20 лет процесс выхода на пенсию и увеличения гострат на пенсионное обеспечение станет лавинообразным: только в США пенсионного возраста достигнут 79 млн человек, рожденных в период между 1946 и 1965 годом. Нынешние финансовые катаклизмы и рецессия лишь приближают будущий кризис, наступление которого неизбежно, ведь к 2020-му большинство бебибумеров станут пенсионерами.

Послевоенное поколение выходит на пенсию не только в Америке, но и во всем мире: долгосрочная картина выглядит довольно мрачно. Низкая рождаемость (она заметно сокращается даже в третьем мире) и высокая продолжительность жизни в развитых странах делают этот Великий исход на пенсию еще более пугающим. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сегодня в мире на одного пенсионера приходится девять человек трудоспособного возраста (в развитых странах, для которых характерно старение населения, - четыре), а к 2050 году число стариков в этом соотношении удвоится: на одного пенсионера будет всего четверо способных к работе (а в развитых странах - менее двух!). Как прокормить такую армию отправившихся на заслуженный отдых, пока совершенно неясно.

Бебибумеры стареют, но не собираются уступать мир молодежи, поскольку стали самой влиятельной за всю историю человечества группой людей. За счет своей многочисленности по сравнению с предыдущими и последующими поколениями они смогли не только занять доминирующее положение в области науки, культуры и образования, но и навязать современной западной цивилизации свои общественные и моральные нормы, сколотить состояния, монополизировать рынки труда, уменьшив тем самым социальную и экономическую мобильность новых генераций.

Японский больной

В частности, сгусток таких проблем можно увидеть в Японии. Визит в сверкающий огнями деловой район Токио Роппонги вряд ли будет показательным: у вас сложится впечатление, будто все в этой стране прекрасно. Однако прекариат, то есть класс временных рабочих, не имеющих страховок и гарантий социальной защиты, вырос там за последние годы до 20 млн человек (34% всей рабочей силы), уровень бедности достиг 14% (это в 2 раза выше, чем 10 лет назад), а основной причиной смерти среди мужчин в возрасте от 20 до 44 лет теперь является суицид. Госфинансы меж тем трещат по швам: доходы бюджета уже не покрывают не то что все расходы, но даже обязательные траты на социальное обеспечение (львиная их доля приходится на пенсии), образование и обслуживание госдолга. Кстати, на последнее идет 35% всех расходов: государственная задолженность Японии рекордно высока для стран - членов ОЭСР.

Ситуацию усугубляет медленный экономический рост: в Стране восходящего солнца в предшествующие 10 лет он был значительно ниже среднего по ОЭСР и более чем в 2 раза отставал от американского (среднегодовые 1,25% ВВП в Японии против 2,6% ВВП в США). В чем причина такой стагнации? Экономист банка Societe Generale Дайлан Грис обратил внимание на поразительный факт: ВВП на одного рабочего за последнее десятилетие в Японии увеличивался даже чуть быстрее, чем в Америке (среднегодовые 1,5% против 1,45% в США). Если в восточноазиатском государстве все так плохо, то почему динамика его ВВП на одного рабочего сравнима с той, что в Штатах, и даже лучше ее? Ответ очевиден: старение населения перевешивает старания работающих! В Японии численность людей трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) достигла пика в 1995 году на отметке в 87,3 млн человек и с тех пор сократилась до 81,5 млн. А численность старшего поколения (от 65 лет) возросла с 18,3 до 29 млн.

"Возможно, японские экономические неурядицы - прямое следствие демографического сжатия. Не исключено, что не существует такой экономической политики - фискальной или монетарной, конвенциональной или неконвенциональной, которая бы нормализовала ситуацию в этом государстве, - отмечает Дайлан Грис.- Поскольку его экономика и так в совершенно нормальном состоянии, проблема в другом. Видимо, Япония показывает нам, что происходит, когда страна проходит свой демографический пик". Ну а дальше положение дел будет только ухудшаться: к 2050 году, по прогнозам ОЭСР, возрастная группа 65+ достигнет там отметки в 35 млн человек, а трудоспособное население сожмется до 53,8 млн. По полтора работника на одного пенсионера!

