В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Больше не надо? Назад
Больше не надо?
Взрывной рост мирового спроса на нефть 2000-х может никогда не повториться, а ее глобальное потребление - никогда не достигнуть уровня 2007 года

Популярная еще пару лет назад концепция пика добычи нефти (Peak oil) сменилась новой модной теорией пика ее потребления (Peak demand). Суть современного подхода в том, что из-за успехов в области энергоэффективности спрос на жидкие углеводороды станет медленно, но верно сокращаться и докризисный наивысший уровень потребления, возможно, уже никогда не будет побит. России в таком случае придется навсегда забыть о благодатных 2000-х и принимать радикальные решения, чтобы выживать в условиях новой реальности.

Рецессионный спад

Экономический спад и спад потребления нефти - явления одного порядка. По данным американского Управления энергетической информации (EIA), в последнее время в трех крупнейших экономиках мира - США, ЕС и Японии - спрос на черное золото ползет вниз. Даже в первой половине 2010 года, когда по всей планете наблюдались некоторые признаки посткризисного оживления, из развитых государств потребление нефти выросло лишь в США, тогда как европейские и японские потребители продолжали закручивать вентиль. Страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития последовательно избавлялись от нефтезависимости все три кризисных года: с 2007 по 2010-й они снизили потребление жидкого топлива с 49,54 до 45,42 млн баррелей в день (мбд). Эта тенденция отчасти компенсируется ростом спроса со стороны развивающихся экономик. Так, потребление сырья странами, не входящими в ОЭСР, увеличилось с 35,71 мбд в 2006 году до 38,91 мбд в 2009-м. Лидером здесь, как несложно догадаться, стал Китай. Он продемонстрировал прямо-таки ненасытный аппетит: потребление за три года возросло на 17,5% - до 8,92 мбд. Незначительно оно повысилось у собратьев КНР по блоку БРИК - в Индии, Бразилии и России: сказалось посткризисное восстановление экономик. Однако сил развивающихся стран оказалось недостаточно: уровень глобального потребления нефти до сих пор остается ниже своего пика, достигнутого в 2007 году.

Подобная динамика мирового спроса заставила задуматься многих аналитиков: будет ли тренд на падение устойчивым? Оптимисты предрекают быстрое восстановление прежнего объема потребления. "Пока мы видим увеличение численности населения в развивающихся странах (все больше людей будут создавать все больший спрос на энергоносители), потребление и цены на нефть станут расти", - считает эксперт по энергетике Deutsche Bank Йозеф Ауэр. Предкризисный пик потребления с определенной долей вероятности может быть достигнут уже в ближайшие пять лет, но обеспечат этот рост только развивающиеся экономики, уточняет управляющий консультант исследовательской компании IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко.

Однако есть и скептики, полагающие, что ждать быстрого восстановления спроса на нефть не стоит и что пик 2007 года если и будет однажды преодолен, то ненадолго. Один из самых известных петроскептиков - сырьевой аналитик гонконгской инвестиционной компании GaveKal Ахмад Абдалла. Он едва ли не первым выдвинул концепцию Peak demand и изложил ее еще весной 2008-го, когда большинство экспертов предупреждали о надвигающемся углеводородном дефиците, а цены на черное золото зашкаливали. События второй половины 2008 года подействовали на нефтетрейдеров отрезвляюще, и теория пика потребления привлекла к себе повышенное внимание экономистов.

Черное золото: конец истории

"Рецессия обусловила усиление падения спроса на нефть в 2008-2009 годах, но не само падение, которое в целом по ОЭСР отмечается с 2006-го, а в Японии - так еще с 1996-го, - говорит руководитель экспертно-аналитического управления по топливно-энергетическому комплексу Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев. - Конъюнктурно его можно объяснить давлением высоких цен на нефть. Но глубинно оно отражает качественные изменения, происходящие в энергетике развитых стран в последние 10-15 лет и получившие новый импульс в период кризиса".

Снижение потребления нефти в целом по ОЭСР - результат наложения сразу нескольких явлений, подчеркивает Сергей Вакуленко. "Это в том числе шок от резкого роста цен в конце 2006 - начале 2007 года, - поясняет эксперт. - Он был не столь сильным, как в 1973-м и 1979-м, когда с автотрасс исчезли прожорливые "баржи", зато вошли в моду малолитражки. Тем не менее в экономике произошел спад с сопутствующим уменьшением грузо-и пассажирооборота". Кроме того, замедляются темпы роста населения, наконец, технический прогресс работает на повышение экономичности авто мобильных двигателей. Свою роль сыграла и представленная Еврокомиссией "зеленая" программа, известная в Европе как план "20-20-20", требующая к 2020 году снижения выбросов парниковых газов на 20% относительно уровня 1990-го, увеличения доли использования энергии из возобновляемых источников в общей структуре энергопотребления до 20% и сокращения на 20% общих энергозатрат.

Вышеперечисленными факторами потенциал энергоэффективности в странах - членах ОЭСР не исчерпывается. Больше всего возможностей в этой области у самого грандиозного транжиры - США. Американские автовладельцы уже уменьшили потребление бензина с пикового уровня 2007 года 0,035 мбд, а внедрение в стране новых стандартов энергоэффективности автомобильного транспорта, по оценкам экспертов, обеспечит сокращение еще на 0,35 мбд в ближайшие 10 лет. Кстати, ужесточение европейских норм в отношении энергоэффективности машин в рамках программы "20-20-20" добавит еще 0,15 мбд снижения.

По мнению Ахмада Абдаллы, утверждающего, что мировое потребление жидкого топлива, скорее всего, теперь будет только падать, петрооптимисты неверно оценивают перспективы спроса развивающихся экономик, и прежде всего Китая. "В КНР потребление нефти на душу населения никогда не достигнет уровня потребления в США, более того, оно никогда не достигнет ни половины, ни четверти этого уровня", - категоричен он. Сам принцип экстраполяции на Китай и другие развивающиеся страны показателей, характерных для стран развитых, с его точки зрения, ошибочен. Почему? Из-за прогресса. Догоняющим нет нужды копировать путь, который когда-то прошли мировые лидеры. Они сразу же могут использовать новейшие достижения в сфере энергосбережения, городского планирования и т.д.

Восточный подход

По данным EIA, более половины потребляемой в мире нефти приходится на транспорт. Хотя от страны к стране этот показатель сильно варьируется. Если в Китае он составляет 34%, то в Европе - 52%, а в США - свыше двух третей от всего объема расходуемого жидкого топлива. Около 25% нефти в мире идет на обогрев, охлаждение и освещение зданий за счет работающих на нефтепродуктах электростанций. То есть в совокупности примерно 78% всего расходуемого на планете черного золота тратится на нужды коммуникации и жизнеобеспечения людей, и лишь 22% забирает промышленность (на нефтехимию приходится всего 11% от общего потребления).

Именно в этой огромной доле нефти, требующейся на транспорт и жизнеобеспечение, и кроется гигантский резерв для экономии. Так, около трети объема мирового потребления, а именно 29 мбд, необходимо для удовлетворения транспортных нужд мегаполисов. Однако тратить 29 мбд только для перемещения людей из точки А в точку B в границах города абсурдно, считает Ахмад Абдалла. Ведь можно простимулировать граждан активнее использовать общественный транспорт. Есть специальная единица измерения энергоэффективности населенных пунктов - объем потребления топлива на душу населения в тоннах нефтяного эквивалента. И, по расчетам компании GaveKal, основывающимся на этом показателе, китайский Гонконг со своей нынешней системой городского транспорта в 2,5 раза более энергоэффективен, чем мегаполисы США; в 1,8 раз, чем европейские города; и в 4 раза, чем города Азиатско-Тихоокеанского региона. "В Гонконге присутствуют все элементы четкого и разумного городского планирования в отношении энергоэффективности, - констатирует г-н Абдалла. - Высокая концентрация населения, здания двойного назначения, совмещающие офисные, торговые и жилые пространства, удобная и разветвленная сеть общественного транспорта". Если вместе с численностью жителей будет расти и энергоэффективность городской ин- фраструктуры, дальнейшее падение потребления нефти неизбежно.

Свой вклад в дело снижения спроса на черное золото вносит и промышленность. В главной мастерской мира - Китае - в планах на текущую 11-ю пятилетку обозначена задача по сокращению объема потребления энергии на единицу ВВП на 20%. "С 2005 года энергопотребление на единицу ВВП там уже уменьшилось на 15,6%", - приводит данные гендиректор компании Optim Consult (Гуанчжоу) Евгений Колесов. По оценкам EIA, в результате отмены госсубсидий мировое потребление нефти может снизиться на 3,5%. Даже Россия способна внести свою лепту в этот процесс, сократив энергопотребление аж на 18%. Откуда такие большие цифры? У нас до сих пор в диковинку тепло- и водосчетчики, а тарифы на снабжение этими ресурсами довольно низкие за счет субсидирования. Что, как известно, ведет к нерациональному использованию энергии. Аналогичными возможностями обладает большинство развивающихся стран Азии, такие как Тайвань, Индонезия, Бангладеш и Малайзия.

Прощай навсегда?

Очевидно, что в долгосрочной перспективе стабильность высокого спроса на нефть вызывает сомнения. По мере развития экономики энергоемкость ВВП снижается, а потому прирост потребления энергии в основном обеспечивается странами, проходящими этап быстрого догоняющего роста, потенциал которого имеет свои пределы. Представители нефтяного бизнеса понимают, что постоянное увеличение спроса на их продукцию невозможно и связано это не только с ограниченностью ресурсов. "Я и в целом компания Вritish Petroleum считаем, что пик производства нефти будет следствием пика потребления. После 2020 года из-за изменений в структуре энергопотребления и прогресса в области энергоэффективности мы станем свидетелями пика потребления нефти", - отметил в начале этого года в интервью The Guardian тогдашний глава ВP Тони Хейуорд.