В результате, по мнению главного экономиста по Японии Morgan Stanley Роберта Фельдмана, эта страна давно уже представляет собой фактическую геронтократию. В ней демократически избираемые политики полностью зависят от интересов наиболее могущественной части электората - людей старшего возраста. Мало того, что стариков просто очень много, подчеркивает эксперт, их давление на демократические институты усиливается в связи с еще двумя факторами. Во-первых, пожилые участвуют в выборах гораздо активнее, чем молодежь. Во-вторых, избирательные округа сформированы таким образом, что регионы с более старым населением имеют больше представителей в парламенте. Так что все политические и экономические решения принимаются с оглядкой на пожилой электорат.

Японская экономика в последние 10 лет шла по дефляционному пути развития именно из за сложившейся геронтократии, убежден Роберт Фельдман. "Неверно считать, что страна не может выбраться из дефляции. За это время было несколько реальных шансов выхода на устойчивую инфляционную динамику, например в 2006 году, - говорит он. - Долгосрочная дефляция в Японии во многом связана с интересами старшего поколения, для которого она предпочтительнее инфляции из-за того, что большинство активов пенсионеров - активы с фиксированной доходностью. Это депозиты, облигации и, собственно, пенсии".

Геронтократия на марше

Страны Евросоюза и США с некоторым запозданием повторят японскую динамику демографической ловушки. К 2050 году, по оценкам ОЭСР, возрастная группа 65+ в ЕС станет почти вдвое больше: 133,5 млн человек против 71,4 млн в 2000 году. А работоспособное население сожмется до 258,3 млн. В Соединенных Штатах численность пенсионеров будет расти еще быстрее, ведь наиболее сильный всплеск рождаемости наблюдался в 1940-1960-е именно там. Правда, в Америке уровень рождаемости значительно выше среднеевропейского, поэтому в стране увеличится и численность трудоспособного населения - со 187 млн в 2000-м до 250,7 млн в 2050 году. Постепенное "ояпонивание" (ярче выраженное в Европе, слабее - в США) будет происходить как в экономической, так и в политической сфере.

Развитые страны пытаются решить наступающие проблемы, повышая планку пенсионного возраста. Эту меру планируют осуществить, в частности, Великобритания, Германия и Дания (с 67 до 68 лет), Нидерланды и Испания (с 65 до 67), Венгрия (с 62 до 65), Греция (с 60 до 65 лет для женщин), а также Франция (с 60 до 62). Однако правительства наталкиваются на резкое сопротивление масс. Недавние забастовки и демонстрации протеста во Франции и Греции - яркое тому свидетельство. Игнорировать же мнение стареющих бебибумеров вряд ли удастся, ведь именно они - наиболее многочисленная часть электората.

Между тем увеличение пенсионного возраста отнюдь не панацея. Скорее наоборот: такое решение лишь подменяет одну проблему другой, причем не менее серьезной. И здесь Япония снова предоставляет нам поучительный пример: там этот вопрос пока не ставится на повестку дня. Почему? "Даже достигнув 60-летнего возраста, японцы имеют еще почти 30 лет жизни. Они достаточно здоровы, и работа для них - вполне естественное состояние, - поясняет Роберт Фельдман. - Однако проблема заключается в том, что чем старше сотрудник компании, тем выше занимаемая им должность и тем больше его заработная плата. Производительность труда начинает падать с 45-летнего возраста, а зарплата, наоборот, растет". Уже сейчас японские фирмы переполнены высокооплачиваемыми пожилыми работниками, и что делать с этим, там пока не знают. "В итоге это бремя перекладывается на более молодых, что едва ли справедливо", - констатирует экономист Morgan Stanley.

С такой проблемой уже столкнулись и на Западе: повышение планки пенсионного возраста снижает социальную мобильность. Например, в странах - членах ОЭСР в условиях рецессии уровень безработицы среди молодежи выше, среди других возрастных групп. Кое-где картина поистине пугающая: в Испании при общем уровне безработицы в 20,1% среди молодежи она достигла отметки в 42,9%.

Диверсификация пенсионных систем тоже не поможет спастись от надвигающегося кризиса. "С экономической точки зрения разница между распределительной и накопительной системами является несущественной, считает профессор Лондонской школы экономики, автор книги "Реформирование пенсионной системы: мифы, правда и политические решения" Николас Барр. - Это неудивительно, поскольку они представляют собой лишь различные финансовые механизмы для организации удовлетворения потребностей пенсионеров в отношении будущей продукции. И та, и другая оказываются бесполезными для них в том случае, если страна не производит достаточного количества товаров и услуг". Иными словами, чтобы прокормить вышедших на заслуженный отдых, необходим рост экономики, нужны товары и услуги, а не просто бумажки, на которых написаны большие цифры, или различные пенсионные системы, одна лучше другой. Бумажки нарисовать может любое правительство, это легко, а вот поддерживать экономический рост в условиях тотального старения человечества совсем не просто.

Демократия не для всех?

Прогноз для тех, кто не найдет способа вырваться из пут геронтократии, неутешителен. По мнению Дайлана Гриса, демографическая ситуация в Японии рано или поздно выльется в катастрофу. "Способность правительства занимать деньги для покрытия расходов год от года будет под все большей угрозой. Дефициты бюджета финансируются за счет покупок гособлигаций населением, а последнее по мере старения станет тратить свои накопления", - подчеркивает он. Согласно статистике, пожилые люди имеют отрицательную норму сбережения, то есть они расходуют свои накопления, ничего не сохраняя и не приумножая. Старение населения приведет к снижению нормы сбережения в экономике в целом, и государству будет все тяжелее занимать у граждан деньги. Коллапс произойдет тогда, когда правительство больше не сможет рефинансироваться у населения. "Государства-банкроты чаще всего решают проблему несостоятельности посредством гиперинфляции, что в отношении Японии сегодня звучит довольно странно. Но кто 20 лет назад ждал дефляции в этой стране?" - вопрошает Дайлан Грис.

Радикальным и действенным (хотя и этически неоднозначным) ответом на надвигающийся кризис было бы существенное сокращение расходов на пенсионное обеспечение и здравоохранение. Но именно эти гостраты политики США и стран Европы считают неприкосновенными, притом что другие урезаются безо всяких колебаний. Оно и понятно: многочисленные бебибумеры - основа электората. Избранные ими представители власти вряд ли будут трогать щедрые пенсионные выплаты - они скорее свалят долги и дефициты на следующие поколения.

Как избежать демократической геронтократии с ее краткосрочными общественными и политическими интересами? Британский экономист, совладелец инвестиционных компаний GaveKal и Dragonomics Анатоль Калецки уверен, что есть только один способ ограничить возраст избирателей. "Пенсионеров следует лишать избирательного права по достижении 75 лет, в то время как матерям должен быть предоставлен дополнительный голос на каждого ребенка, не достигшего совершеннолетия", - говорит недавно отметивший 58-летие финансист. Это предложение, конечно, шокирует своей категоричностью, ведь избирательное право - одно из ключевых конституционных прав граждан, а потому лишение их этого права по возрасту - немыслимый, этически предосудительный и практически неосуществимый шаг.

Подобные предложения похожи на крик отчаяния. Однако со временем такие идеи могут быть подняты на щит радикальными политиками. Уже очень скоро молодежь с удивлением обнаружит, что различные программы господдержки находятся в прямом конфликте друг с другом, и если новые поколения захотят больше тратить на школы, университеты, науку и защиту окружающей среды, то придется сокращать расходы на пенсии и здравоохранение. Политика грядущего десятилетия будет определяться битвой за распределение налогов, гострат и долгового бремени уже не между отраслями или странами - между поколениями.

Александр Зотин

01.11.2010

http://www.rbcdaily.ru/

Док. 665833
Перв. публик.: 01.11.10
Последн. ред.: 24.09.13
Число обращений: 0

  • Зотин Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``