Однако резкого падения спроса на нефть ожидать не стоит. Это медленный и долгосрочный процесс, дающий нефтеэкспортирующим странам вроде России время для переориентации экономик. "Скорее всего, в ближайшие годы уровень потребления стабилизируется, вероятен даже локальный рост в 2010-м и 2011-м, но очевидно, что в 2000-е был достигнут потолок спроса, существенно пробить который уже не удастся, - полагает Алексей Белогорьев. - Речь идет о постепенной, но масштабной "конверсии" нефтяной экономики". Ахмад Абдалла утверждает, что при самом оптимистичном сценарии пик потребления 2007 года может быть побит в 2010-х, но превышение того уровня будет незначительным (до 91-92 мбд), после чего спад возобновится. Если рассматривать сценарий пессимистичный, пик 2007-го так и останется непреодоленным.

Российские власти начали подготовку к сокращению в мире потребления нефти, правда пока теоретическую. "Падение мирового прироста спроса на нефть, а впоследствии и самого спроса заложено в Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, - отмечает Алексей Белогорьев. - Стратегия ориентирована на снижение экспорта нашей нефти после 2020 года и в целом на уменьшение роли нефтяной отрасли. Приоритет отдается атомной энергетике, повышению энергоэффективности экономики и постепенному развитию альтернативной энергетики". Но, подчеркивает он, концепция концепцией, а в реальности переориентации практически не происходит. Тормозом на этом пути выступает сохранение спекулятивно высоких цен на нефть из-за нестабильной ситуации на финансовых рынках.

Не ожидается революционной "перезагрузки" и в мировой нефтехимии. "Ключевой потребитель нефти - двигатели, - говорит заместитель гендиректора по науке Института энергетической стратегии Алексей Громов. - Всякое другое ее использование будет носить ограниченный характер и определяться главным образом прогрессом нефтехимических технологий. Но принципиально ситуация в будущем не изменится". Получается, что не стоит больше бояться истощения мировых углеводородных запасов. Ведь, как заметил в свое время бывший министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии шейх Ахмед Заки Ямани, каменный век кончился не из-за того, что у людей иссякли запасы камней. Бояться же стоит слишком сильной привязки экономики к черному золоту, блеск которого начинает постепенно тускнеть.
Ничто не ново

Спад спроса на нефть в странах - членах ОЭСР не новость. Впервые обвал произошел после ценового шока конца 1970-х. В США на восстановление уровня потребления, достигнутого в 1979-м, ушло 20 лет, в Японии - 14 (но сегодня там он опять гораздо ниже пиковых значений). Европа же так и не достигла показателей 1970-х. Значит ли это, что развитые экономики не росли? Напротив, они продемонстрировали, что могут развиваться, не наращивая потребление нефти, а снижая его. Как им это удалось? По словам руководителя экспертно-аналитического управления по ТЭКу Института энергетической стратегии Алексея Белогорьева, в первую очередь за счет повышения энергоэффективности, а также за счет структурных изменений в энергобалансе в сторону увеличения доли использования природного газа и энергии из возобновляемых источников. В Европе смогли быстро сменить автопарк, объем двигателей современных машин сократился вдвое. Наконец, там сделали ставку на развитие атомной и альтернативной энергетики. Япония пошла по тому же пути: доля нефти в производстве электроэнергии упала с 73% в 1973 году до 26% в 1986-м, а сейчас этот показатель еще ниже - всего 9,5%.

Роскошь, а не средство передвижения

В Гонконге всего 55 личных автомобилей на 1000 человек населения. И хотя в Китае парк персональных машин, по данным компании GaveKal, в последние пять лет вырос более чем в 4 раза (с 9,1 до 40 млн авто на конец 2009 года), спрос на бензин за тот же период увеличился лишь на 32%. Чем это объяснить? Во-первых, столь бурный рост продаж наблюдался именно в отношении личных автомобилей, а бензин нужен и иным "средствам передвижения", число которых изменилось в сторону повышения незначительно. Во-вторых, возросла энергоэффективность автопарка. Наконец, в-третьих, в целом по стране резко снизился средний километраж поездки транспортного средства: если в 2005-м он составлял 209 км в день, то в 2009 году - только 70. Почему? Дорого! Китайцы покупают авто как символ успеха, но часто ездить на нем накладно. На общественном транспорте намного быстрее, удобнее и дешевле.

http://www.rbcdaily.ru/

01.11.2010

Док. 665832
Перв. публик.: 01.11.10
Последн. ред.: 24.09.13
Число обращений: 0

  • Зотин Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``